Найти в Дзене
Нижегородская правда

От Репина до Васнецова: что посмотреть на выставке сказочных шедевров в Нижнем Новгороде

   Картина Васнецова «Ковёр-самолёт» - гордость нижегородского музея Ольга Севрюгина
Картина Васнецова «Ковёр-самолёт» - гордость нижегородского музея Ольга Севрюгина

Полотна из коллекции Третьяковки и Русского музея представили в Нижегородском художественном музее в кремле – здесь открылась выставка «Художник и сказка» (0+). У её посетителей есть уникальная возможность – увидеть самые знаменитые картины великих русских художников, посвящённые темам былин и сказок. И история этих полотен не менее удивительна.

«Садко» – самая необычная для Репина картина, писавшего в основном реалистичные сюжеты. Эта работа была создана в Париже по заказу великого князя Александра – будущего императора Александра III.

В основе сюжета – известная русская былина. Художник изобразил момент, когда Садко по приказу Морского царя выбирает себе в жёны одну из морских девиц. Одна из них изображена с обнажённой грудью – для Репина случай исключительный. По замыслу художника девушки олицетворяют разные страны и народы, но Садко выбирает стоящую в глубине русскую девицу Чернаву. Это имя символично: после свадебного пира Садко просыпается на берегу Новгородской реки Чернавы. Если бы он выбрал другую невесту, навсегда остался бы в пучине. Так что, по замыслу автора, эта картина о любви к Родине, правильном выборе и преданности идеалам.

   Илья Репин «Садко», 1876 год Ольга Севрюгина
Илья Репин «Садко», 1876 год Ольга Севрюгина

Фотобанк

Прототипом Садко стал другой живописец – Виктор Васнецов, которого Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции. Стремясь к предельной достоверности, Репин изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне.

Есть легенда, что морское дно Репин писал в парижском океанариуме. И подводное царство у него получилось замечательное, очень натуралистичное и одновременно сказочное.

Репин выставил «Садко» в Парижском салоне, но там картина признания не имела. Зато в России её ждал оглушительный успех. Полотно было награждено большой золотой медалью, Репину присвоили почётное звание академика живописи. Хотя сам Илья Ефимович считал эту картину не соответствующей художественным задачам – он был очень строг к своим работам.

А вот нижегородцев картина очень впечатлила: «Она словно затягивает в глубину», – говорят посетители.

Изначально Виктор Васнецов собирался стать священником, как отец. Однако тяга к живописи взяла своё – из духовной семинарии он поступил в Академию живописи. Былинами и русскими сказками Васнецов заинтересовался в середине 1870‑х годов, уже поработав в других жанрах. Тогда он сделал карандашные наброски ко многим своим будущим картинам. На картину «Витязь на распутье» его вдохновила былина «Илья Муромец и разбойники».

   Виктор Васнецов «Витязь на распутье», 1882 год Ольга Севрюгина
Виктор Васнецов «Витязь на распутье», 1882 год Ольга Севрюгина

Фотобанк

Художник долго работал над фигурой богатыря. В первых версиях Илью Муромца он рисовал со своего брата Аполлинария, но тот был сложения далеко не богатырского. После многочисленных вариантов картины герой стал более монументальным. И если в эскизах витязь был лицом к зрителю, то в варианте 1882 года, который художник создал для купца и покровителя искусств Саввы Мамонтова, мы видим его со спины. Это было сделано для того, чтобы показать: пути назад нет.

Картина «Витязь на распутье» стала самой известной работой Васнецова, и когда он умер, на его каменном надгробии выбили именно этот сюжет.

Ещё новости по теме

Какие цели на самом деле преследовал организатор военного мятежа Пригожин

Эксперты из Варнавинского округа предлагают учесть в стратегии развития области расширение туристического потенциала территории

В Нижегородской областной детской библиотеке состоялся V Всероссийский слет юных книголюбов

Картина «Царевна Лебедь» была создана художником в период его работы над оформлением музыкальных спектаклей Римского-Корсакова в частной опере Саввы Мамонтова. В Нижний приехал один из эскизов к этой картине.

   Михаил Врубель «Царевна-лебедь» (эскиз), 1900 год Ольга Севрюгина
Михаил Врубель «Царевна-лебедь» (эскиз), 1900 год Ольга Севрюгина

Фотобанк

Первоначально образ Царевны Лебеди впервые был создан Врубелем на балалайке, в серии, заказанной княгиней Тенишевой для Всемирной выставки в Париже, а потом многократно повторялся, пока не стал знаменитым на весь мир шедевром. Одна из главных загадок картины – кто был моделью, послужившей прототипом для создания облика прекрасной Царевны Лебеди. Самая популярная версия, что на полотне изображена Надежда Ивановна Забела-Врубель – оперная дива, супруга и муза художника, исполнившая партию Царевны Лебеди в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Особый интерес вызывают костюмы из спектаклей Михайловского театра Санкт-Петербурга, авторы которых вдохновлялись именно теми картинами, что приехали в Нижний.

Это полотно – итог работы мастера над народным сказочным сюжетом, который в 1846 году пересказал поэт Василий Жуковский. Для образа царевны Васнецов использовал написанные в 1882 году портреты Натальи и Татьяны Мамонтовых, племянниц Саввы Мамонтова.

   Виктор Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке», 1889 год Ольга Севрюгина
Виктор Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке», 1889 год Ольга Севрюгина

Фотобанк

Для того чтобы реалистично изобразить волка, художнику привезли самого настоящего зверя, о чём он писал в письмах к друзьям. «Твой царевич на волке привёл меня в восторг; я всё кругом забыл, я ушёл в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Все это моё, родное, хорошее! Я просто ожил!» – писал художнику Савва Мамонтов.

Над созданием этой картины Васнецов работал 17 лет, но в своих дневниках и письмах не оставил про неё значимой информации. Некоторые исследователи полагают, что многое в картине объясняет революция – в царских хоромах явный переизбыток красного цвета. В него окрашены рисунки на стенах и ковре, детали мебели и одежда музыкантов.

   Виктор Васнецов «Царевна-лягушка», 1918 год Ольга Севрюгина
Виктор Васнецов «Царевна-лягушка», 1918 год Ольга Севрюгина

Фотобанк

Наряд царевны Васнецов изобразил зелёным, что не только соответствует сюжету сказки, но и ассоциируется с не самыми добрыми персонажами славянских преданий: лешими, русалками, водяными, кикиморами. А из-под разлетевшихся в стороны рукавов видна белоснежная сорочка, цвет которой в христианской символике олицетворяет веру и чистоту. В этом двойная сущность героини. Неслучайно художник изобразил Василису со спины – чтобы каждый зритель поверил: она так красива, что «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Васнецов не принял революцию и страдал, наблюдая за тем, как «старая Русь» безвозвратно исчезает. Русский колорит и характер он старался сохранить в своих сказочных сюжетах, продолжая работать до последнего дня. На выставке также можно увидеть его знаменитые на весь мир полотна «Баян», «Снегурочка» и, конечно же, гордость нижегородского музея – картину «Ковёр-самолёт», на время сменившую привычное место в экспозиции музея.

На выставке также можно увидеть сказочных персонажей Ивана Билибина, Евгения Чарушина и других знаменитых иллюстраторов. Представлены в экспозиции и посвящённые сказкам работы мастеров декоративно-прикладного искусства и шедевры крупнейших центров художественного фарфора Москвы и Петербурга. Игрушки, шкатулки, декоративные панно и скульптуры дополняют экспозицию, показывая сказочных героев с разных сторон.