Найти тему
Татарский Мир

В поисках своего культурного «Я»: о чем нам говорит Ильдар Зарипов? Часть 2. Истоки

Начало см.: В поисках своего культурного «Я»: о чем нам говорит Ильдар Зарипов? Часть 1.

Откуда же истоки творчества художника? Ильдар Зарипов родился и рос в простой семье. Детство прошло в Казани, семья жила в частном доме в районе Ягодной слободы. Вроде и городская семья, а быт сохранялся деревенский. Этот дух поддерживали и многочисленные деревенские родственники, часто приезжавшие и гостившие в их доме. Как оказалось, вот эта жизнь, близкая к земле, частое общение с приезжавшими сельчанами оставили глубокий след в его восприятии мира и в его творчестве.

Вид из Ягодной слободы на кремль. 1870-е гг. Фото: https://etoretro.ru/
Вид из Ягодной слободы на кремль. 1870-е гг. Фото: https://etoretro.ru/

Драгоценные свидетельства формирования мира И.К. Зарипова остались в интервью, которое автор взяла у него в 2008 г.

Дадим слово самому художнику:

«Мне всегда нравилось крестьянство. Я жил в крестьянском доме, в своем доме: собака, курица, барашек... Я среди них жил, и всегда от них какой-то специфический запах, колорит шел, и мне это дико нравилось...
И.Зарипов на фоне картины "На санях". Фото автора.
И.Зарипов на фоне картины "На санях". Фото автора.
И из деревни часто приезжали, потому что деревня недалеко, 60 километров. Они приезжали, и от них такой специфический запах! Они совсем другие люди, и мне страшно нравилось. Другие люди, другой колорит, говорят по-другому. Запах идет от них, специфический, крестьянский, хлебный, вкусный… Все по-другому! Пахнет у них от одежды, от распаренных дубленок, шуб. Такой аромат идет! Деревенский, бушлат такой, они расстегиваются и от них вроде, и свежестью веет, и красотой! Они такие краснощекие, довольные! И у меня эти впечатления на всю жизнь остались, душу греют до сих пор! Видимо это и воспитало у меня какой-то вкус к жизни, к свету, к искусству, к красоте».
И.Зарипов,"Белая лошадь и молоко". Фото автора.
И.Зарипов,"Белая лошадь и молоко". Фото автора.

Не случайно, в картинах художника волшебный мир детства воплощен в образах лошади, курицы, петуха…

Молоко и яйцо – теплые символы жизни, семьи, детства и безмерного счастья, которое осознаешь только став взрослым…

Из воспоминаний Ильдара Зарипова:

«Петух, допустим, он такой красный ходил, клюв у него мощный... Лошади, барашки... Сейчас вот эти образы у меня возникают где-то... Откуда вот любовь такая, мощь такая, колорит?! ».
И.Зарипов,"Девушка с петухом". Фото автора.
И.Зарипов,"Девушка с петухом". Фото автора.

И снова размышления и воспоминания И. Зарипова:

«Шулай шул! Тамырлар шуннан килә, менә бу крестьянство именно. Алар шундый мощныйлар, краснощекий, здоровый!
(Именно так! Корни отсюда растут, это крестьянство, именно. Они такие мощные, краснощекие, здоровые! – тат. Л.С.).
Барана они там резали в деревне, а сюда продавать привозили и опять у нас жили. Барана там раскрывают, а там почки. Почку отрезают:
“Мә, Илдар, аша моны, карт әниең пешереп бирә сиңа”. Әни пешерә, исләр килә. Ит исе, ой-ой-ой! Ой, ит исе инде килә! Итне яратадырыем шулай ашарга. Бәлки булмагандыр да инде, сугыш вакыты бит. Әйе... Алар шулай итне кисеп бирәләр hәм без пешерәдериек. Бәрәңге исе, ит исе, аромат шулай чыккандыр инде».
(На, Ильдар, возьми! Бабушка тебе сварит. Бабаушка сварит – запах мяса, ой-ей!! Ой, какой запах мяса!Люил так мясо есть. Они вот так мясо резали и давали сварить и мы варили. Запах картошки, запах мяса – такие ароматы исходили – Л.С.)

Осмысливая среду, в которой рос, и впечателния детства художник отмечает:

«Красота правды - корявая красота. Но она - правда ведь и воспитывает! Не слащавая красота, а именно вот корявая! В этом прелесть от земли. Она и воспитала меня и нравственно, и духовно, и как художника. И сейчас у меня это всегда, оттуда, видимо, я черпаю вот. Вот это от земли, от крестьянства видимо воспитал вот так, с детства. Это – основа – корни, они оттуда идут».

Вот это, «деревенское зерно» творчества и духа Ильдара Зарипова и воплощает «татарскость» – черты и поэзию народа, в чувственном, осязаемом ключе близости к земле, траве, деревьям и всему живому, окружающему повседневную жизнь сельчанина.

И.Зарипов, "За водой"
И.Зарипов, "За водой"

Мысли и чувства художника перекликаются с восприятием роли и значимости родовой деревни, села для многих татар. Как исследователь, хотела бы привести свидетельства, полученные в ходе этносоциологических экспедиций (2017 – 2019 гг.) в беседах с татарами, живущими в разных регионах нашей страны. Село, где родился, где прошли детские годы, где живут бабушки-дедушки, воспринимается многими татарами-горожанами, имеющими сельские корни, как место силы, обретения смысла жизни:

«Говоря о родине, деревня... - ты туда приезжаешь и обновляешься, очищаешься как-то... Не знаю, есть что-то такое. Психология человека видимо так устроена» (тат., муж., 25 л., Тюмень);
«… село воспитывает в ребенке дух, именно крепкий дух сильный, трудолюбие оно воспитывает, и человек, вышедший из села, я считаю, нигде не пропадет» (тат., жен., 33 г., Уфа).
«…к деревне у нас отношение как к роднику, который питает тебя всю жизнь» (тат., муж., 53 г., Казань).

В следующей части мы вернемся в школьные годы Ильдара Зарипова.

Лилия Сагитова

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц