Термин «психогенная фуга» в отношении кинематографа возник в связи с попыткой объяснить сюжет «Шоссе в никуда» Дэвида Линча. Главный герой, мучимый травмирующими воспоминаниями, придумывает себе новую личность и новую жизнь, которую теперь и воспринимает как реальную. Но придумал это не Дэвид Линч. Новую реальность, в которой его друг остался жив, придумывает себе Лапша из «Однажды в Америке» Серджио Леоне. Да и в других фильмах позднего Леоне есть эта психологическая неоднозначность – в воспоминаниях его героев есть эпизоды, после которых они просто не могли остаться в живых. Но первым, кто начал эксперименты с реальностью, похоже, был всё-таки Альфред Хичкок.
Хочу рассказать об одном из самых загадочных и значительных фильмов в истории кино, намного опередившем своё время и ставшем знаковым для таких жанров, как психологический триллер и экзистенциальная драма. Без этого фильма не было бы ни "Однажды в Америке" Серджио Леоне, ни "Основного инстинкта" Пола Верховена, ни сюрреалистических шедевров Дэвида Линча, а Брайан де Пальма снял на этот фильм пародийный ремейк. Это "Головокружение" Альфреда Хичкока (1958).
У Альфреда Хичкока была долгая творческая биография. Начав снимать в эпоху немого кино, последний его фильм, "Семейный заговор", вышел в начале 80-х годов прошлого века. Не всё в этой биографии было гладко, но свой статус гения неутомимый англичанин закрепил за собой навсегда. Одним из пиков его карьеры был период с середины 50-х до середины 60-х, когда режиссёр снял свои самые известные фильмы. Одним из них и был "Головокружение" - история частного детектива (Джеймс Стюарт), страдающего боязнью высоты, что раз за разом приводит к трагедии. Но смысл названия не ограничивается недугом главного героя. Головокружение в фильме - утрата контроля над событиями, своими поступками и, наконец, жизнью. И причиной этого состояния стала женщина (Ким Новак).
Отличительной особенностью этого фильма является его многослойность, возможность множества разных трактовок. Внешний сюжет обманчиво прост - это история коварного и жестокого убийства, в которое обманом был втянут главный герой, человек с кристально чистой репутацией, чтобы он дал в суде нужные преступникам показания. Казалось бы, всё удалось, но случайная встреча на улице приводит к раскрытию обмана.
Но можно посмотреть на происходящее и с другой стороны. Тяжело переживая смерть женщины, которую не смог спасти, главный герой оказывается в психиатрической лечебнице, где его мучают бредовые видения. Зрителю не показывают, как он исцелился, но в следующем эпизоде он уже здоров и случайно встречает девушку, похожую на погибшую женщину. Дальнейшие события показывают, что сходство это не случайно, т.к. встреченная девушка и есть та женщина, которую он видел и принимал за погибшую. Влюблённая в жертву своего обмана, девушка не в силах отказаться от встреч с ним и в один прекрасный момент себя разоблачает. Но было ли это на самом деле? Или, защищаясь от чувства вины, детектив придумал, на кого переложить вину? И на самом деле не было ни убийства, ни девушки, которая обманывала его, а сам он всё это время просидел в своей палате, уставившись в стену?
Прямых ответов фильм не даёт, только намёки. То в одном из эпизодов зритель видит героиню Ким Новак, отражённую в зеркале, а стоящий за её плечом мужчина в нём не отражается. То восстановленный усилиями модельеров и парикмахеров образ женщины из первой части фильма как-будто рождается из воздуха и неонового света, заполняющего комнату. Мир призраков, для которого главный герой сам призрак.
Есть много и других загадок, либо не раскрытых, либо раскрытых, но так, что полной уверенности в ответе всё равно нет. Альфред Хичкок до конца играл со зрительским вниманием, и не один из смотревших фильм признался потом, что поначалу принимал монахиню, ставшую причиной смертельного испуга главной героини в конце, за внезапно воскресшую жертву убийства.
Фильм провалился в прокате. Это, кроме всего прочего, стало причиной и ссоры Хичкока с Джеймсом Стюартом, которого режиссёр обвинил в том, что фильм "не получился". Это, конечно, было не так. История с "Головокружением" - наглядное доказательство того, что шедевр на все времена совершенно не обязательно должен быть коммерчески успешным. Просто на момент выхода фильма его зритель ещё не родился.
Кстати, интересный момент. В "Шоссе в никуда"Дэвид Линч вольно или невольно повторяет эту двойственность - блондинка и брюнетка на самом деле являются одной женщиной.
Если вы ещё не смотрели этот фильм - обязательно посмотрите! И не забудьте поставить «лайк» и подписаться на мой канал.