Если точнее - почти полтора года. 25 февраля 2022-го я уже писал статью по первым впечатлением от только что начавшейся "СВО". Чуть позже ещё одну, и на неё, также чуть позже, дам сам себе ответ. А пока поговорим о том, о чём я переживал в той февральской статье.
Свобода слова и свобода получения информации
Как я и предполагал, и к гадалке тогда ходить было не надо, первой проигравшей стала правда. Точнее, не сама правда, как таковая, а свобода слова. Она по-прежнему декларируется Конституцией, но федеральные законы очень сильно эту свободу ограничивают, а Конституционный суд этих ограничений не видит. Людей, несогласных с официальной позицией, объявляли предателями, травили на них ОМОН и Росгвардию, заводили административные и уголовные дела. Всю оппозиционную прессу выдавили из России, всех, кого можно, признали инагентами, однако...
Однако давайте зададимся вопросом, а стало ли свободы слова реально меньше. И тут надо сделать вот какое замечание: свободы слова для оставшихся в России оппозиционных спикеров стало существенно меньше. Нужно применять в буквальном смысле эзопов язык, чтобы за безобидный комментарий не получить административку или того хуже, не загреметь на шконку. Свободы слова у официальных спикеров - хоть отбавляй. Они могут кого угодно называть мразями, подонками и похрюкивающими подсвинками, алчно жаждать крови и не получить не то, что статьи за разжигание, но даже и выговора. Иногда, правда, кого-нибудь показательно занесёт, типа того же Красовского, его также показательно выпорят, а потом тихо куда-нибудь пристроят.
А вот свободы получения информации, тоже, между прочим, гарантированной Конституцией, реально меньше не стало. Вы по прежнему можете смотреть Ютубчик со своими любимыми (или ненавистными, тут уж у кого как) блогерами. Удивительно тут другое: вместе с Россией в дивный мир интернет-цензуры двинулись транснациональные медиагиганты вроде того же Ютуба или всем известных террористов-экстремистов и Твиттера. Внезапно выяснилось, что не только "царство тьмы" может жёстко цензурировать своих граждан, но и "оплоты света и демократии" при наличии бабла и ресурсов спокойно могут цензурировать своих юзеров, выпиливая каналы российской пропаганды и тем самым, кстати, лишая свободы получения информации жителей "коллективного запада" из первоисточников. В том смысле, что где бы они ещё услышали дивную российскую пропаганду?
И тут у них действует тот же принцип, что и у нас: одним всё, другим ничего. Попробуйте завтра выйти к горадминистрации с томиком Толстого "Война и мир" в руках. Как долго будет ехать к вам в гости полиция? А Пригожин не только выехал, но и проехал фактически от горадминистрации Ростова-на-Дону до горадминистрации Москвы, и не с томиком, а с прямыми угрозами. И ничего. Ни дела, ни штрафа, ни срока. И вспомните теперь историю с признанием ФБ экстремисткой и террористической организацией. Произошло это тогда, когда соцсеть залупилась на российских пользователей и решила не ограждать их от прямых оскорблений украинцев в обход собственных же правил. Двойные стандарты - они такие двойные.
Но вернёмся к нашей действительности. Повторюсь, сама свобода получения информации пока существенно не пострадала. Роскомнадзор в последнее время даже перестал бегать с палкой за впн-сервисами, поначалу имитируя в этом направлении бурную деятельность. Да, лучше остерегаться публичных разговоров, а то товарищ майор может "почувствовать незащищённость" при их прослушивании, или, скажем, публичного просмотра блогеров-иноагентов, чтобы у какой-нибудь ранимой души борца за единство родины не выделилась слюна, а за ней и заявление, но в целом - сиди себе дома и слушай кого хочешь.
Международное положение страны
Разумеется и в лучшие времена, когда нам Европа была как минимум нейтральна, глупо было бы смотреть на так называемый "коллективный запад" как на абсолютно преданных нам друзей. Но мы, как минимум, не были открытыми врагами. И это как раз тот случай, когда худой мир лучше доброй ссоры. В современных условиях государства должны торговать, а не воевать. Понятно, что каждое из них преследует свои цели, но эти цели не были прямо враждебны. Да и какие у нас были партнёры до 2022 и даже после 2014? Государства с первыми экономиками мира. Отношения не были абсолютно гладкими, но мы сносно могли общаться даже с вечно антисоветскими и антироссийскими Польшей, всей Прибалтикой, нормально общались со Скандинавией, Восточной и Центральной Европой. Даже с США.
А что теперь? Наши партнёры - Эритрея, Зимбабве и Бог знает кто там ещё. Можно привести тут статистику с цифрами по ВВП, чтобы понять, как сменился масштаб союзников, но и без этой статистики понятно, что объёмы нормальной, не попадающей под санкции внешней торговли, сильно снизились. А все эти новоиспечённые "союзники" скорее всего будут оставаться таковыми до тех пор, пока у нас будет бало их кормить. Кончатся деньги - кончатся союзнические лобызания.
Нас попросили, либо мы сами вышли из большинства международных договоров. Мы потеряли место в Совете Европы. Как водится, у Совета своя правда, у нас своя. Наши заявляют, что хотели хлопнуть дверью добровольно, а европейцы говорят о том, что прогнали нас с позором. Но мне вот без разницы. Главное не то, кто первый, а то, откуда. В Европейских делах мы больше не участвуем, как бы не надували щёки. Кстати, с выходом из состава Совета Европы мы вышли и из Конвенции о защите прав человека и основных свобод. А потом ещё мы признали верховенство внутренних законов, так что теперь любой, кто обратится в ЕСПЧ и получит удовлетворение своего обращения больше, собственно, ничего не получит.
Русский мир и русский человек
А вот с русским миром, я честно говоря, перегнул. Я был уверен, что нас вообще нигде не захотят видеть. Ну помните, вот это вот всё, про плохих и хороших русских. И я рад, что ошибся. Дело в том, что у меня есть приятели и коллеги, ведущие со мной на пару несколько групп, с которыми я поддерживаю контакт, и ни один из них не опустился до выяснения моих политических взглядов, за что им респект.
Продолжим тем, что большинство русских, оказавшихся в этот момент заграницей - это вынужденные эмигранты и релоканты. Кто-то вернулся, а большая часть из них навсегда уехала из страны. И если открыть глаза и не читать "писем российских айтишников", а побеседовать с "оригиналами", то вывод напрашивается сам собой: тяжело, но жить можно. И никакой бытовой русофобии. Никто русских из отелей и квартир не выкидывает только потому, что они русские.
И главный вывод, который я сделал для себя. Нет хороших русских и плохих русских. Есть те, которые позволили себе не поверить своему государству и те, кто поверил. И среди тех, и среди тех в обычной, бытовой жизни и в профессии есть прекрасные, добрые, отзывчивые люди. Можно долго говорить об умении критически мыслить, о способности трезво оценивать происходящее, но записывать человека во враги народа только потому, что он за Путина и за победу или только потому, что он против спецоперации и выехал из страны - это верх глупости. Там это понимают, а вот у нас не всегда. Перегибы, конечно, случаются. Кровожадных подонков, которые призывают топить украинских детей, нужно публично судить и отправлять на принудительное лечение.
Экономика
Страна потеряла огромное количество рабочей силы. От высокоинтеллектуальной, создающей ту самую высокую добавленную стоимость, разрабатывающую сложные информационные и инженерные проекты до простых работяг, машинистов, трактористов, без которых немыслимо наше сытое существование: пшеница сама себя не вспашет, а поезд сам себя не проведёт (хотя к последнему мы активно двигаемся).
Первые лица государства на днях позволили себе похвастаться рекордно низкой безработицей. А я вот недавно ехал из Арзамаса в Муром в электричке, и на одной стене в ней красовались объявления о работе в Магните на складе за 55 тысяч и службе по контракту за 200 тысяч + единоразовая выплата. То есть Министерство обороны само создаёт этот дефицит, не говоря уже про мобилизацию и массовую миграцию. Кроме того, несмотря на отсутствие точной информации со стороны МО, все мы понимаем, что без потерь не обходимся, и что не все уехавшие, как добровольно за бугор, так и насильно на "линию боевого соприкосновения", вернутся обратно. При этом занятость по другим профессиям и дефицит кадров никто не отменял. Так что, когда у тебя на 3 калеки 1 вакансия, чего бы тут о безработице не порассуждать?
Прибавьте к этому необходимость восстанавливать и содержать инфраструктуру "новых территорий". Это вам не плакаты "Россия тут навсегда" вешать. Это вопрос обеспечения жизнедеятельности сотен тысяч человек, работы инфраструктуры и критически важных объектов. И это миллиардные вложения. При этом новые территории обладают отрицательной выгодой. Они просто убыточны, потому что там разрушено почти всё производство, они ничего не создают, а только потребляют. И так будет ещё довольно долго. Даже если представить себе, что Запорожье наше навеки, давайте подумаем, когда эта область станет даже не регионом-донором, а просто самодостаточным регионом? Подсказка: при нынешней системе распределения доходов регионов - никогда.
И кстати да, основной источник доходов бюджета - это налоги. Наши с вами деньги. Так что даже уехавшие релоканты, не сменившие гражданства и находящиеся в штате российских компаний или в статусе предпринимателей, в итоге башляют свою копеечку на спонсорство "Новороссии".
Я также говорил, что нарушится большое количество связей в малых бизнесах из-за того, что будут закрыты известные социальные сети. В целом, бизнесы продолжают жить, насколько это возможно, но не все и не так сладко, как раньше. Снижение потоков клиентов ощущают все, кто вёл свой аккаунт в запрещённой сети. Цифры называются разные. Если по направлению туризма у меня, например, просадка трафика составила 30%, то просадка заявок почти 90%. По направлению фотографии те же цифры. Вконтакт это всё не вывозит, не все аудитории пересекаются.
Теперь вернёмся к закрытому небу на юге и к туристическому сезону. Если Северный Кавказ и регион Сочи - Туапсе худо-бедно справляется с потоком туристов, потому что туда летают самолёты, то Крым и Тамань почти всё. И опять же Тамань чувствует себя чуть лучше просто потому, что является "домашним" морем для двух миллионников, а вот ехать в Крым нужно только на поезде (ну или на автобусе для особых ценителей извращений) и в большинстве своём от 12 часов и более. А можно было из центра страны долететь за 3 часа. Плюс анонсируемое наступление ВСУ, плюс постоянные взрывы, диверсии и прочая и прочая, и вот, пожалуйста, официальные лица республики говорят о том, что загрузка отелей 20-30%.
Глобально оценить то, что происходит в российской экономике, сейчас крайне сложно просто потому, что Росстат фактически вообще ничего не публикует, но когда публиковал, то некоторые цифры были просто чудовищными. Спецоперация неожиданно стала лучшим деавтомобилизатором России: в феврале этого года продано на 62% автомобилей меньше, чем в феврале прошлого.
На конец прошлого, 2022 года, к 31 декабря, доллар стоил 71,98 р. В середине лета 2023 года, 27 июня, он стоит 84,66 р. Минэкономразвития ожидает инфляцию на уровне 5,3% в год, однако уже за полгода рубль обесценился на 17%, что в 3 с небольшим раза выше прогнозного значения инфляции. А 29 июня 2022 года доллар стоил 52,97 р, то есть за год рубль разогнался вниз на 60%. Ну и что по этому поводу скажет господин Решетников? Можно лезть и дальше с более глубоким анализом, но курс национальной валюты и без того ярко иллюстрирует ситуацию.