Увлекаясь расширением клиентской базы, и фокусируясь на росте выручки, либо на сокращении издержек, владельцы бизнеса балансируют на грани. Они упускают что-то важное, что может погубить их бизнес, даже если приток новых клиентов в разы превышает отток.
Вот несколько распространенных причин, почему владельцы могут неосознанно закапывать свой бизнес:
Кратко представлюсь для тех, кто сейчас впервые на моем канале: финансовый аналитик CIMA, 15 лет работал в компаниях из списка РБК-500, где управлял денежными потоками на ₽ 6 млрд/год. 4 года развивал свой бизнес.
Недостаток планирования и стратегии
Открыть бизнес без предварительного прогноза денежных потоков по месяцам. Отсутствие четкого плана и стратегии для развития бизнеса может привести к неправильным решениям. Владельцы слишком вовлечены в повседневные рутинные (или наоборот - чрезвычайные) операции, не уделяя достаточного внимания стратегическому развитию, планированию и прогнозированию, что может привести к потере прибыли.
Неправильное управление финансами
Недостаток знаний в области экономики и финансов, и неправильное управление денежными потоками могут привести к этим финансовым проблемам:
◻️ неправильное ценообразование, включая неоправданные скидки
◻️ неверное распределение ресурсов
◻️ непонятно, есть прибыль или нет
◻️ пора платить, а нечем
◻️ деньги зависли в дебиторке
◻️ деньги в форме товарных запасов превышают разумные пределы
◻️ нет резервного фонда
«Любой из этих пунктов может привести к убыткам, или просто разорить владельца»
Нет системного контроля за входящими и исходящими денежными потоками
◻️ неконтролируемые расходы: не ведется платежный календарь
◻️ нет учета потоков по финансовому и инвестиционному видам деятельности, только по операционному
◻️ владелец смешивает свои деньги с деньгами фирмы
◻️ нет лимитов по статьям затрат, а если есть, то за их соблюдением никто не следит
◻️ нет процедур согласования платежей на оплату
Результаты деятельности не принято анализировать
Владельцам не интересно знать:
◻️почему в текущем месяце получился такой объем прибыли, а не другой
◻️ какова рентабельность по сравнению с прошлым месяцем и аналогичным месяцем прошлого года
◻️ насколько выручка далека от точки безубыточности
◻️ какой был уровень затрат и их структура
◻️ из чего складывается и чему равна себестоимость продукции
◻️ какова длина производственного и финансового циклов, и можно ли их каким-то образом сократить
Это всё верные признаки того, что бизнес находится на стадии выживания, и на всех парах несется в никуда.
Даже если обороты под 10 ярдов, а контора основана 25 лет назад.
На стадии выживания из всех инструментов управления владельцы используют только выписки по счетам и калькулятор, а основная задача — привлечь больше клиентов, сделать больше продаж, и еще быстрее крутить это беличье колесо.
Когда тут что-то планировать и анализировать?
Если вы замечаете хотя бы пару-тройку из моего списка в своем бизнесе, и он вам дорог — знайте, уже пора срочно принимать меры, само это не рассосется. Если только вместе с бизнесом.
•••••
✳️ Фишка канала в том, что можно получить точечную обратную связь в двух форматах:
1) 🔏 @strategyday - персональный ответ буквально в паре-тройке предложений, опция доступна всем читателям. Под NDA.
2) 🔗 форма связи - если на ваш вопрос нет ответа в интернете, дам развёрнутый публичный ответ без дополнительных уточнений (вот о чем изначально сообщите, исходя из этого и буду отвечать) на аудиторию подписчиков канала. Форма связи доступна всем читателям, а ответы смогут видеть только подписчики канала.