Найти в Дзене
IQ.HSE

Выстраданное Средневековье. Как (де)конструируются исторические образы Выборга для туристов

Оглавление
УЧАСТНИКИ ЭКСПЕДИЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ КОСТЮМАХ / ФОТО ИЗ ЛИЧНЫХ АРХИВОВ АЛЕКСАНДРЫ КОЛЕСНИК
УЧАСТНИКИ ЭКСПЕДИЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ КОСТЮМАХ / ФОТО ИЗ ЛИЧНЫХ АРХИВОВ АЛЕКСАНДРЫ КОЛЕСНИК

Аутентичное и «дополненное» Средневековье — главная туристическая фишка города Выборг в Ленинградской области. В его репрезентации «для гостей» доминирует медиевализм — обращения к Средним векам в современной культуре. Туристическая индустрия «достраивает» выборгское прошлое с помощью популярной символики Средневековья — от рыцарей и замков до алхимии. Элементами стилизации выступают театрализованные экскурсии, фестивали и квесты. IQ.HSE проанализировал медиевалистский ореол Выборга с помощью исследования молодых учёных НИУ ВШЭ.

Многослойный город

Города с долгой и мультикультурной историей урбанисты сравнивают с палимпсестами — текстами, в которых дискутируют разные эпохи и смыслы, а подчас — и реальное с воображаемым. Выборг — тоже палимпсест. Основанный в 1293 году шведами, он с 1710 года вошёл в состав Российской империи, в 1917-м стал финским, а в 1944 году — советским. Не случайно Выборг называли «городом четырёх языков»: здесь жили шведы, финны, русские и немцы.

Эти мультикультурные истоки города отчётливо осознаются экскурсоводами и краеведами. В беседе с исследователями НИУ ВШЭ научный сотрудник Выборгского замка рассуждал о «многослойности» города. По его словам, от средневекового поселения «почти ничего не осталось», а отнести какое-либо здание только к Средневековью нельзя: «оно впитало в себя все [исторические слои], то есть это — как торт Наполеон».

И действительно: в Выборге соседствуют старинные здания и, например, Северный модерн (родом из Швеции, Норвегии, Финляндии). Пример регионального модернизма — знаменитая библиотека Алвара Аалто, построенная в первой половине 1930-х. А если говорить о средневековых памятниках, то они существенно перестраивались в последующие столетия.

Выборг. Фото из личных архивов Анастасии Паршутич
Выборг. Фото из личных архивов Анастасии Паршутич
Выборг. Фото из личных архивов Александры Колесник
Выборг. Фото из личных архивов Александры Колесник
Выборг. Фото из личных архивов Александры Колесник
Выборг. Фото из личных архивов Александры Колесник

Тем не менее, город представляют туристам именно в модном «средневековом» флере. С 2020 года именно он во многом помог увеличить турпоток в Выборг. Впрочем, туристической успешности города способствовало и открытие объектов после реставрации. В последние годы в Выборге были отреставрированы башня Ратуши, Часовая башня, Выборгский замок и здания, входящие в архитектурный комплекс замкового острова, — башня Святого Олафа, Дом наместника и три корпуса Цейхгауза. И, если смотреть отзывы гостей о городе, большинство из них — о «средневековых» объектах, а также фестивалях, экскурсиях, квестах и мастер-классах в духе медиевализма.

Очевидно, что это опосредованное современными представлениями Средневековье в «упаковке» романтизма и экзотики. О его популярных образах писал ещё в 1980-х культуролог-медиевист, писатель Умберто Эко. В числе главных ассоциаций со Средними веками — благородные рыцари, прекрасные дамы, замки, готическая архитектура — но и голод, чума, пытки. Причём этими клише порой оперируют даже культурологи и историки.

Часть этих лейтмотивов фигурирует и в «экскурсионном» нарративе о Выборге. Особенно замок — типичный маркер туристического Средневековья, ассоциирующийся с битвами, пирами, турнирами и пр. Правда, Выборгский замок — и правда единственный в России средневековый замок в западноевропейском стиле.

Оптика туристического брендинга

При этом за медиевалистским нарративом о городе стоит использование «увеличительного стекла» — специфической линзы, которая позволяет не только увидеть новые подробности истории, но и домыслить их. Или же «усреднить». Соблюдение фактической точности в данном случае не обязательно. Как пояснил один из авторов «средневековых» квестов, при подготовке мероприятия ему нужна лишь общая картина без штрихов.

В театрализованных экскурсиях, квестах, мастер-классах Средневековье, по сути, — лишь предлог, используемый для привлечения туристов, отмечают историк Александра Шуринова и филолог Анастасия Паршутич из НИУ ВШЭ. Их исследование включало экспедицию в Выборг, онлайн-опрос местных жителей и глубинные интервью с экскурсоводами и краеведами в июле 2022 года.

«Достройка» прошлого в туристической версии места — стратегия, конечно, не только Выборга. Нечто похожее наблюдалось в случае с музеем-заповедником Царицыно. Поначалу там пытались развивать идею «Золотого века», идею связи с Екатериной II (которая там почти не бывала). Потом концепция изменилась — в сторону «музея иллюзий, фантазий и утопий XVIII века». Музей перестали привязывать к екатерининскому наследию, включили историю XIX века и пр. Музей стал многослойным, комплексным — словно тот же торт.

Но вернёмся к Выборгу. Если развивать метафору города-торта, то можно сказать, что в случае с Выборгом туристов угощают тем куском, который украшен с наибольшей фантазией и смотрится особенно аппетитно.

Впрочем, можно предложить и другие гастрономические метафоры — например, вкусного выборгского кренделя, ставшего брендом этого города. В 2000-е годы на основе различных источников, в том числе книг финских краеведов, было придумано несколько историй про него — с целью продвижения среди туристов.

Выборгский крендель. Фото из личных архивов Александры Колесник
Выборгский крендель. Фото из личных архивов Александры Колесник
Выборг. Фото из личных архивов Анастасии Паршутич
Выборг. Фото из личных архивов Анастасии Паршутич

Создательница ресторана средневековой кухни вспоминает: «Что-то брали как факт, что-то — как легенду, как вымысел, добавляли какого-то очарования этой истории... В основе были факты, собранные, в целом, по Средневековью: мы читали информацию, обобщали и немножко приукрашивали». Но чего не сделаешь ради эмоций и впечатлений!

Ярмарка впечатлений

Мероприятия на территории замка поддерживают его средневековый образ (когда-то он был резиденцией шведских наместников): в краеведческом музее есть постоянная экспозиция «Шведский Выборг» о средневековой истории города. На территории замка также проводятся мастер-классы по гончарному и кузнечному делу, есть площадка для стрельбы из лука.

Выборгский замок действительно был основан в Средневековье, в 1293 году. Но первоначальный его облик не сохранился. От того периода до нас дошла лишь нижняя часть башни Олафа. Остальное — более поздние надстройки. Тем не менее, и экскурсоводы, и краеведы, и жители города называют замок в числе средневековых мест города.

Самое, пожалуй, зрелищное мероприятие местной индустрии впечатлений — реконструкторский фестиваль «Средневековые дни в Выборге», во время которого проходят рыцарские турниры, ярмарка, уличные представления, музыкальные концерты.

Экскурсии по городу тоже нередко становятся театрализованными представлениями. Некоторые экскурсоводы «продают» впечатления, используя средневековые костюмы и музыку. Но главный критерий — гармоничность, а не достоверность. «Я в своём средневековом костюме вполне вписываюсь в любую, от Круглой башни до замка, из наших улочек», — уверял один из информантов. Городские рестораны и сувенирные лавки тоже поддерживают дух медиевализма — с помощью музыки, интерьера, одежды сотрудников и пр.

Впрочем, туристам рассказывают не только то, что они хотели бы услышать. Порой происходит и деконструкция мифов, которая не хуже воздействует на эмоции, чем «дополненная реальность» Средневековья.

Деконструкция легенд

Экскурсоводы нередко провоцируют у гостей города «разрыв шаблона», развенчивая популярные мифы или указывая, что «достоверных фактов не существует». В случае с Выборгом это — вдвойне правда: материальных и письменных источников, связанных со Средневековьем, сохранилось мало. При этом в репрезентации города, по-видимому, налицо всеобщий тренд: доминантой туристического брендинга все чаще становятся универсальные, усреднённые, лишенные индивидуальности образы прошлого.

Впрочем, развенчание стереотипов — тоже весьма впечатляющий аттракцион. Как сам конструкт средневекового Выборга, так и его критика направлены примерно на одно и то же: привлечь внимание гостей города, заинтересовать их. Например, в Рыцарском доме, где проходят выставки доспехов, средневековых костюмов и пыточных орудий, экскурсоводы критикуют романтический образ Средневековья, приводят легенды, придуманные в XIX веке, и предлагают порассуждать о том, почему людей интересуют пытки.

Фото из личных архивов Александры Колесник
Фото из личных архивов Александры Колесник
На квесте «В поисках рецепта выборгского кренделя»
На квесте «В поисках рецепта выборгского кренделя»

Показательно, что жители города могут не знать о всех проводимых культурных мероприятиях. Кто-то участвует в этих активностях, кто-то — совершенно не осведомлён о них. И даже легенда о выборгском кренделе известна не всем, поскольку она адресована прежде всего туристам.

И всё-таки: почему нарратив о городе так сфокусирован на Средневековье? Исследователи предполагают, что этот период в глазах местного населения «представляется менее проблемным по сравнению с финским или советским».

Другая причина этого акцента — мода на медиевализм. Значительная часть стратегий экскурсоводов основывается на известных большинству образах, а не на конкретной истории Выборга, поскольку, как уже говорилось, материальных и письменных артефактов этого периода сохранилось немного. Впрочем, и «достроенная» история города очень любопытна — пусть она порой и напоминает мастерски сработанное фэнтези.
IQ

Авторы исследования:

Александра Шуринова, стажер-исследователь Института региональных исторических исследований НИУ ВШЭ

Анастасия Паршутич, выпускница образовательной программы «Филология» НИУ ВШЭ

Автор текста: Ольга Соболевская