В мае 1897 года в Лондоне был опубликован роман Брэма Стокера «Дракула». Формально Стокер не был первым писателем, сделавшим героем произведения вампира, но именно его книга оказала существенное влияние на популяризацию и становление «мифа о вампирах». Тут же появилось множество подражателей, и это явление не могло пройти мимо кино.
Историки кино утверждают, что первый фильм об упырях снимался еще в дореволюционной России, однако до наших дней мало что сохранилось. Ранние упоминания о вампирах встречались и во Франции. Один из выдающихся французских режиссеров своего времени Луи Фейад в 1915 году снял картину «Вампиры». В ней еще не настоящие кровососы, но при этом можно проследить зарождение подпольных вампирских сообществ, которые следует считать предтечей многих лент в данном жанре («Блейд», «Другой мир»). Но это были лишь первые ростки. Настоящее рождение образа вампира произошло в кино, когда немецкий продюсер Альбин Грау решил экранизировать роман «Дракула».
Проблемы у Грау начались сразу, так как вдова Стокера отказалась продавать права на экранизацию. Тогда Альбин вместе с одним из самых ярких представителей немецкого экспрессионизма Фридрихом Вильгельмом Мурнау изменили имена всех персонажей, перенесли действие из Англии в Германию и сняли первую кинокартину о знаменитом вампире. В руках талантливых людей Зло, наконец-то, обрело узнаваемую форму, у него появились имя, лицо и дворянский титул.
В кинофильме Мурнау главный герой Томас Хуттер (немецкий актер Густав фон Вангенхайм), агент по недвижимости, узнает, что граф Орлок (Макс Шрек) хочет перебраться в город и купить там дом. Попрощавшись со своей женой Элен (Грета Шредер), Хуттер отправляется в дальний путь в Трансильванию. Там он узнает, что граф Орлок не кто иной, как вампир Носферату.
В отличие от книжного Дракулы, киношный Орлок не превращает своих жертв в вампиров, он их убивает, заставляя горожан думать, что на них напала чума. Кроме того, Орлок должен спать днём, так как солнечный свет для упыря смертелен. В фильме граф умирает по этой причине, в то время как в романе ему в сердце вонзают охотничий нож. Именно «Носферату» Мурнау породил устойчивое представление о губительности солнечного света для вампиров. Однако в произведении Стокера он лишь ослаблял Дракулу, но не уничтожил. В книге есть сцена, в которой Дракула вполне свободно прогуливается днём по Лондонскому зоопарку рядом с вольером волков.
Макс Шрек создал один из самых запоминающихся и устрашающих образов вампира, причем из 94 минут экранного времени ему уделено лишь 9. У его графа лысый череп, острые черты лица, ломаная осанка и страшные зубы. За ним по пятам идут полчища крыс, разнося чуму и смерть. Орлок воистину ужасен, но при этом излишне сентиментален, что и приводит его к преждевременной смерти.
К сожалению, «Носферату, симфония ужаса» ждал печальный финал. Вдова Брэма Стокера Флоренс добилась через суд уничтожения всех копий фильма. Производственная компания обанкротилась, выпустив единственную картину. Но к великой радости поклонников работы Мурнау, плёнки уже разошлись по разным странам. Отследить путь всех было невозможно, и некоторые сохранились. Например, во Французской Синематеке содержатся две очень разные копии «Носферату». А в 1995 году фонд Мурнау восстановил из сохранившихся копий вариант, максимально приближенный к авторскому.
В 1978 году легендарный немецкий режиссер Вернер Херцог снял ремейк, с Клаусом Кински в главной роли, под названием «Носферату — призрак ночи», который совместил в себе оригинальную картину Мурнау и роман Стокера. В 2000-м вышел художественный фильм «Тень вампира», рассказывающий о съемках «Носферату» в 1921-м. В данной картине была выдвинута теория о том, что Мурнау пригласил на съемки настоящего вампира, пообещав ему главную актрису в качестве гонорара.
«Носферату, симфония ужаса» даже спустя 100 лет (!!!) остается одной из лучших картин про вампиров, которую с удовольствием можно пересматривать не только фанатам жанра, но и обычным зрителям. Режиссер снял один из главных фильмов немецкого экспрессионизма, мощное жанровое кино, положившее начало развитию «хоррора».
Алексей Графов
Больше всего интересного в телеграм-канале "Большой Киновски". Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить! https://t.me/bolshoy_kinovski