Итак, мы выяснили, что Филип Босини - натура увлекающаяся. И я сейчас не об Ирэн Форсайт! Босини - архитектор. Именно в этом качестве он интересует своего первого заказчика - Сомса Форсайта. И Сомс видит, что это талантливый, увлеченный свои делом человек!
Первая часть о Босини здесь:
Вот сцена, когда он показывает Сомсу план его дома:
Двухэтажное здание, обведенное по второму этажу галереей, охватывало двор с четырех сторон. Двор этот был покрыт стеклянной крышей на восьми колоннах.
...
То своеобразное выражение, которым отличалось лицо Босини, когда он загорался чем-нибудь, появилось и сейчас.
– Я хотел выстроить вам дом, который обладал бы… ну, чувством собственного достоинства, что ли! Если вам не нравится, скажите прямо. Обычно мало кто думает об этом – кого интересует чувство собственного достоинства в доме, если можно втиснуть в план лишнюю уборную? – Он ткнул пальцем в левую часть чертежа. – Здесь есть где размахнуться. Вот тут помещение для ваших картин, отделяется от двора портьерами; отдерните их, и у вас будет пространство пятьдесят один на двадцать три и шесть десятых. Вот здесь, в середине, печь – выходит одной стороной во двор, другой – в картинную галерею; эта стена сплошь из стекла, выходит на юго-восток, со двора будет литься северный свет. Часть картин можно развесить в верхней галерее или в других комнатах. В архитектуре, – продолжал он, глядя на собеседника, но словно не видя его, что коробило Сомса, – в архитектуре, так же как и в жизни, без правильности линий не может быть чувства собственного достоинства. Вам скажут, что это старомодно. Странная вещь! Мы никогда не заботимся о том, чтобы сделать наши жилища воплощением основных принципов жизни; мы загромождаем дома обстановкой, всякой мишурой, устраиваем в комнатах какие-то ниши – что угодно, лишь бы развлекало глаз. Глаз должен отдыхать; сумейте добиться эффекта двумя-тремя мужественными линиями. Все дело в правильности линий, без нее вам не добиться чувства собственного достоинства.
Я специально почти не стала сокращать цитату - потому что в ней отражено все: и взгляд Босини на архитектуру, и сам проект - безусловно, отличающийся от всего, что принято было строить тогда, и самое основное - создатель сам был увлечен будущей стройкой, для него это не рядовой заказ - это попытка высказаться!
Безусловно, реализация своих планов увлекала Босини!
Итак, стройка начата. Параллельно растут чувства Ирэн и Босини. Пока они не объяснились, но как заметил Сомс, Босини "вечно торчал на Монпелье-сквер" - то есть общался с Ирэн (как думает Сомс, предмет их общения - постройка дома).
Дом без отделки готов к концу апреля. На 30 апреля у Сомса с Босини была назначена проверка счётов. Вот как она проходит:
– Я вам сто раз говорил, – резко ответил архитектор, – что расходы сверх сметы неизбежны. Я же предупреждал вас об этом!
– Знаю, – буркнул Сомс, – и я бы не стал спорить из-за каких-нибудь десяти фунтов. Но кто мог предположить, что ваше «сверх сметы» вырастет в семь сотен?
Это далеко не пустяковое столкновение обострялось характерными особенностями их обоих. Увлечение своей идеей, образом дома, который он создал и мысленно видел осуществлённым, заставляло Босини нервничать при мысли, что его остановят на середине работы или заставят пойти на компромисс; не менее искреннее и горячее желание Сомса получить за свои деньги все самое лучшее лишало его способности понять, почему вещи стоимостью в тринадцать шиллингов нельзя купить за двенадцать.
Итак, Босини уже влюблен в Ирэн, и в то же время его желание строить дом по своему проекту никуда не исчезло.
Через несколько часов после проверки счетов Босини и Джун ужинают с Сомсом и Ирэн. Именно в этот день Джун случайно слышит, как ее жених уговаривает Ирэн приехать в Робин-Хилл в ближайшее воскресенье. Известно, что поездка эта состоялась - как и свидание Босини с Ирэн с признанием в любви. И хотя она пока не ответила тем же, Босини понимает: отношения их вышли на другой уровень, он может добиваться Ирэн. К этому дню вопрос об отделке дома еще не решен окончательно.
Итак, между постройкой дома и его отделкой есть короткий период, когда Босини уверился в том, что Ирэн неравнодушна к нему, хотя и не сказала об этом прямо. Казалось бы, именно сейчас он должен приложить все усилия, чтобы расстаться с Сомсом и его проектом (взяв заработанные честно деньги за постройку дома). Ну или (если он еще не имеет четкого плана действий, но уже уверен, что хочет связать жизнь с Ирэн) поскорее закончить отделку и ни в коем случае не превышать смету. Ведь ему не нужны лишние трения с мужем Ирэн и одновременно необходимы средства, если он хочет уехать с ней. (Вопрос об этичности поведения Босини, который одновременно выполняет заказ и крутит роман с женой заказчика я намеренно не рассматриваю - пока уделяю внимание только логике поведения) .
Что же делает Босини?
15 мая он пишет письмо: "Дорогой Форсайт! Постройка Вашего дома закончена, и я считаю свои обязанности выполненными. Но прежде чем продолжать внутреннюю отделку, которую я взял на себя по Вашей просьбе, мне бы хотелось предупредить Вас, что я согласен работать только в том случае, если мне будет предоставлена полная свобода действий". Итак, он думает о полной свободе действий!
Далее автор комментирует: "Трудно сказать, почему Босини написал такое письмо, – не исключена возможность, что одним из поводов был протест, внезапно вспыхнувший в нём против взаимоотношений с Сомсом – извечных взаимоотношений между Искусством и Собственностью".
То есть Босини думает либо о шансе на самовыражение (называя его свободой действий), либо о протесте. Какой из этих путей сможет облегчить его ситуацию с Ирэн? Ни один, наоборот, любое напряжение между ним и Сомсом сделает всё только хуже.
При этом мы видим, что Босини вообще-то не дурак и считать умеет. Еще в самом начале строительства он разъясняет: "Дом, конечно, следовало бы построить целиком из камня, но вы вряд ли на это пойдёте, и я примирюсь на каменной облицовке. Крыша должна быть из меди, но я ставлю зелёную черепицу." То есть методы сокращения расходов ему известны. И в отделке, уверена тоже. В отделке даже проще экономить - все-таки от перемены оттенка обоев дом хуже обогреваться не станет.
Если изначально ещё можно было предположить, что идеальный дом Босини подсознательно строил для идеальной Ирэн и не считался с тратами (пусть и рискуя навлечь неудовольствие того, кто эти траты вынужден оплачивать), то идеальную отделку он делает для кого? Ведь Ирэн отвечает на его чувства, Босини ее о чем то уговаривает (очевидно, уехать с ним, о чем тут ещё можно говорить). То есть, перерасход - это или потакание своем "хотелкам" (я вижу так и никак иначе!) или просто нежелание поднапрячься и вписаться в смету.
Итог: перерасход в 400 фунтов, сам по себе незначительный по сравнению со стоимостью дома, выводит отношения между ним и Сомсом на ту черту, за которой конфликт между всеми участниками только усугубляется.
Вот так увлеченный чувствами и при этом не желающий поступиться профессиональным успехом архитектор и завязал плотный узел, из которого невозможно было выпутаться.
Босини стоило бы расставить приоритеты, разве не так?