Как и предсказывали аналитики прошлого века, эпицентр мировой активности таки переместился в Азиатско-Тихоокеанский регион. Здесь стремительным домкратом растет все -население, экономика, армии и флоты. Здесь есть деньги, здесь активно проводят перевооружение. Достаточно того, что в супер-пупер престижном на сегодня клубе держав, владеющих гиперзвуком, кроме России, которая своей не самой худшей половиной представлена в этом АТР, присутствуют КНР, КНДР и Иран. И все. Лишь недавно успешные испытания провела Франция.
Сегодня о самой населенной стране исламского мира, да и вообще четвертой в мире по населению!!!! Плюс это 7-я страна в мире по ВВП по ППС.
Наверно, догадались уже все. Это Индонезия. Более 270 миллионов населения, 1,12 трлн. долларов ВВП на 2019 год (3,242 триллиона долларов по ППС на 2017 год). Территория- 16-е место в мире, острова, богатейшие по природным ресурсам. Страна с древней индуистской культурой. Страна активно развивающаяся сегодня.
Насчет флота... Неудивительно для Азии, где за считанные годы в мировые лидеры вырвался Китай, где скромно замаскировался 4-й в официальной мировой табели о рангах японский флот, где наращивает морскую мощь незаметная Южная Корея, где растет как на дрожжах флот Индии... у Индонезии флот есть. По количеству боевых кораблей он даже вхож в мировую десятку.
Когда-то уже Индонезия едва не стала морской державой. В 1957 году тогдашний советский лидер Никита Хрущев с барского плеча продал/подарил бывшей колонии целый флот советских кораблей (около 100 боевых и вспомогательных кораблей и судов в том числе крейсер «Орджоникидзе», 6 эсминцев, 4 сторожевых корабля, 12 подлодок, 12 ракетных и 12 торпедных катеров, 10 базовых тральщиков). Хорошо хоть не с экипажами... Но клоуну в вышиванке не дано было понять мятущуюся душу индонезийских националистов. Сгнила сотня кораблей в тропическом климате практически бесследно.
Сейчас индонезийцы строят новый флот.
На 2018 год в боевом составе флота было 136 вымпелов, в том числе 6 фрегатов, 2 подводные лодки, 1 корвет, 4 ракетных катера, 12 патрульных кораблей.
На 2023 год- 7 фрегатов, 4 подводные лодки, 24 корвета, 8 тральщиков, 35 патрульных кораблей.
В составе индонезийского флота в 90-х годах оказалось много кораблей флота ГДР. Германское правительство после аннексии с удовольствием их распродавало. На 2023 год в строю оставались 6 минно-тральных кораблей типа "Pulau Rote", переданных в августе 1993 года, 11 десантных кораблей типа Frosch и FroschII и 14 корветов типа Parchim I.
Индонезийский флот пользуется техническим сотрудничеством с немецкими и голландскими судостроителями, а также покупает у них подержанные корабли.
Немцы строят подводные лодки и тральщики, голландцы поставили свои списанные фрегаты типа «Ван Спейк» и предоставили проект экспортного фрегата проекта «Сигма 10514» (2400 тонн). Строить эти фрегаты (от 11 до 21 штук) в Индонезии собираются самостоятельно, в 2011 году на предприятии компании «PAL Индонезиа» в городе Сурабайя началась их стройка по лицензии. 2 легких фрегата проекта SIGMA 10514 уже в строю. К 2024 году численность подводного флота планировалось довести до 10 единиц. Новые подлодки будет должна была строить Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering.
Новости последнего месяца.
1 июня 2023 года в Джакарте состоялась церемония передачи военно-морскими силам Индонезии «президентского вертолётонесущего корвета» (Kapal Korvet Rudal Heli (KRH) VVIP dan Kepresidenan) Bung Karno (бортовой номер «369», KRH 369).
Это своеобразный боевой корабль, совмещающий возможности патрульного и противолодочного корабля с обязанностями яхты для президента Индонезии.
Корвет индонезийцы построили сами, на частной индонезийской верфи PT Karimun Anugerah Sejati (KAS) в Батаме.
Имя у него тоже "говорящее" для тех кто в теме- Бунг Карно («брат Карно»), титул первого и бессменного президента Индонезии Сукарно (1945-1967). Соответственно, церемонию почтили своим присутствием дочь Сукарно Мегавати Сукарнопутри (президент Индонезии в 2001-2004), другие члены семьи первого президента и командование индонезийских ВМС. День тоже был выбран не случайно, 1 июня 1945 года Сукарно провозгласил «Панчасила» («Пять принципов»), основу государственной идеологии страны до сих пор.
Президентский корвет пришел на смену предыдущей яхте президента- переоборудованному 57-метровому сторожевому катеру проекта PB57 немецкой компании Lurssen Werft постройки 1990 года под громким именем Barakuda (бортовой номер «633»). Катер после замены вернется в строй боевых кораблей.
Контракт на постройку «президентского корвета» на сумму 300 млрд индонезийских рупий (20 млн долл, без учета правительственных поставок) был подписан с верфью KAS 25 мая 2022 года. Официальная закладка состоялась в Батаме 9 июня 2022 года, 20 июня было присвоено имя. На воду корвет спустили 19 апреля 2023 года практически готовым. Вскоре он приступил к испытаниям.
Bung Karno
Стандартное водоизмещение 650 тонн, наибольшая длина 73 м и ширина 12 м.
Энергетическая установка двухвальная дизельная общей мощностью 5400 л.с. Скорость полного хода 24 уз (по другим данным - 20 уз). Экипаж 55 человек.
Вооружение представлено одной 40-мм артиллерийской установкой Bofors L/70 и двумя 20-мм автоматами М71/08 югославского производства. Сообщается, что в дальнейшем на корабль планируется установить две двухзарядные пусковые установки ЗРК ближнего действия MBDA SIMBAD (используют ракеты ПЗРК Mistral), торпедные аппараты для 324-мм противолодочных торпед и подкильную ГАС, а 40-мм артиллерийскую установку Bofors L/70 заменить новой 40-мм артиллерийской установкой Leonardo Oto Marlin 40.
Корабль имеет взлетно-посадочную площадку для среднего вертолета, штатным считается Airbus Helicopters AS565MBe Panther. Ангар на корабле отсутствует.
26 мая 2023 года на немецкой верфи Abeking & Rasmussen в Лемвердере флоту Индонезии были переданы сразу два тральщика -искателя мин проекта MHV-60: Pulau Fani (бортовой номер «731») и Pulau Fanildo (бортовой номер «732»). Оба корабля получили названия в честь островов индонезийской провинции Западное Папуа. Они предназначены для замены двух тральщиков типа Pulau Rengat голландской постройки типа «Alkmaar» ( в строю с 1988 года).
Контракт на постройку для ВМС Индонезии двух тральщиков-искателей мин нового типа был заключен с Abeking & Rasmussen 29 января 2019 года. Стоимость контракта-около 200 миллионов долларов.
Особенностью проекта тральщиков типа Frankenthal (для ВМС ФРГ), а затем созданного на его основе MHV-60, является использование в качестве материала корпуса немагнитной стали.
Первая резка стали для обоих кораблей состоялась 26 ноября 2020 года. Pulau Fani был спущен на воду первым, 11 октября 2022 года
Наибольшая длина 61,4 м, ширина 11,1 м и осадка 3,3 м.
Энергетическая установка дизель-электрическая двухвальная, включает два дизельных двигателя MAN 12V175D-MM мощностью по 2200 кВт, два электродвигателя малого хода и два винта регулируемого шага MAN Alpha.
Противоминный кормплекс включает подкильную ГАС, кроме того, предположительно, новые индонезийские корабли оснащены подводными противоминными аппаратами Seafox I и Seafox C, а также дистанционно управляемыми катерами. Вооружение тральщиков скорее всего - баковая 20-мм дистанционно управляемая артиллерийская установка Rheinmetall Oerlikon Searanger 20.
Бич молодого индонезийского флота-высочайшая аварийность.
Ракетный катер KRI Klewang (бортовой номер "625"), цельнокомпозитный тримаран, 28 сентября 2012 года был уничтожен пожаром на судостроительной верфи во время ремонта; в сентябре 2018 года ракетный катер Rencong (бортовой номер "622", южнокорейской постройки 1979 года) сгорел в результате пожара и затонул в море близ Соронга, Западное Папуа; в декабре 2017 года в Малаккском проливе в шторм после отказа двигателей затонул сторожевой катер Sibarau (бортовой номер "847"); в мае 2016 года, напоровшись на корпус затонувшего судна, у Суматры потерпел аварию и затонул корвет Pati Unus (бортовой номер "384", бывший малый противолодочный корабль флота ГДР проекта 133.1); несколько катеров индонезийского флота в последние годы были потеряны в результате ураганов
Подводная лодка тип 209 KRI Nanggala (402) во время учений 21 апреля 2021 года затонула к северу от острова Бали. Погибли все 53 человека на борту.
Днем 3 июня 2023 года произошёл крупный пожар на борту среднего десантного корабля ВМС Индонезии Teluk Hading (бортовой номер "538", бывший корабль флота ГДР Cottbus проекта 108, приобретенный в 1994 году). Возгорание произошло в 8 милях от порта Бира на острове Сулаяр, провинция Южное Сулавеси, во время транспортного рейса из Джакарты на Западное Папуа. Все находившиеся на борту 119 человек (62 члена экипажа и 57 перевозимых военнослужащих индонезийской армии) были благополучно и быстро эвакуированы.
После частичного выгорания Teluk Hading, корабли ВМС Индонезии смогли взять его на буксир и вечером 4 июня привести в Бира, где он был поставлен к молу. Сообщалось, что вечером 5 июня корабль еще дымился.
12 средних десантных кораблей проекта 108 (обозначение НАТО Frosch I), построенных верфью Peene-Werft в Вольгасте (ГДР), в 1993 году после объединения Германии вместе с двумя построенными на том же корпусе кораблями снабжения проекта 109 (Frosch II) были приобретены Индонезией. Из этих 12 единиц, к настоящему времени ВМС Индонезии уже потеряли в авариях и инцидентах два корабля - Teluk Peleng (бортовой номер "535") наскочил на бетонный мол в ноябре 2013 года, а Teluk Jakarta (бортовой номер "541") затонул 14 июля 2020 года у острова Кангеан в результате аварии в шторм. Кроме того Teluk Berau (бортовой номер "534") был списан в 2012 году и тогда же потоплен в качестве мишени для одной из приобретенных Индонезией в России сверхзвуковых противокорабельных ракет "Яхонт".Teluk Hading, скорее всего, после пожара также будет списан.
Такая аварийность вполне объяснима для молодого флота с низким уровнем подготовки моряков, в неспокойных водах Тихого океана.
Пока это только заготовка флота, но растущая экономика, в том числе собственное судостроение, освоившее уровень легких фрегатов, дает некоторую надежду на развитие "тигренка".
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам