Народная Формула 0,7
Просто захотелось ради интереса рассказать про этот режим в лучшей гоночной аркаде.
Особенности машин
Начнем с того, что ЖТА5 в плане физики - развеселая аркада, еще и крайне костыльная. Ускорение на кочках и зависимость скорости машин от ФПС (у некоторых - весьма существенная) существуют все 10 лет жизни проекта и править это никто не будет.
Однако у болидов правила и физика несколько иные. Во-первых, у них ЭПИЧЕСКОЕ сцепление. Во-вторых, разрушаемость. У болидов отломанное антикрыло спереди/сзади и боковые понтоны действительно влияют на управляемость: переднее и заднее крылья отвечают за прижим своей части машины, а потеря понтонов понижает максимальную скорость и общее сцепление. В-третьих, у болидов есть система рекуперации энергии (КЕРС), которая при отпущенном акселераторе заряжает бустер, дающий прибавку к мощности и максимальной скорости. При этом стандартная практика ускорения путём езды по поребрикам работает куда слабее.
Добавим сюда ещё и мощь местного слипстрима. Если пристроиться за противником (и помолиться на пинг), то можно получить мощный буст к максимальной скорости ценой большой потери зацепа. В поворотах улететь в стену благодаря этому очень легко.
Также интересный факт. В ЖТА у машин есть лишь два варианта прижимной силы - со спойлером и без. Но у болидов все куда интереснее: разные антикрылья, спойлеры и понтоны имеют разные характеристики с точки зрения прижима и штрафа к скорости и разгону. Дефолтные антикрылья (передние и задние) имеют наименьший прижим (и наименьшие штрафы), а дефолтные понтоны - наоборот. Последние в списке тюнинга соответственно с точностью наоборот. Так что есть возможность точной настройки, впрочем большинство игроков тупо ставит все на прижим, потому что скорость на прямых обеспечит КЕРС.
Особенности трасс
Проходят гонки на каскадерских трассах (то есть не привязанных к геометрии города (не всегда) и наполненных дополнительными объектами, в основном антуражными). Однако в отличие от каскадерских трасс для обычных машин, которые выворачивают пируэты разной степени безумства, трассы для болидов зачастую ровные, то есть без прыжков и прочей акробатики.
К тому же отличается сама конфигурация трасс. Каскадерские трассы для обычных машин редко имеют в себе низкоскоростные повороты, к тому же сами трассы широкие. Все это создает обширное поле для активной борьбы колесо-в-колесо. Трассы же для открытых колес зачастую чередуют низко- и высокоскоростные повороты, соединенные прямыми. Повороты обычно соединены в секции.
Особенности режима
А теперь про уникальные правила. Ну начнем с мелочи: по дефолту помощь отстающим (читай замедление лидера) выключено. Но ладно, его включить обратно можно.
Далее: у болидов в этих гонках покрышки постепенно умирают, в зависимости от их типа и аккуратности пилота. Соответственно, в игре есть питстопы, а на трассе - питлейн (на котором даже ограничение скорости есть!). Там же можно вернуть на место отломанное в борьбе или из-за кривых хитбоксов антикрыло. Однако, питстоп не обязателен.
Кстати, про типы шин. Как и в реальной Формуле, есть мягкие, средние и жесткие покрышки, которые различаются запасом прочности и сцеплением с трассой (чем жоще резина, тем меньше зацеп). Но специальной дождевой резины нет, а значит гонка под дождем превращается в сбор стенок нерадивыми пилотами. К сожалению механику прогрева шин не продумали, а вот потеря сцепления у побитой резины даже вроде как присутствует. И да, полностью мертвые шины просто лопаются. Кроме износа просто от езды, задние шины уходят быстрее от ускорений, торможений и заносов, передние - от активного маневрирования.
Ну и последнее: слишком замедлившийся болид через сколько-то секунд становится "призраком" и никому не мешает. Очень помогает, если очередной недо-Сенна про питстоп забыл.
Машины
А теперь отдельно про каждый болид, коих в игре всего 4.
1) Benefactor BR8
Адовая смесь чемпионских РедБуллов Себастьяна Феттеля (2010-2013) и чемпионских Мерседесов Льюиса Хэмильтона и Нико Росберга (2014-2016). Хотя в случае Льюиса - первых чемпионских Мерседесов...
Думаю, не нужно быть гением, чтобы понять: из двух главных "космовозов" начала десятых аутсайдер не получится. На большинстве трасс он тупо не имеет недостатков.
Возможные раскраски:
2) Progen PR4
Тут все максимально просто: легендарный McLaren-Honda не менее легендарного Айртона Сенны (1989-1991). Даже раскраску соответствующую подогнали. Хотя это скорее просто компиляция эпохи: тут и чемпионские Williams Найджела Мэнселла и Аллена Проста, и многострадальная Ferrari не менее многострадальных Жана Алези и Герхарда Бергера...
Компактный и юркий болид с какой-никакой максималкой, настоящий повелитель мелких трасс с кучей поворотов, но на скоростных трассах проигрывает BR8.
Варианты раскрасок:
3) Ocelot R88
Винегрет из последних творений легендарного конструктора Колина Чепмена. На похожем стартовал Сенна, ездил Найджел Менселл, таки стал чемпионом Марио Андретти.
Очень крутой зацеп и разгон, но из-за этого страдает управляемость и максимальная скорость. Из-за этого в гонках данный аппарат встречается крайне редко и еще реже - в топе. Но олдскулы вполне может свести.
Возможные раскраски (без годов, просто машины тех лет):
4) Declasse DR1
Он из Америки прибыть, Индикар нам привозить. Главное отличие - с него спилили стеклянную кабину (аэроскрин), видимо для сохранения интереса.
Наилучшая максимальная скорость и очень долгий разгон. Также сцепление с трассой у DR1 наихудшее из всех. Маневренность на уровне, но это не вывозит машину до уровня топов. А еще аппарат весьма длинный.
Возможные раскраски:
Трассы
Если я начну разбирать их все, то статья увеличится ещё вдвое, так что только самые интересные:
Вершина социума (Height of Society)
Проложенная по холмам Вайнвуда трасса, со слепыми поворотами и перепадами высот, наверное одна из самых эпичных в игре. Западная часть вообще представляет собой один длинный, идущий вниз, петляющий вдоль домов узкий вираж. При этом тормоза не используются, газ отпускается лишь в 3 поворотах. Одна ошибка - и потеря крыла гарантирована. Практически Монако!
Жизнь как пляж (Life's a Beach)
Если Нюрбургринг - это зелёный ад, то эта трасса - ад жёлтый. Втиснутая в небольшой клочок каскадерского асфальта над морем, почти целиком состоящая из поворотов и очень узкая трасса, на которой очень легко накосячить. Отсылка на первый Гран-при Лас Вегаса, когда трассу собрали буквально на парковке.
На крючке (Lap It Up)
Длинная и очень широкая трасса с несколькими секциями поворотов, одна из самых боевых в игре (Circuit of the Americas?). Пределы трассы никак не огорожены, что приводит к одному интересному эффекту, но о нем позже.
Реновация (Urban Renewal)
Сбалансированная трасса, проложенная по границе центра и гетто и выкрашенная в цвета Баллас. Особенность: змейка из бетонных блоков перед предпоследней прямой. Если в этой змейке потерять крыло, то тащиться придётся аж до второго поворота, въезд на пит находится именно там.
Своим чередом (In Due Course)
Проложенная по "шикарной" части города скоростная трасса, где нужно тормозить лишь единожды. Некоторые повороты требуют осторожности, неверное движение сразу ломает крыло. Сражаться с противником можно практически на всей длине трассы.
Минусы режима
Про плюсы говорить нет смысла, они обозначены одним емким подзаголовком.
1) баги (и границы трассы)
Это есть не на всех трассах, но все же. Вдоль каскадерских трасс проложено специальное покрытие с пониженным сцеплением. Видимо это должен был быть аналог Гравия Всемогущего, на деле игроки используют его как бесплатный ускоритель. Разумеется, для использования игроки безбожно нарушают границы трассы, впрочем, и старые добрые киберспортивные срезки присутствуют.
Киберспортивной срезкой может являться и игнорирование питлейна. Замедление происходит только в зоне ремонта, но если приловчиться, то можно проехать питлейн, не задевая эту зону. То есть игнорируя скоростные лимиты питлейна, ага.
Впрочем, учитывая чад кутежа на обычных каскадерских гонках, это даже не цветочки, максимум весенние ростки.
2) сообщество
Коммунити ЖТА в целом отличается повышенной токсичностью, но именно гоночное - случай особенный. Тут к общей нездоровой атмосфере добавляется уникальная толерантность к использованию багов и читов. Последнее встречается крайне редко (за почти 3000 гонок откровенных читеров я видел всего 3-4 раза), а вот различные скипы, срезки и откровенный багоюз приветствуется, и ещё как. Упаси Омниссия где-то сказать, что езда по поребрикам для ускорения смотрится тупо смешно, а скипы навроде возможности пропустить прыжки на некоторых каскадерских трассах - ещё смешнее. Сразу полетят тапки, помидоры и прочие неприятные вещи. Впрочем, это отдельная тема для разговора.
Это же гениально, вместо исправления многочисленных косяков создать сообщество, которое будет их оправдывать до хрипоты! При том, что многие срезки можно исправить установкой одного пропа. Но у Рокстар есть такая особенность: они почти никогда не правят уже выпущенный контент.
Заключение
И что, режим плохой? Да нет, это по своему интересный опыт, неплохо вписавшийся в другие гоночные режимы. Да и полноценных аркадных гонок именно гоночной тематики, уж тем более мультиплеерных (а не очередных скатившихся НФС) сейчас вообще нет.