Найти тему
По ту сторону парты

Читать или не читать - вот в чём вопрос!

Оглавление

Вопрос о летнем чтении всегда остро стоит перед родителями в конце учебного года. Я, как учитель русского языка и литературы, конечно, выдаю эти списки. Однако делаю это я скрепя сердцем. Почему?

Список на лето всегда выглядит внушительно. Кажется, что всю библиотеку задали прочитать одному ребёнку.
Список на лето всегда выглядит внушительно. Кажется, что всю библиотеку задали прочитать одному ребёнку.

Во-первых, личный опыт.

Когда я училась в школе, то мой педагог никогда не задавала читать конкретные произведения на лето. Она нам говорила: «Читайте то, что интересно. Осенью обсудим». В начале следующего учебного года мы могли просто рассказать о книге или книгах, которые читали.

Отсутствие тех или иных рамок позволило мне посмотреть на чтение как на приятное времяпрепровождение. Порой, не зная об этом, я читала произведения из школьной программы. Просто раньше, чем должна была. Так Шекспир был прочитан мной в шестом классе, а главы из "Героев нашего времени" в пятом. А так как это было мне интересно, то моменты оставались в моей памяти надолго.

Во-вторых, чтение – удовольствие, а не обязанность.

Разговаривая с разными людьми, я заметила, как люди реагируют на летнее чтение. Многие мои знакомые говорили о том, что не любили читать до сознательного возраста именно из-за списка литературы на лето. Чтение для них стало обязанностью или условием, при котором они могли пойти отдыхать. Звучит странно? Для меня очень.

Порой мне кажется, что заставляя ребёнка прочитать то или иное, я отбиваю желание  подружиться с книгой.
Порой мне кажется, что заставляя ребёнка прочитать то или иное, я отбиваю желание подружиться с книгой.

Многие мои друзья начали говорить о том, что чтение им стало нравится именно из-за отсутствия рамок. Да, когда ты взрослый, то у тебя есть свобода выбора. Но почему не дать такую свободу детям? Во время учебного года у ребят и так много «надо», что в летнее время можно дать им выбрать литературу.

В-третьих, «Я это читал, но не помню».

Эта фраза, которая убивает меня каждый год. Да, списки, которые предлагают учителя, в основном состоят из произведений, которые будут детьми изучаться. Поэтому возникает такая проблема. Ученик с самыми честными глазами доказывает, что книга была прочитана, но он ничего не помнит. Что мне делать?

Я должна ставить ребёнку два за ответ. А он читал этого «Тараса Бульбу», не понял половину слов, но читал. Не пошёл на речку или играть в футбол, а читал. Жизнь – боль. Литература – зло.

Да, я слегка преувеличиваю, но, согласитесь, что прочитанное за лето не будут спрашивать в сентябре или даже в первую четверть. Что-то забудется, что-то даже не запомниться. Тогда вопрос: «Кому это всё надо?»

В-четвертых, всё начинается не со списков.

Читать книги – полезная привычка, которую не задают в школе. Даже через сто лет, когда искусственный интеллект будет составлять список на лето, основываясь на интересах детей, ученики не будут читать, если это не стало их привычкой.

Не стоит забывать, что чтение может быть совместным досугом.
Не стоит забывать, что чтение может быть совместным досугом.

Поймите, что современным детям порой просто тяжело и скучно читать то, что задал учитель. Давайте не будем лицемерить и признаемся, что в их возрасте мы также относились к некоторым произведениям. Они маленькие личности, которые уже в школьное время формируют свои вкусы.

Что мне хочется сказать в конце?

Лето – прекрасная пора, которая позволяет нам всем выдохнуть и набраться сил на следующий учебный год. И если чтение входит в рецепт вашего идеального отдыха, то это замечательно. Главное получайте удовольствие.