Найти тему
Улыбка киномана

«Психогенная фуга» от Альфреда Хичкока

Термин «психогенная фуга» в отношении кинематографа возник в связи с попыткой объяснить сюжет «Шоссе в никуда» Дэвида Линча. Главный герой, мучимый травмирующими воспоминаниями, придумывает себе новую личность и новую жизнь, которую теперь и воспринимает как реальную. Но придумал это не Дэвид Линч. Новую реальность, в которой его друг остался жив, придумывает себе Лапша из «Однажды в Америке» Серджио Леоне. Да и в других фильмах позднего Леоне есть эта психологическая неоднозначность – в воспоминаниях его героев есть эпизоды, после которых они просто не могли остаться в живых. Но первым, кто начал эксперименты с реальностью, похоже, был всё-таки Альфред Хичкок.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Хочу рассказать об одном из самых загадочных и значительных фильмов в истории кино, намного опередившем своё время и ставшем знаковым для таких жанров, как психологический триллер и экзистенциальная драма. Без этого фильма не было бы ни "Однажды в Америке" Серджио Леоне, ни "Основного инстинкта" Пола Верховена, ни сюрреалистических шедевров Дэвида Линча, а Брайан де Пальма снял на этот фильм пародийный ремейк. Это "Головокружение" Альфреда Хичкока (1958).
У Альфреда Хичкока была долгая творческая биография. Начав снимать в эпоху немого кино, последний его фильм, "Семейный заговор", вышел в начале 80-х годов прошлого века. Не всё в этой биографии было гладко, но свой статус гения неутомимый англичанин закрепил за собой навсегда. Одним из пиков его карьеры был период с середины 50-х до середины 60-х, когда режиссёр снял свои самые известные фильмы. Одним из них и был "Головокружение" - история частного детектива (Джеймс Стюарт), страдающего боязнью высоты, что раз за разом приводит к трагедии. Но смысл названия не ограничивается недугом главного героя. Головокружение в фильме - утрата контроля над событиями, своими поступками и, наконец, жизнью. И причиной этого состояния стала женщина (Ким Новак).

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Отличительной особенностью этого фильма является его многослойность, возможность множества разных трактовок. Внешний сюжет обманчиво прост - это история коварного и жестокого убийства, в которое обманом был втянут главный герой, человек с кристально чистой репутацией, чтобы он дал в суде нужные преступникам показания. Казалось бы, всё удалось, но случайная встреча на улице приводит к раскрытию обмана.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Но можно посмотреть на происходящее и с другой стороны. Тяжело переживая смерть женщины, которую не смог спасти, главный герой оказывается в психиатрической лечебнице, где его мучают бредовые видения. Зрителю не показывают, как он исцелился, но в следующем эпизоде он уже здоров и случайно встречает девушку, похожую на погибшую женщину. Дальнейшие события показывают, что сходство это не случайно, т.к. встреченная девушка и есть та женщина, которую он видел и принимал за погибшую. Влюблённая в жертву своего обмана, девушка не в силах отказаться от встреч с ним и в один прекрасный момент себя разоблачает. Но было ли это на самом деле? Или, защищаясь от чувства вины, детектив придумал, на кого переложить вину? И на самом деле не было ни убийства, ни девушки, которая обманывала его, а сам он всё это время просидел в своей палате, уставившись в стену?

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Прямых ответов фильм не даёт, только намёки. То в одном из эпизодов зритель видит героиню Ким Новак, отражённую в зеркале, а стоящий за её плечом мужчина в нём не отражается. То восстановленный усилиями модельеров и парикмахеров образ женщины из первой части фильма как-будто рождается из воздуха и неонового света, заполняющего комнату. Мир призраков, для которого главный герой сам призрак.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Есть много и других загадок, либо не раскрытых, либо раскрытых, но так, что полной уверенности в ответе всё равно нет. Альфред Хичкок до конца играл со зрительским вниманием, и не один из смотревших фильм признался потом, что поначалу принимал монахиню, ставшую причиной смертельного испуга главной героини в конце, за внезапно воскресшую жертву убийства.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Фильм провалился в прокате. Это, кроме всего прочего, стало причиной и ссоры Хичкока с Джеймсом Стюартом, которого режиссёр обвинил в том, что фильм "не получился". Это, конечно, было не так. История с "Головокружением" - наглядное доказательство того, что шедевр на все времена совершенно не обязательно должен быть коммерчески успешным. Просто на момент выхода фильма его зритель ещё не родился.

Кстати, интересный момент. В "Шоссе в никуда"Дэвид Линч вольно или невольно повторяет эту двойственность - блондинка и брюнетка на самом деле являются одной женщиной.

Блондинка-брюнетка в "Головокружении". Изображение взято из открытых источников
Блондинка-брюнетка в "Головокружении". Изображение взято из открытых источников
Блондинка-брюнетка в "Шоссе в никуда". Изображение взято из открытых источников
Блондинка-брюнетка в "Шоссе в никуда". Изображение взято из открытых источников

Если вы ещё не смотрели этот фильм - обязательно посмотрите! И не забудьте поставить «лайк» и подписаться на мой канал.