В нашей стране официально нет будущего. Ретроградство предложили в качестве государственной идеи: автомобиль “Москвич”, “русский и китаец - братья навек”, главная партия у руля, престарелое политбюро под новым названием. Грозятся вернуться к советским стандартам в образовании, уже достали из чулана такой необходимый предмет, как черчение. Ваша жизнь ведь полетела б под откос без черчения, верно?
Вот и в кино мы вернулись к идеологическим штампам времен СССР. В советском кино было много достоинств. Почему б не обратиться к ним? Это, конечно, легенда, что тогда снимали исключительно хорошее кино. Просто выпускали довольно много фильмов (в основном производственную ахинею), и какой-то процент становился шедеврами. Так во всем мире работает. Но было много хороших сценариев, умелой операторской работы. Почему бы не вспомнить все это? А зачем, когда есть набор клише - вот их и перенесем в XXI век. Так решили создатели фильма “Небо”.
Само появление этой картины оправданно. Взяли реальный случай, который вы все еще помните (должны во всяком случае). Когда турки (с такими союзниками и враги не нужны) сбили наш самолет в Сирии, а террористы расстреляли летчика в воздухе. Герои заслуживают памяти. Но не такой.
Авторы, очевидно, решили, что чем пафоснее, тем величественнее. А жизнеподобие? Похоже, с этой категорией бракоделы не успели познакомиться. Я выделю актеров постарше - Игоря Петренко, Марию Миронову. Они сумели вдохнуть жизнь в своих картонных персонажей. То есть конкретно их герои выглядят настоящими людьми. А вот большинство других действующих лиц - ходячие схемы. Особенно нелепо выглядит сын пилота Сошникова (это ж надо умудриться запороть детский образ!). Он принимает горделивые позы и бросает вызов “двойке” в дневнике и клянется у гроба отца быть достойным памяти родителя.
В свое время американцы успешно укоренили через кинематограф миф, что они своих не бросают. Чего стоит это бахвальство, они недавно продемонстрировали в Афганистане, откуда драпали, оставив на произвол судьбы всех, кто их поддержал. Наш нынешний режим тоже усердно эксплуатирует эту мифологему. Ну-ну. Только власть имеет, очевидно, в виду не своих, а СВОих. Я не буду углубляться, почему почти никого из “Единой России” нет на фронте. Верховное предательство было всегда. Почитайте, например, о гарнизоне 35-й батареи в Севастополе.
По спасению второго летчика (его прототипом был Константин Мурахтин) развернули целую операцию. За ней лично следит верховный главнокомандующий по имени Владимир Владимирович. Очевидно, самые дорогие сердцу режиссера кадры. И вот за все боевые сцены я создателей “Неба” похвалю. Это лучшее, что есть в фильме. Сражения смотрятся живо, сделаны профессионально. Тут и эффектные взрывы, и виражи самолетов в воздухе, и бороды аллаховцев. Вполне допускаю, что на этих кадрах можно почувствовать гордость за российскую армию (особенно если б 2021 год, когда сняли фильм, никогда не кончился). Но в большинстве других эпизодов, где нет стрельбы и погони, а в основном диалоги, испытываешь стыд за российское кино.
Читайте также: