Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

"Моя "Волна": Talking Heads

Talking Heads ("Говорящие головы"в дословном переводе) пожалуй одна из немногих заокеанских групп "новой волны" по которым я фанател в 80-е. Ну может "фанател" это слишком громко сказано, учитывая значение данного термина, но, как минимум, живо интересовался такой музыкой. И думаю что оно того стоило. Не зря же к концу 80-х Talking Heads считались одним из самых почитаемых музыкальными специалистами групп: их творческие эксперименты этому как нельзя способствовали. То есть от альбома к альбому ребята не переставали удивлять публику. А что они творили на сцене... Правда лицезреть видео их выступлений удалось лишь с опозданием как минимум на два десятка лет, с развитием интернета.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=v0DpBnUznd0

В 2002 году Talking Heads были введены в Зал славы рок-н-ролла, а в 2003 году четыре альбома группы вошли в список «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала Rolling Stone.

Однако начиналось всё куда раньше и путь к вершинам славы у ребят занял почти три десятилетия.

Будущие основатели группы — поющий гитарист Дэвид Бирн (англ. David Byrne), барабанщик Крис Франц (Chris Frantz) и Тина Уэймут (Tina Weymouth) познакомились, будучи студентами школы дизайнеров в Провиденс, Род-Айленд, в начале 1970-х годов. Именно тут и тогда( в 1974-м году) Бирн и Франц собрали группу Artistics; Тина Уэймут, будучи подругой Франца, часто обеспечивала коллектив транспортом. Ансамбль исполнял, в основном, каверы, но Бирн включил в его репертуар и несколько собственных композиций, в частности, «Psycho Killer», «I’m Not In Love» и «Warning Sign», позже ставшие известными в исполнении Talking Heads. Через год Artistics распались, и все трое переехали в Нью-Йорк, где поселились в одной квартире. Поскольку место бас-гитариста оставалось вакантным, Франц предложил Тине овладеть инструментом — и она освоила бас-гитару, вдохновляясь манерой игры Сьюзи Кватро и слушая её пластинки. В начале 1975 года трио приступило к серьёзным репетициям, по-прежнему исполняя сочетание оригинальных песен Бирна с интерпретацией бабблгам- и панк-наследия 1960-х годов.

Свой первый концерт под новым названием Talking Heads ребята дали в первом отделении выступления Ramones в клубе CBGB 8 июня 1975 года. Позже Тина Уэймут так объясняла выбор названия: «Наш знакомый встретил это словосочетание в TV Guide, где объяснялся смысл термина, использовавшегося в телестудиях и означавшего план голова-и-плечи, предполагавший — "лишь содержание, никакого действия". К нам это подошло идеально».

Всё в том же 1975 году, трио записало демо для CBS, но контракта не получило. Лишь в начале 1977 года контракт с группой заключил лейбл Sire Records, в феврале 1977 года выпустивший дебютный сингл «Love → Building on Fire». В марте к составу присоединился клавишник и гитарист Джерри Харрисон, в прошлом — участник The Modern Lovers. После продолжительных гастролей квартет выпустил первый альбом Talking Heads: 77. Он удостоился высоких оценок критиков, отметивших стилистическую лаконичность аранжировок, умные тексты Бирна и его характерный, чрезвычайно нервный стиль вокального исполнения. Сингл из альбома, «Psycho Killer», вошёл в Billboard Hot 100 (#91).

Помимо лаконичных аранжировок столь же лаконичным оказалось и оформление конверта дебютной пластинки. Смотрите сами:

Не знаю как в то время там у них (на Западе), а в СССР фирменные "пласты" встречали по одёжке обложке, поскольку их цена мягко говоря кусалась. Поэтому вряд ли поначалу эта пластинка вызвала интерес советских меломанов.

Однако, если уж цитировать поговорку полностью, то провожают всё же по "уму". То есть реально оценивают по содержанию. А содержание было как минимум любопытным:

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=qowEgRo3Q1E

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=NwNENxFKSuY

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=bzn78HUFm3I

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=CKti7QixnJI

И хотя любителей Deep Purple, Nazareth, Uriah Heep, Pink Floyd (и т.д.) такая музыка вряд ли могла заинтересовать, во все времена были и те, которым было интересно всё новое и необычное.

Второй альбом More Songs About Buildings And Food был записан группой при участии Брайана Ино, выступившим в качестве продюсера. С ним группа создала коллекцию тщательно сконструированных арт-поп-композиций, выдержанных в экспериментальном ключе с использованием разнообразных вариаций акустических и электронных инструментов и (согласно AllMusic) «штрихами на удивление аутентичного фанка». В феврале 1979 года Talking Heads выступили в телепрограмме Saturday Night Live, исполнив (включённый в альбом) кавер Эла Грина «Take Me to the River» и таким образом впервые вышли на широкую американскую аудиторию.

Как видите и в оформлении второго альбома группа оказалась приверженцами красного цвета, но всё же отошла от визуального минимализма.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=MuzEQACFk0I

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=j5Wxhpvgcu0

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=vG0z44zwU5A

Брайан Ино продолжил сотрудничество с квартетом и в альбоме Fear of Music (август 1979), сделанный здесь акцент на ритм-секцию с использованием полиритмических рисунков, характерных для африканских музыкальных культур, особенно ярко проявился в треке «I Zimbra» (с бессмысленным текстом по мотивам стихотворения Хуго Балля). Отмечалось и другое отличие пластинки от двух предыдущих: использование минорных тональностией, сделавшее её звучание более мрачным и даже зловещим. Если прежде Бирн свои странные наблюдения и реплики выдавал в шутливом тоне, то здесь, при том, что «странность» сохранилась, от лёгкости не осталось и следа. Вскоре после выхода третьего альбома Ино с Бирном записал My Life In The Bush Of Ghosts.

Переход к минорной тональности отразился и на оформлении обложки альбома, которая вновл оказалась оформлена в минималистичном ключе да ещё и в чёрном цвете.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=qKFn66dzdz0

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=2w1N6RTiTpw

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=jJMxwBmQWHA

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=OVHNwBbkSj4

Высокие оценки критиков получил и четвёртый альбом Talking Head Remain in Light (1980), в биографии Музея Залы слава рок-н-ролла названный «шедевром». Диск, записанный группой и Брайаном Ино при участии известных сессионных музыкантов (в частности, гитариста Эдриана Белью), продолжил начатое в третьем альбоме и положил начало экспериментам самого Бирна с афробитом и полиритмией, однако многие сочли заданное им направление совершенно новым, от прежнего отличавшимся радикально. В частности, расширение состава привнесло в аранжировки новую черту: если прежде песни Talking Heads были монологами Бирна, то здесь «две-три вокальных секции предлагали словно бы противоположные взгляды на один и тот же вопрос». Первый сингл из альбома, «Once in a Lifetime», стал хитом в Британии (#14, 1981), но в США первоначально даже не вошёл в чарты и лишь впоследствии стал известен благодаря видео.

Собственно именно с этого альбома и начиналось моё первое знакомство с Talking Heads - эта пластинка, в числе ещё нескольких пластинок группы, была у приятеля. Но первой я послушал именно эту.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=5IsSpAOD6K8

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=YO7N2tFb0X8

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=vhTqVFpDC9U

Для концертного исполнения усложнённых композиций альбома Talking Heads пригласили в турне дополнительных музыкантов, представив материал первым делом на фестивале Heatwave в августе того же года. Записи, сделанные в ходе турне, вошли в фильм «Stop Making Sense». В это же время Тина Уэймут и Крис Франц параллельно создали собственный проект Tom Tom Club. Свою первую сольную пластинку выпустил и Харрисон, а Бирн записал музыку к балету «The Catherine Wheel», а также (вновь в сотрудничестве с Ино и с приглашением многих известных постпанк-музыкантов) — My Life in the Bush of Ghosts, экспериментальный альбом в жанре world music. Паузу в деятельности Talking Heads заполнил двойной концертный диск The Name Of This Band Is Talking Heads.

Летом 1983 года вышел в коммерческом отношении самый успешный альбом Speaking in Tongues, сингл из которого, «Burning Down the House» стал первым синглом попавшим в первую десятку американского хит-парада. Сам альбом стал первым в истории группы, тираж которого превысил миллионную отметку. В ходе гастролей Talking Heads сняли фильм «Stop Making Sense», к которому был выпущен одноимённый саундтрек (#41, 1984).

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=_3eC35LoF4U

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=rrmmlm9JRro

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=bE1Ro_wPGIU

Успех в чартах имел и следующий студийный альбом Little Creatures (#20, 1985), песни из которого, «Road to Nowhere» (#6 UK) и «And She Was» (#17 UK, #54 US) стали хитами. В альбом True Stories (1986) вошли песни из одноимённого фильма, снятого Бирном, заново исполненные ансамблем, участники которого снялись и в картине. Несмотря на то, что из пластинки вышел радиохит «Wild Wild Life», как фильм, так и песни из него, были невысоко оценены критиками; задним числом стало ясно также, что в это время группа уже находилась в процессе распада.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=LQiOA7euaYA

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=cl3B_FTDKD0

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=616-QGQyx-I

Naked (1988), записанный в Париже с продюсером Стивом Лилливайтом (и при участии Джонни Марра, гитариста The Smiths), поднялся до #19 в США, но стал последним релизом Talking Heads. Альбом оказался близок по духу к Remain in Light: «попеременно серьёзный и игривый, вновь позволил Дэвиду Бирну побеспокоиться о правительстве, экологии и бедах рабочего человека», он получил хорошие отзывы. Но группа распалась в 1991 году, выпустив вскоре ретроспективный двойник Talking Heads.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=8ut5tHfbaJA

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=2twY8YQYDBE

В 1991 году группа объявила о своем распаде, основной причиной которого стал уход Бирна из коллектива. Единственный раз группа собиралась вместе (с Бирном во главе), исполнив песни «Psycho Killer» и «Burning Down the House», в 2002 году в связи с введением в Зал славы рок-н-ролла. Также публиковалась новость о возможном воссоединении группы в 2017 году, однако Бирн опроверг эти домыслы, сказав, что больше не видит своё творчество в рамках Talking Heads и не желает себя с ней ассоциировать, однако признаёт Talking Heads как огромную часть своего творческого наследия.

Музыка Talking Heads оказала влияние и на советский рок. Ещё в начале 90-х, когда я впервые увидел Дэвида Бирна и его команду на видео (естественно речь о VHS-кассете), в голове промелькнула мысль: уж не его ли пытается копировать Петр Мамонов со "Звуками Му"? Не в музыкальном плане, но в поведении на сцене. И лишь с появлением интернета я узнал что мои предположения оказались попаданием в самую точку. Конечно принципиального значения сей факт не имел, но то что и Мамонов, и Цой, и БГ, и Бутусов и многие другие наши рокеры с интересом и уважением относились к Talking Heads и их лидеру - говорит о многом. И вот уже больше 30 лет прошло с момента распада группы, а народ по-прежнему активно интересуется их творчеством. Переслушиваю их альбомы и я. Пусть не так часто, как в 80-е, но тому есть простое объяснение: с тех пор мы открыли для себя столько новой музыки, что просто физически не успеваем слушать всё. Но раз при этом текущем изобилии мы пусть и реже, но обращаемся к старому, значит в этом старом действительно что-то не только было, но и остаётся.

При создании статьи частично использованы материалы из Википедии.