Найти тему
VK Play

Тернистый путь Respawn: история авторов Titanfall, Apex Legends и SW: Jedi

Как авторы самых успешных частей Call of Duty поссорились с издателем, основали свою студию, выпустили несколько провальных игр, но все равно остаются в индустрии

Изучая историю студии Respawn, сложно однозначно сказать – завидовать компании или сопереживать. Разработчики сначала потеряли работу мечты, потом основали новую студию, построили франшизу, выпустили в ней несколько не самых успешных игр, но все равно остались на плаву. Более того, команда продолжает развиваться, выпустила хит во вселенной Star Wars, а ее руководители встали у руля Battlefield. Разбираемся в непростой судьбе Respawn Entertainment.

-2

Студию Respawn Entertainment основали два бывших руководителя Infinity Ward – президент Джейсон Уэст и генеральный менеджер Винс Зампелла. Именно IW выпустила культовую Call of Duty 2, а потом успешно перезапустила серию с релизом Call of Duty 4: Modern Warfare. Разработка была мучительной – с необходимостью постоянно убеждать менеджмент в правильности своих решений. Поэтому после бешеного успеха MW руководство Infinity Ward решило заключить сделку с Activision, попросив значительные денежные бонусы за сиквелы и творческий контроль над серией Call of Duty. Издатель согласился, но с одним условием: если Уэст и Зампелла уйдут, то права вернутся к Activision.

Считается, что после этого началась гонка: издатель искал способы избавиться от руководителей Infinity Ward, а те, в свою очередь, пытались получить максимальный контроль над Call of Duty. Вскоре после релиза Modern Warfare 2, которая была еще популярнее первой части, Уэста и Зампеллу уволили – без обещанных бонусов. В Activision утверждали, что пара менеджеров нарушила трудовое соглашение, а Бобби Котик даже заявил, что его бы за такое «посадили в тюрьму». Детали конфликта, впрочем, не раскрывались.

Уэст и Зампелла практически сразу основали Respawn Entertainment и переманили туда основную часть своей команды, а на Activision подали в суд. Та в ответ тоже подготовила иски. К борьбе с Activision подключилась группа бывших сотрудников Infinity Ward, которые также не получили обещанную премию за работу над Modern Warfare 2. В итоге противостояние продлилось два года и было улажено в 2012 в досудебном порядке: издатель частично выплатил компенсации бывшим сотрудникам. С тех пор творческого контроля над Call of Duty у одной команды нет: над серией работает сразу несколько студий, причем в последние годы разработка сопровождается постоянными проблемами.

Call of Duty 4: Modern Warfare 2
Call of Duty 4: Modern Warfare 2

В 2013 Respawn совместно с EA представила Titanfall – сетевой научно-фантастический шутер, в котором классические перестрелки сочетались с бегом по стенам, необычным оружием (вроде пистолета с автонаведением) и огромными роботами. Мехи, которые тут назывались «Титанами», стали главной фичей новой игры: каждые пару минут игрок мог вызвать робота, которого эпично сбрасывали на карту с орбиты планеты. После этого можно было либо залезть в меха самому, либо кататься на нем. Впрочем, обычные солдаты не были беззащитны: у них были специальные мощные пушки, которые наносили Титанам много урона. А еще были боты: просторные карты решили наполнить ИИ-врагами, чтобы игрокам не было скучно.

Одним из спорных решений стал отказ от традиционной сюжетной кампании. Какая-то история все же была, но подавали ее небольшими диалогами во время загрузки мультиплеерных карт и даже в разгар самих сражений. Разумеется, следить за сюжетом в такой форме было практически невозможно. Но в Respawn заявили, что приняли решение после исследований фанбазы Call of Duty: мол, многие игроки даже не запускали сюжетные кампании в этих шутерах.

Первая презентация Titanfall на E3 произвела фурор: игра получила десятки премий, а еще до официального запуска EA отчиталась о большом количестве предзаказов. Когда игра вышла, то получила высокие оценки от прессы: журналисты хвалили удобное управление, визуал, размах событий, а также гибридный геймплей с пилотами и Титанами.

Первая презентация игры

Однако новинка быстро надоедала: как сообщали СМИ, игроки проводили в шутере около 2-4 недель, после чего забрасывали его. Некоторые издания предполагали, что причин в низкой заинтересованности сразу несколько. Например, эксклюзивность для PC и Xbox One. Игра прошла мимо популярной уже на старте PS4, которую часто выбирали основной платформой, так что с друзьями поиграть было нельзя. Еще у Titanfall была довольно специфичная аудитория, которая с большим интересом изучала все геймплейные возможности и совершенствовала свой стиль. В результате появилась прослойка фанатов, которая играла очень хорошо и не давала новичкам добиться даже минимальных успехов. Наконец, контента в первой части было маловато: всего несколько роботов и ограниченный арсенал.

Несмотря на некоторые сложности с позиционированием Titanfall, Respawn сразу же взялась за продолжение. После анонса в 2015 году казалось, что намечается идеальный сиквел: без эксклюзивности для каких-то платформ, с сюжетной кампанией, большим количеством контента и бесплатными обновлениями. А уже в 2016 студия действительно выпустила игру, которая была во всем лучше оригинала. В сети хвалили и одиночную игру, и мультиплеер, и техническую составляющую – никаких заметных недостатков. Казалось, все звезды сошлись, и отличные продажи обеспечены.

Но Titanfall 2, несмотря на восторги критиков и фанатов, оказалась коммерческим провалом. EA решила выпустить шутер через неделю после Battlefield 1 и за неделю до Call of Duty: Infinite Warfare. Для любого блокбастера такое релизное окно сопровождалось бы рисками, а уж для военного шутера – тем более. Titanfall не могла тягаться с настолько популярными франшизами, чьи выпуски к тому же резко сменили сеттинг (Первая Мировая в BF1 и космос в Infinite Warfare) и сопровождались мощными рекламными кампаниями. После релиза Respawn продолжила поддерживать шутер: например, выпускала ремейки карт из первой части. Но уже тогда пошли слухи, что триквел ждать не стоит. Две игры, которые не стали хитами, поставили на серии крест.

Трейлер сюжетной кампании Titanfall 2

Помимо неудачного окна релиза в минусы Titanfall 2 также записывали высокий порог входа. Пока остальные шутеры не торопились экспериментировать, Respawn опять выпустила игру, в которой можно было вытворять безумные вещи. Новые гаджеты и улучшенная система перемещения позволяли пролететь через всю карту, убить в полете несколько человек и уронить врагам на голову Титана – все это секунд за 10. Многим трюкам приходилось учиться хотя бы несколько дней, поэтому новички опять уходили разочарованными. И хотя бои в Titanfall 2 выглядели как экшен-сцены из любимых аниме-сериалов, массовому игроку, видимо, хотелось чего-то попроще.

До сих пор неизвестно, почему сама EA не отложила релиз и бросила Titanfall 2 на растерзание: есть даже мнение, что так сделали специально. Мол, издатель не хотел больше тратить деньги на сюжетные игры в неизвестной вселенной и PvP-шутеры для узкой прослойки игроков – нужно было что-то другое. Еще одна версия – желание купить хорошую студию подешевле. В 2017, через год после провального релиза Titanfall 2, EA приобрела Respawn примерно за $300 млн.

В 2019 без предварительной рекламной кампании Respawn неожиданно выпустила Apex Legends – королевскую битву во вселенной Titanfall. Родство получилось скорее на словах: у игр был общий лор, но визуал и геймплей все же заметно отличались. Бешеная динамика осталась, но герои разучились бегать по стенам, да и огромных роботов в Apex не было.

Как уверяли в самой Respawn, от рекламы Apex Legends отказались намеренно. Исполнительный продюсер игры Дрю Маккой рассказал, что студия опасалась агрессивной реакции от преданной фанбазы Titanfall, которая ждала третью часть. Еще один повод для беспокойства – возможная реакция игроков на сделку с EA. Мол, издатель купил студию и «заставил» ее сделать Apex.

«Вместо того, чтобы пытаться убедить скептически настроенную аудиторию с помощью маркетинга и интервью, почему бы просто не позволить самой игре говорить за себя? Лучшее противоядие от любого скептицизма — увидеть и, надеюсь, поверить» Исполнительный продюсер Apex Legends Дрю Маккой.

Legends сильно выделялась на фоне конкурентов в лучшую сторону. Если в PUBG и Warzone надо было прятаться в кустах, а в Fortnite – мастерски возводить укрепления, то шутер Respawn предлагал золотую середину – динамичный геймплей, где команды практически все время в бою. Но какие-то особые навыки не нужны: достаточно быстро соображать, метко стрелять и знать способности героев.

Именно в Apex правильно реализовали удобные мелочи, которые теперь есть в каждом серьезном шутере. Например, систему меток, позволяющую комфортно обмениваться важной информацией без голосовой связи. Игра быстро стала хитом на всех платформах: на момент написания этого материала Apex Legends занимает третье место в списке самых популярных игр Steam по количеству игроков, уступая лишь CS: GO и Dota 2. А ругают игру сегодня за то же, что и на запуске – слабый боевой пропуск и скучные косметические предметы.

Все это время другая команда занималась Star Wars Jedi: Fallen Order, которая неожиданно привнесла механики из серии Dark Souls в мир «Звездных войн». До этого в Respawn делали только шутеры, поэтому экшен от третьего лица выглядел интригующе. Особенно после того, как EA получила лицензию на Star Wars и выпустила две части Battlefront: первая была просто слабой игрой, а вторая оказалась в центре мирового скандала из-за лутбоксов.

Star Wars Jedi: Fallen Order
Star Wars Jedi: Fallen Order

Star Wars Jedi: Fallen Order вышла в ноябре 2019 года и получила высокие оценки от прессы и игроков. Хотя не всем понравилась интеграция идей souls-жанра: например, исследование локаций. Если в Dark Souls внимательный игрок мог найти новое оружие или полезный предмет, то в Fallen Order наградами были скучнейшие скины. Возвращаться на старые локации тоже не всегда было интересно: авторы любили использовать одни планеты в сюжете несколько раз.

Однако эти мелочи не помешали игре стать коммерчески успешной. В мае 2022 Respawn анонсировала Star Wars Jedi: Survivor, которая должна была исправить большинство проблем оригинала. Авторы обещали больше интересных локаций, улучшенную боевую систему, новую систему кастомизации и более ценные награды за исследование мира. В итоге получилась отличная игра с плохой оптимизацией: сиквел на голову лучше первой части, как Mass Effect 2 и Assassin’s Creed 2 в свое время превзошли оригиналы.

Respawn Entertainment успела поработать и над VR-игрой. В 2020 студия выпустила Medal of Honor: Above and Beyond – продолжение культовой франшизы. У студии получился веселый, быстрый, яркий, но слишком амбициозный для своего времени шутер. Из-за ограничений VR-технологий авторам не удалось реализовать все свои идеи по максимуму, а эксперименты с формой и повествованием иногда вышли скорее провальными, чем удачными. Но сильно ругать Above and Beyond все равно не хотелось: это была одна из редких попыток сделать в VR что-то действительно большое, а не очередную аркаду на 10 минут.

Apex Legends
Apex Legends

Поддержка Star Wars Jedi и Apex – главные направления, на которых в ближайшее время сконцентрируется Respawn. Однако Винс Зампелла, похоже, впечатлил EA своими управленческими навыками. В конце 2021 стало известно, что ему поручили возглавить еще и франшизу Battlefield. Над новой частью уже работает студия DICE Los Angeles, хотя никаких деталей о новом шутере пока нет. Известно лишь, что боссы студии в нем уверены и обещают не забрасывать серию.

А вот возвращения к Titanfall, несмотря на успех Apex Legends, ждать не стоит. Как сообщают СМИ, некоторое время студия работала то ли над Titanfall 3, то ли над сюжетной кампанией Apex. Разработчики ориентировались на агрессивный стиль DOOM Eternal, а игру описывали как смесь «Джона Уика» с Tony Hawk Pro Skater. В игре понадобилось бы активно использовать разные умения и много двигаться, в том числе бегать по стенам.

Позднее эту информацию подтвердил бывший сотрудник Respawn Мохаммад Алави. Titanfall 3 находилась в разработке десять месяцев перед тем, как проект закрыли, а у разработчиков даже была рабочая версия шутера. По его словам, команда использовала новые инструменты и успела собрать несколько уровней. Разработчикам нравилась общая идея, но шутер не получался таким же революционным как вторая часть. После выхода Titanfall 2 команда вплотную занималась мультиплеером и пыталась сделать его более захватывающим — чтобы люди играли в шутер годами. Однако у них не получалось, а позднее вышла PUBG. После этого в Respawn решили попробовать придумать свою версию «королевской битвы», и проект их увлек. В итоге студия выпустила успешную Apex Legends.

Respawn – студия с не самой простой судьбой, а ее сотрудники постоянно сталкиваются с новыми испытаниями и неудачами. Однако многие игровые офисы были закрыты и при меньших провалах, а команда Винса Зампеллы до сих пор на плаву. И за будущее студии, похоже, пока волноваться не стоит: она на хорошем счету у EA и занимается главными играми издательства.

Читайте также: