Найти тему

Филип Босини. Увлекающаяся натура

Итак, мы выяснили, что Филип Босини - натура увлекающаяся. И я сейчас не об Ирэн Форсайт! Босини - архитектор. Именно в этом качестве он интересует своего первого заказчика - Сомса Форсайта. И Сомс видит, что это талантливый, увлеченный свои делом человек!

Первая часть о Босини здесь:

Вот сцена, когда он показывает Сомсу план его дома:

-2
Двухэтажное здание, обведенное по второму этажу галереей, охватывало двор с четырех сторон. Двор этот был покрыт стеклянной крышей на восьми колоннах.
...
То своеобразное выражение, которым отличалось лицо Босини, когда он загорался чем-нибудь, появилось и сейчас.
– Я хотел выстроить вам дом, который обладал бы… ну, чувством собственного достоинства, что ли! Если вам не нравится, скажите прямо. Обычно мало кто думает об этом – кого интересует чувство собственного достоинства в доме, если можно втиснуть в план лишнюю уборную? – Он ткнул пальцем в левую часть чертежа. – Здесь есть где размахнуться. Вот тут помещение для ваших картин, отделяется от двора портьерами; отдерните их, и у вас будет пространство пятьдесят один на двадцать три и шесть десятых. Вот здесь, в середине, печь – выходит одной стороной во двор, другой – в картинную галерею; эта стена сплошь из стекла, выходит на юго-восток, со двора будет литься северный свет. Часть картин можно развесить в верхней галерее или в других комнатах. В архитектуре, – продолжал он, глядя на собеседника, но словно не видя его, что коробило Сомса, – в архитектуре, так же как и в жизни, без правильности линий не может быть чувства собственного достоинства. Вам скажут, что это старомодно. Странная вещь! Мы никогда не заботимся о том, чтобы сделать наши жилища воплощением основных принципов жизни; мы загромождаем дома обстановкой, всякой мишурой, устраиваем в комнатах какие-то ниши – что угодно, лишь бы развлекало глаз. Глаз должен отдыхать; сумейте добиться эффекта двумя-тремя мужественными линиями. Все дело в правильности линий, без нее вам не добиться чувства собственного достоинства.

Я специально почти не стала сокращать цитату - потому что в ней отражено все: и взгляд Босини на архитектуру, и сам проект - безусловно, отличающийся от всего, что принято было строить тогда, и самое основное - создатель сам был увлечен будущей стройкой, для него это не рядовой заказ - это попытка высказаться!

Безусловно, реализация своих планов увлекала Босини!

Босини убеждает Сомса, что в вечернем освещении вид будет еще красивее
Босини убеждает Сомса, что в вечернем освещении вид будет еще красивее

Итак, стройка начата. Параллельно растут чувства Ирэн и Босини. Пока они не объяснились, но как заметил Сомс, Босини "вечно торчал на Монпелье-сквер" - то есть общался с Ирэн (как думает Сомс, предмет их общения - постройка дома).

Дом без отделки готов к концу апреля. На 30 апреля у Сомса с Босини была назначена проверка счётов. Вот как она проходит:

– Я вам сто раз говорил, – резко ответил архитектор, – что расходы сверх сметы неизбежны. Я же предупреждал вас об этом!
– Знаю, – буркнул Сомс, – и я бы не стал спорить из-за каких-нибудь десяти фунтов. Но кто мог предположить, что ваше «сверх сметы» вырастет в семь сотен?
Это далеко не пустяковое столкновение обострялось характерными особенностями их обоих. Увлечение своей идеей, образом дома, который он создал и мысленно видел осуществлённым, заставляло Босини нервничать при мысли, что его остановят на середине работы или заставят пойти на компромисс; не менее искреннее и горячее желание Сомса получить за свои деньги все самое лучшее лишало его способности понять, почему вещи стоимостью в тринадцать шиллингов нельзя купить за двенадцать.

Дом, построенный в Робин-Хилле
Дом, построенный в Робин-Хилле

Итак, Босини уже влюблен в Ирэн, и в то же время его желание строить дом по своему проекту никуда не исчезло.

Через несколько часов после проверки счетов Босини и Джун ужинают с Сомсом и Ирэн. Именно в этот день Джун случайно слышит, как ее жених уговаривает Ирэн приехать в Робин-Хилл в ближайшее воскресенье. Известно, что поездка эта состоялась - как и свидание Босини с Ирэн с признанием в любви. И хотя она пока не ответила тем же, Босини понимает: отношения их вышли на другой уровень, он может добиваться Ирэн. К этому дню вопрос об отделке дома еще не решен окончательно.

Встреча в Робин-Хилле
Встреча в Робин-Хилле

Итак, между постройкой дома и его отделкой есть короткий период, когда Босини уверился в том, что Ирэн неравнодушна к нему, хотя и не сказала об этом прямо. Казалось бы, именно сейчас он должен приложить все усилия, чтобы расстаться с Сомсом и его проектом (взяв заработанные честно деньги за постройку дома). Ну или (если он еще не имеет четкого плана действий, но уже уверен, что хочет связать жизнь с Ирэн) поскорее закончить отделку и ни в коем случае не превышать смету. Ведь ему не нужны лишние трения с мужем Ирэн и одновременно необходимы средства, если он хочет уехать с ней. (Вопрос об этичности поведения Босини, который одновременно выполняет заказ и крутит роман с женой заказчика я намеренно не рассматриваю - пока уделяю внимание только логике поведения) .

-6

Что же делает Босини?

15 мая он пишет письмо: "Дорогой Форсайт! Постройка Вашего дома закончена, и я считаю свои обязанности выполненными. Но прежде чем продолжать внутреннюю отделку, которую я взял на себя по Вашей просьбе, мне бы хотелось предупредить Вас, что я согласен работать только в том случае, если мне будет предоставлена полная свобода действий". Итак, он думает о полной свободе действий!

Далее автор комментирует: "Трудно сказать, почему Босини написал такое письмо, – не исключена возможность, что одним из поводов был протест, внезапно вспыхнувший в нём против взаимоотношений с Сомсом – извечных взаимоотношений между Искусством и Собственностью".

То есть Босини думает либо о шансе на самовыражение (называя его свободой действий), либо о протесте. Какой из этих путей сможет облегчить его ситуацию с Ирэн? Ни один, наоборот, любое напряжение между ним и Сомсом сделает всё только хуже.

"...Под моим именем запомнится этот дом" (цитата из сериала, не из текста)
"...Под моим именем запомнится этот дом" (цитата из сериала, не из текста)

При этом мы видим, что Босини вообще-то не дурак и считать умеет. Еще в самом начале строительства он разъясняет: "Дом, конечно, следовало бы построить целиком из камня, но вы вряд ли на это пойдёте, и я примирюсь на каменной облицовке. Крыша должна быть из меди, но я ставлю зелёную черепицу." То есть методы сокращения расходов ему известны. И в отделке, уверена тоже. В отделке даже проще экономить - все-таки от перемены оттенка обоев дом хуже обогреваться не станет.

Если изначально ещё можно было предположить, что идеальный дом Босини подсознательно строил для идеальной Ирэн и не считался с тратами (пусть и рискуя навлечь неудовольствие того, кто эти траты вынужден оплачивать), то идеальную отделку он делает для кого? Ведь Ирэн отвечает на его чувства, Босини ее о чем то уговаривает (очевидно, уехать с ним, о чем тут ещё можно говорить). То есть, перерасход - это или потакание своем "хотелкам" (я вижу так и никак иначе!) или просто нежелание поднапрячься и вписаться в смету.

Сомс заявляет о лопнувшем контракте
Сомс заявляет о лопнувшем контракте

Итог: перерасход в 400 фунтов, сам по себе незначительный по сравнению со стоимостью дома, выводит отношения между ним и Сомсом на ту черту, за которой конфликт между всеми участниками только усугубляется.

Вот так увлеченный чувствами и при этом не желающий поступиться профессиональным успехом архитектор и завязал плотный узел, из которого невозможно было выпутаться.

Босини стоило бы расставить приоритеты, разве не так?