Найти тему
Журнал "Лучик"

Почему во всём мире убивают массовое образование?

Кто помнит коротенькую заметку Ленина "Памяти Герцена"? Это где "страшно далеки они от народа" и "молодые штурманы будущей бури". Студентов-гуманитариев заставляли её зубрить, как "Отче наш".

Считалось, что для "гуманитарных мозгов" этот текст – хорошая запоминалка "Трёх этапов освободительного движения в России", а если не знаешь "трёх этапов", то ты и не достоин звания советского специалиста с высшим образованием – "и не друг, и не враг, а так".

Дворянский, разночинский и пролетарский, вот.

А теперь смотрите...

Начало XIX века в России ознаменовано крупнейшей со времён Смуты войной. Затем – декабристы и "мрачные годы Николаевской реакции" на фоне долгой и мучительной войны Кавказской. (Очень, кстати, похожей на нынешнюю: это тоже была "прокси-война" Британии против России, которая велась руками чеченцев, кабардинцев, черкесов...) Потом – трагическая для России Крымская кампания... И вот, наконец, вроде бы благословенный период: освобождение крестьян; короткая и успешная Русско-Турецкая война (с тех пор повелось – "братушки-сербы"), а затем и вовсе царь Миротворец, при котором ни одной войны не было, Золотой век!.. Или нет?

Нет, конечно. Именно тогда в 60-70-е начался "разночинский этап освободительного движения". Относительно мирная "Земля и воля" (недовольная освобождением крестьян без земли), просуществовала недолго, наступила эра терроризма. Александра II убили, Александра III пытались убить, а уж полицмейстеров и генерал-губернаторов никто и не считал...

"Эй, уважаемый, а где же яйца?" (Образование из заголовка.) – "Спокойно, сейчас они появятся". Сначала пара слов о том, что именно "разночинский (он же – буржуазно-демократический) этап" и привёл к революциям 1905 и 1917 годов. Никакого "пролетарского этапа" не было; это только в советской мифологии революцию делали усатые мастера-путиловцы; на самом деле её делали совсем другие люди; в подпольных комитетах и на партийных съездах представитель от рабочих был Rara Avis – "редкая птица". Ещё раз: революцию в России сделали разночинцы.

Да, не без активного участия и пролетариата, и крупной буржуазии, и крестьянства, руками которого была добыта победа в Гражданской войне. Но организаторами, мотором были разночинцы. (Кстати, тот же Ленин родился отнюдь не дворянином; его отец получил право на потомственное дворянство уже после рождения среднего сына.)

Ну, а теперь ответ на вопрос.

Почему они, почему разночинцы? Потому что это были люди, которые получили образование, достаточное для того, чтобы занимать ответственные посты, "расти по служебной лестнице", а расти было некуда. Промышленность была развита слабо, а в системе государственного управления и администрирования нужно было сохранять места для "элиты", то есть для дворянства. У разночинцев по большому счёту оставались два магистральных пути: армия – или преподавательская деятельность, но в армию, как обычно, тянуло немногих, а система образования, пополняясь новыми квалифицированными кадрами, производила ещё больше образованных разночинцев и это лишь усугубляло проблему.

В России стало очень много журналистов, писателей, художников, актёров etc. Очень много студентов, понимающих, что "социальный лифт" для них закрыт. И все они были недовольны своим положением. И все они, понимая, что участие в государственном строительстве им не светит, чувствовали себя отдельными от государства. А многие – и враждебными ему.

Вот с этого всё и началось. С образования. Вот "корень зла".

Конечно, мы с вами смотрим на проблему "снизу", со стороны этого "корня", и нам кажется, что образование – абсолютное и безотносительное благо для человечества, для прогресса, что без него "заглохнет нива жизни", а вы представьте на секунду, что смотрите на проблему "сверху"? Глазами того же Александра III, например, принявшего так называемый "закон о кухаркиных детях", ограничивший доступность гимназического образования для низших сословий?

Или глазами нынешней "элиты" (вовсе не обязательно российской, не она принимает решения; РАНХиГС, ВШЭ и Минпросвещения – лишь исполнительные органы "Мирового правительства", но никак не совещательные, то ли слава Богу, то ли увы).

Образование приводит к переменам. А перемены всегда нужны тем, кто решительно не доволен своим положением. Тем, кто своим положением более или менее доволен, никакие перемены не нужны. И никакое образование – для народа.

"Забрать бы книги все и сжечь". Со времён Фамусова ни-че-го не изменилось.

И вообще, история была не вчера. Мы в ней живём.

-2

Именно этому (воспитанию чувства живой истории) будет посвящён "социально значимый проект" журнала "Лучик" в следующем году. Мы попробуем показать нашим читателям историю России год за годом. Вопрос только, с чего начать. Ну не с Синеуса и Трувора же (нам нужно в год уложиться). С Ивана III? С конца Смуты? Тоже многонько... Может с "после Петра"? Что думаете?

Читайте также:

Почему не взорвалась бомба? За что был осуждён и как вёл себя перед казнью брат Ленина Александр Ульянов

Мировое правительство, или Как работает наша "шапочка из фольги"