Каждый вправе выражать эмоции. Подавлять их психологи не советуют. Однако, другие люди вправе действовать также как и мы. Тогда возникает проблема совмещения эмоциональных прав в обществе. Ведь, как сказал русский мыслитель и анархист Михаил Бакунин:
"Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого".
К сожалению, некоторые не знают где проходит эта невидимая граница. Когда люди эмоционально безграмотны, то между ними часто возникают иррациональные конфликты, которых можно было бы не допустить, если бы с обеих сторон были "эмоциональные интеллектуалы".
Решать эту психологическую проблему помогает концепция "эмоциональной грамотности". Ее автором считается соратник Эрика Берна по трансакционному анализу Клод Штайнер. Подробнее свой подход он описывает в книге: "Эмоциональная грамотность: интеллект с сердцем" (переведена на русский язык).
Эмоциональный интеллект и эмоциональная грамотность
Чем они отличаются друг от друга? Примерно тем же, что разум от образования. Человек может быть умным, но при этом невежественным. Некоторые знания у него просто в слепой зоне.
Эмоциональный интеллект это некая сиюминутная константа, показатель характеризующий текущий уровень психологических навыков и способностей человека в моменте. Сегодня он такой, а завтра в результате опыта жизни уже другой.
Эмоциональная грамотность - это процесс развития в человеке эмоциональных навыков и способностей. С ее помощью мы наращиваем собственный эмоциональный интеллект. Чем он выше, тем нам проще и легче взаимодействовать с другими людьми. Чем ниже, тем сложнее.
Структура эмоциональной грамотности
Штайнер сводит ее к решению трех задач:
1) научиться осознавать свои и чужие эмоции, сопереживать чужим (самоанализ, психоанализ, эмпатия);
2) научиться регулировать (управлять) своими и чужими эмоциями, психологически грамотно выражать свои (эмоциональный интеллект);
3) освоить эмоциональную интерактивность (навык рационального поведения в эмоционально насыщенных социальных ситуациях)
Самоанализ
Здесь вроде бы все ясно. Есть эмоции, которые мы выражаем бессознательно, а есть такие, которые наш ум видит.
Из серии:
а что это я такой раздражительный сегодня утром? В чем причина? Ага. Не позавтракал. Пойду ка лучше сделаю себе яичницу и заварю кофе.
Классификация эмоций
Чтобы с успехом применять самоанализ, важно:
- классифицировать свои эмоции, разделить на категории;
- выделить из них доминирующие и наиболее часто испытываемые;
- описать типовые ситуации, в которых они возникают;
- поразмышлять о причинах эмоций;
- подумать о том, к каким последствиям они могут вести.
Эмпатия
О ней на канале "Психаки" материалов вагон и маленькая тележка. Ссылки в конце статьи. Повторяться не буду.
Эмоциональный интеллект
После того, как овладеваешь навыком самоанализа и эмпатии, то следующий шаг освоить арсенал действий, направленных на рациональное регулирование эмоций (усиление, ослабление).
Например, лучшим способом погасить гнев другого человека считается выражение согласия с его оценкой ситуации, хотя бы временное, ситуативное. Когда гнев уйдет, можно будет обсудить с ним разногласия рационально.
Если человек встревожен, то попробовать отвлечь его от мыслей об угрозах, переключить внимание на что-нибудь нейтральное, проявлять спокойствие и доброжелательность, помочь осознать преувеличение угроз.
Некоторые эмоции мы способны вызывать у себя сами целенаправленно. Например, если начнем мечтать, и будем использовать воображение, самовнушение, а также другие психологические техники. Своего рода самонаводящаяся ракета любви.
***
Спасибо за подписку на канал, за рекомендации друзьям и знакомым, лайки, репосты.
Предложения и отзывы присылайте на: psychologan@yandex.ru. Оставляйте фидбэки в комментариях под этой заметкой, чтобы я мог улучшать сервис.
© Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала возможно только с письменного согласия автора.
Данная статья создана в просветительских целях, не является психологической консультацией. За помощью обращайтесь к специалистам.
Материалы на похожую тему: