В творчестве Марины Суржевской самым маленьким по объёму произведением является роман «Тропами вереска», который можно проглотить за пару-тройку часов. Но мой путь к нему оказался долгим и извилистым. Когда я взяла книгу в первый раз, то сразу поняла, что для этой истории нужно соответствующее настроение: грустно-лирическое с тягой погрузиться в мрачную сказку, где зло обряжено в сутану добра, а добро прячется под маской зла. Потому я выждала время и уже во второй раз приступила к чтению, будучи максимально расположенной к роману. Однако он оставил меня в растрёпанных чувствах: с одной стороны — восхитил, а с другой — расстроил. Так что мой отзыв будет влюблено —бомбящим.
Сюжет романа «Тропами вереска» Марины Суржевской
Далеко на севере, за гнилыми болотами, глубоко в лесной чаще живёт ведьма Шаи́сса: нос длинный, крючком загнутый, кожа зеленью отливает, на голове воронье гнездо из серой пакли, а по бокам рога торчат. Но самое страшное — её глаза. Жёлтые, звериные, с красными прожилками, а от век во все стороны по лицу узоры чёрные плетутся — метки Шайта́са. Потому разносила молва истории леденящие о ведьме лесной, будто рыщет она по буеракам, выслеживает кому глотку разорвать да кровушки напиться… И все верили сказанному, но только часть из этих баек правдой была, а куда бо́льшая — выдумкой.
Родилась Шаисса светлой ведающей, но способности свои никогда не показывала. Опасно было. А когда вошла в девичий возраст, накрыло её тёмным крылом замужество горькое, и от отчаянья сотворила она ворожбу чёрную. Забрал тогда демон красоту Шаиссы и наложил срок — восемь лет жить в мерзком облике, а чтобы не смела обойти наказание, обратил он младшую сестрёнку Ле́лю в берёзоньку на опушке. С тех самых пор и прячется Шаисса в ветхой сторожке: прикармливает волкоподобную хлёссу по кличке Те́нька, заботится об одноглазой старой вороне Сая́не, дружит с духами лесными, разговаривает с птицами и зверьми; цепляется за надежду, гонит тоску и ждёт своего часа освобождения.
К людям Шаисса никогда не выходила, чтобы лишний раз не пугать, а те ступали на тропку к её домику лишь когда нужда крайняя верх брала. Но однажды пожаловал к ней охотник на ведьм — служитель Светлого бога Атиса по имени Ильми́р. Только этот добрый молодец не желал очистить землю-матушку от ещё одной чертовки. А пообещав безобразной ведьме щедрое вознаграждение, попросил указать дорогу к Омуту Шайтаса.
Присмотрелась к служке девушка, а черноты в его душе столько, что сама преисподняя позавидует, «по земле тенью за ним стелется, крылья за спиной расправляет, обнять спешит». Один шаг остался. И как только совершит Ильмир дело злое, богу противное, так сразу через грань и ступит. Потому что по себе знала — «везде Омут, там, где душу свою предашь, на части расколешь, там в Омут и провалишься».
Попыталась Шаисса отвадить служку, отговорить от глупой затеи. Но тот на своём встал: сперва золото посулил, а потом душу свою в качестве платы пообещал. Значит нужно сделать так, чтобы сам не выдержал, сломался и ушёл. Человеку в логове ведьмы долго не продержаться и предложила Шаисса служке уговор: стать рабом сроком до полной луны, любую работу должен выполнять беспрекословно, но коли сбежит раньше срока, дорогу к ней навсегда забудет и её саму тоже. Ильмир согласился, и скрепили они решённое клятвой леса древнего, не разорвать оное ни силой, ни ворожбой.
Жизнь вошла в проложенную годами колею и покатилась, как скрипучая телега. Дел много нужно успеть переделать до зимы: трав и корешков насушить, настоек наварить, дрова заготовить, укрыть защитным пологом тропки. А тут ещё хлопоты с упрямым Ильмиром, народ с южной стороны леса пожаловал — погост поднялся, Северко разбушевался, лиходеи-охотники травлю на лосиху устроили. Со всем надо разобраться, везде успеть. Да не забыть, что на полной луне должна остаться одна, потому что в это время к ней возвращается истинный облик, и нельзя никому видеть светлую ведающую такой. Но оказалось, что Шайтас, желающий подчинить девушку своей власти, давно сплёл кровавый узор лунной ночи, когда встретит она свою истинную любовь…
Достоинства и недостатки романа «Тропами вереска» Марины Суржевской
Достоинства романа
1. Великолепное описание славянско-сказочной атмосферы, в том числе за счёт грамотно выверенной языковой стилистики. В основу романа положен один из самых распространённых сюжетов русского народного фольклора — сказ о Бабе Яге, к которой пожаловал добрый молодец за помощью, только место Кощея Бессмертного занял демон Шайтас. Через образ главной героини автор показывает удивительный мир природной магии, мощь божеств времён года, обольстительную красоту лесных духов и коварство нежити.
2. Главная тема романа традиционна для сказки — борьба добра со злом, однако за счёт двойственных героев, сочетающих в себе оба начала, возникает серьёзная интрига. При этом, если служитель Светлого бога Атиса — Ильмир олицетворяет собой путь от света к тьме, потому как выбрал месть за гибель собратьев по вере, то Шаисса — от тьмы к свету, пойдя в итоге на жертву во имя любви. Кстати, «пленение» лесной ведьмы демоном в третьей части романа — это явная отсылка к «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова. Очень интересный ход.
3. Среди персонажей самое мощное впечатление производит демон-искуситель Шайтас, сочетающий в себе несколько мифологических обликов (собственно демона, инкуба и немножко вампира). В последней части романа он полностью завладел моим вниманием. Во-первых, его образ логичен (нет ни одного эпизода, где бы его поведение вызвало у меня недоумение или вопросы). Во-вторых, он «живой». Шайтас всегда вызывает ответную читательскую реакцию, благодаря ярко переданным эмоциям будь то злость, жажда обладания или симбиоз глубокой тоски и надломленности. А химия с главной героиней описана просто завораживающе:
Недостатки романа
1. История изобилует сюжетными лакунами. Например, сюда можно отнести одинокое житьё-бытьё духа огня Коргору́ша из родного дома Шаиссы, что остался на озере в Ивушкиной Ложбинке. Почему девушка не забрала его с собой в лесную сторожку? Неизвестно. Или решение подростка Таи́ра во второй части романа жить вместе с Шаиссой и Лелей. Для понимания следует сказать, что мальчик происходит из знатной, богатой семьи, и хотя его родители умерли, у Таира остались трое родных дядей. Однако на вопрос Шаиссы: «Дома тебя не хватятся, кормилец?», тот с лёгкостью бросает в ответ: «Не‑а. Там до меня дела никому нет». Разве? В первой части романа есть эпизод, где дяди Таира решили устроить охоту на молодую лосиху, взяв с собой племянника в качестве загонщика. По отношению к животному поступок мерзкий, но мальчишка со стороны своих родственников был явно окружён вниманием и разлада между ними не наблюдалось. А теперь он вдруг им не нужен. Ладно, а остальные люди в замке, а друзья-приятели, соседи? Нет. Может у него есть какая-то личная причина сбежать из дома? Тоже нет. Просто пятнадцатилетний подросток, не поставив никого в известность, не попросив благословения на дорогу у старших по старой русской традиции, без какой-либо причины уходит из дома и его абсолютно никто не ищет, зато Шаисса теперь не одна и есть кому присмотреть за расколдованной Лелей.
Жанр сказки, безусловно, допускает некоторую условность и недосказанность в отношении персонажей. Однако серьёзными пробелами в биографиях и мотивациях грешат не только второстепенные герои романа, но и главный — Ильмир. Всю информацию о нём приходится собирать буквально по крупицам. Так, в первом описании мужчины автор особо обращает внимание на интересную деталь: помимо молитвенников, которые полагаются служителю по роду деятельности, у него имеется заговорённый клинок, что «всегда цель поражает, врагов чует, об опасности предупреждает». Позже Шаисса узнаёт, что это подарок его матери. Грозное оружие должно было стать сыну оберегом, а тот «рабом клинок сделал, напитав кровью ведьм». И сразу возникает множество вопросов. Кто его родители и как умерли? Знал ли Ильмир, о том, что его мать была ведьмой, если об истинной сути своего клинка он не подозревал? Почему мальчик попал в Обитель Атиса? Но все эти детали прошлого так и остаются не раскрытыми.
Такой же неопределённой оказывается и цель главного героя. В одном из диалогов с Шаиссой он упоминает, что его Обитель была сожжена ведьминским огнём, потому выбраться оттуда никто не смог и Ильмир, отсутствующий на тот момент в храме, дал некий зарок и отправился на поиски Шайтаса. И снова ворох вопросов. А чего именно он хотел: стать могущественным ведьмаком и отомстить, или попросить о мести демона, или только узнать имя ведьмы, уничтожившей братию, или какой-то другой вариант? Ответа не ждите, его тоже не будет.
Самое же «потрясающее» для меня в этом персонаже стала его переобувание в плане мотивации. В первой части он так рвался к Шайтасу, что готов был «душу отдать», а в третьей вдруг оказывается: «И пусть ты права, и черноты во мне много, но любить я не разучился. И бороться с тьмой не перестану, покуда дышу. Потому что есть ради кого. Всегда было». Я верю, что человек может кардинально изменить свои приоритеты и ценности, но для этого ему нужно пережить очень сильное духовное потрясение. Например, для Ильмира подобным фактором могла бы послужить встреча с богом Атисом (в стиле известного библейского сюжета). Но он-то между этими эпизодами своей жизни побывал в Омуте! Увы, моей фантазии недостаточно, чтобы поверить в просветление через посещение преисподней. Здесь можно возразить: а как же истинная любовь? Увы, в неё я тоже не поверила.
2. Любовная линия неправдоподобна и крайне слаба. Чувства Шаиссы к Ильмиру показались мне искусственными. Когда она успела его полюбить? С первого же дня ведунья планомерно занималась лишь тем, что изводила парня, как только могла: то за пиявками на болото отправит, то лягушками накормит, то водяницам отдаст на утеху и никаких переживаний: «Сам виноват, нечего было к ведьме приходить. Не сдюжил — не моя печаль». Потом случается ночь жаркой страсти под луной и вот уже Шаисса готова пожертвовать собой ради синеглазого мо́лодца. Со стороны Ильмира любовь и вовсе выглядит арт-хаусом. Оказывается, он всегда видел девушку во снах, искал её годами, а найдя, наконец… попросил подождать, пока не вернётся от Шайтаса, да и вернётся ли... (то есть месть имеет для него бо́льшее значение, чем суженная). Ну а когда узнал, что она ведьма всё стало ещё печальнее вплоть до... неожиданного просветления. Отсюда моя главная досада — с такой аморфной любовной линией, финал, к сожалению, потерял для меня эмоциональную силу.
Рекомендации к чтению
Роман «Тропами вереска» Марины Суржевской сложно оценивать объективно. Меня он, например, буквально очаровал своей атмосферой и языковой стилистикой в духе русских народных сказок. А вот с точки зрения сюжета — не зацепил. Слишком много нелогичности и недосказанности. Я пониманию, что книга написана как подражание сказке, где всё это допустимо, но от романа в жанре любовного фэнтези я всё-таки жду чуть более сложной структуры, более продуманной логики событий и действий персонажей. Однако, судя по бегло просмотренным отзывам на Литрес, сторонников моей точки зрения лишь половина. Есть те, кому книга очень понравилась и даже стала началом любви к творчеству писательницы. Потому скажу так — попробуйте, но держите в уме, что при всём очаровании сказочного флёра и славянского сеттинга, роман не следует строгим канонам данного жанра и имеет очень необычный филосовско-кармический финал (в стиле притчи).
Оценка: 3/5