Скульптор Иван Петрович Мартос в первом браке прожил 25 лет с Матрёной Львовной, как говорится душа в душу, родив семерых дочерей и четырёх сыновей. Только вот многочисленные роды ослабили здоровье любимой жены, добавилась и чахотка и 1807 году она ушла из жизни в возрасте 43 лет, а он, оставшись один, заботливо продолжил растить своих детей, и ему даже в голову не приходило жениться во второй раз, да и возраст в 60 лет к этому не располагал. Однако судьба распорядилась по-другому….
Мартосы жили в Петербурге в большом доме, имели прислугу и выезд, а ещё помогали всем много численным бедным родственникам. Все племянники и племянницы, приезжавшие в столицу на учёбу, останавливались у него на несколько месяцев, а жили иногда по году, да и за обучение частенько он сам и платил.
После смерти любимой жены скульптор с головой ушёл в работу, в основном он ваял надгробия, но в этот раз получил заказ на скульптурный монумент, посвященный предводителям Второго ополчения 1612 года Минину и Пожарскому.
Скульптор так увлёкся работой, что стал редко бывать дома, но управление домашним хозяйством взяли на себя дочери Вера и Софья, которые изо всех сил старались показать, что они здесь главные хозяйки.
Вместе с ними в доме Мартоса проживала племянница покойной жены Авдотья, уже взрослая девушка, которая помогала по хозяйству. Однако, сёстры её невзлюбили, чтобы она не делала и как не старалась, они при каждом удобном случае старались уколоть «приживалку», но она терпела молча, дяденьке не жаловалась, просто старалась меньше попадаться на глаза вредным девицам.
Однако весной 1814 года произошла неприятная сцена, свидетелем которой стал сам Иван Петрович. Старшая из сестёр Софья, как обычно стала придираться к Авдотье, попрекать хлебом, который она ела, и, потеряв над собой контроль, дала ей пощёчину. Иван Петрович в это время находился на нижнем этаже и всё слышал.
Несправедливо обиженная Авдотья с горьким плачем стала спешно укладывать свои вещи в узел, собираясь навсегда уйти из этого дома куда-нибудь в услужение.
Иван Петрович, немного поразмышляв, облачился в свой парадный мундир, надел ордена и пошёл наверх в комнату барышень. Там, не обращая внимания на своих дочерей, он подошёл к плачущей Авдотье, слегка поклонился и сказал:
- Милостивая государыня, Авдотья Афанасьевна, имею честь просить вашей руки.
Наступила немая сцена, сёстры оторопели и растерянно наблюдали за происходившим на их глазах. Авдотья вскочила ничего не понимая, о чём говорит её дяденька, который всегда называл её просто Дуничкой.
- Авдотья Афанасьевна, имею честь просить вашей руки… — повторил он и потом пояснил слова свои: — Не откажите мне в счастии назваться вашим мужем…, будьте мне доброю женою…
Разве это можно? — наконец, понявшая чего от нее хотел Иван Петрович, ответила, испугавшись, Авдотья.
- Можно, коли вы согласитесь; от вас зависит мое счастье, — сказал Мартос.
Наконец он обратил внимание на своих дочерей, застывших как два изваяния, и строго им сказал, - вы не захотели уважать достойную вашей любви и дружбы сироту, обижали её, теперь вы будете уважать Авдотью Афанасьевну как мою жену.
Так совершенно неожиданно для Ивана Петровича состоялся его второй брак. Конечно сёстры были недовольны таким рыцарским поступком отца, но не посмели сказать и слова против, в доме установился мир и взаимоуважение, к своим падчерицам и пасынкам Авдотья относилась по-доброму, забыв все обиды.
Второй брак Мартоса оказался счастливым, дом пополнился детскими голосами, у супругов родились дочь и сын. Правда сын прожил всего два года, а вот дочь Екатерина выросла и стала красавицей, но о ней будет отдельный рассказ.
Если понравилась статья, поделитесь комментарием