Токсичные отношения редко заканчиваются на спокойной ноте "давай останемся друзьями". Наоборот, обычно партнеры расходятся в ненависти друг к другу, каждый уверенный, что именно он стал жертвой.
Многие пострадавшие от таких отношений хотят отмстить. Это относится не только к классическим жертвам злоупотребления, но и тем, кто считает, что он несправедливо пострадал.
Мотивы мести у абьюзера и его жертвы различны. Жертва обычно считает, что её унижали, причиняли боль, обращались несправедливо, злоупотребляли ей, делали её рабом, мучили и украли часть её счастливой жизни. Она считает, что для восстановления своего человеческого достоинства ей необходимо отомстить. Здесь ключевым является идея восстановления себя как человека.
Абьюзер, с другой стороны, может желать отомстить из негодования, что человек, которого он рассматривал как что-то ниже его, как предмет, вдруг возмутился и осмелился напомнить о своем человеческом статусе. В его глазах, как этот «объект» посмел выдвинуть претензии и, что еще хуже, уйти от него?
Тем не менее, важно помнить, что эта картина может быть слишком упрощенной. Токсичные отношения часто намного сложнее и несут в себе больше нюансов. В реальности роли часто более сложны, а персонажи - глубже.
Здесь мы сосредоточимся на желании мести со стороны жертвы. Что же конкретно привлекает в мести? В основном, жертва хочет отомстить, потому что испытывает боль и думает, что месть поможет ей её облегчить. Это сильный импульс, при котором жертва не всегда осознаёт свои действия или причину своей мести. Боль - это смесь страха, стыда, вины, гнева и отвращения. Для смягчения этих эмоций, которые буквально душат и лишают сна, жертва чувствует необходимость в мести, особенно когда кажется, что есть конкретный и единственный источник этой боли.
Месть символизирует возвращение всей боли обидчику, и зачастую возникает желание не только возвратить, но и наказать, то есть, как бы сказать "Пусть знает" и "Пусть больше так не делает".
Мстить трудно. Большинство жертв не могут позволить себе такую роскошь и некоторое время испытывают диссонанс между желанием мстить и невозможностью реализовать эту месть. Почему трудно мстить? Потому что это противоречит образу "хорошего", или в данном контексте, "удобного" и «правильного» человека. Можно говорить, что это свидетельство высокой морали, или наоборот, что месть делает вас плохим, низким, отвратительным человеком, и вы должны отвергнуть самого себя. Таким же образом, как вас отвергали родители, думая, что воспитывают достойного человека, но к сожалению, неспособного постоять за себя. На самом деле, часто речь идёт не о мести, а о базовой самозащите. Например, вы расстались, абьюзер выкладывает компрометирующие вас фото в открытом доступе, и вы даже не можете обратиться за помощью к закону, считая, что не стоит устраивать скандал.
Следовательно, чаще всего, мы говорим не о реальной мести со стороны жертвы, а об ее фантазиях на тему мести. В этих фантазиях нет действительных действий, но образы страданий обидчика успокаивают и одновременно возбуждают жертву, не позволяя ей погрузиться в длительную печаль и депрессию.
В таких фантазиях жертва, осознавая свою неспособность выполнить месть своими силами, надеется на что-то неизведанное. Её глубокое желание - чтобы некая таинственная сила, подобная закону космической справедливости, привела обидчика к ее порогу, и она могла бы насладиться его муками раскаяния и бесконечными страданиями. И она ни в коем случае не простила бы его и не пустила бы обратно. Вариантом такой фантазии может быть мечта о том, что обидчику предстоит пережить бесконечные страдания в других отношениях, например, взамен став жертвой, оставаясь одиноким всю жизнь, будучи отвергнутым, или даже заболев и долго страдая перед смертью.
Более активные жертвы приближаются к реальной мести, хотя не всегда следуют этому пути. Для этого они обычно дегуманизируют своего обидчика, отказывая ему в праве быть человеком. То есть, жертва может думать что-то вроде: "Как я могла позволить этому зверю, этому ничтожеству издеваться надо мной". Это дает внутреннее разрешение относиться к нему как к объекту, что позволяет отстраниться от мести и не испытывать вину за эту самую месть.
Таким образом, еще одним способом позволить себе мстить, или по крайней мере фантазировать о мести, является представление этого процесса как носителя возмездия и справедливости. То есть, жертва может воспринимать свои действия как служение общему благу, что позволяет ей мстить конкретному человеку. Это также способ отстраниться от неудобной динамики в нашей психике и перейти от конкретных взаимоотношений между двумя людьми. По сути, это самообман, форма манипуляции с собой.
Месть дает силу и создает ощущение контроля над ситуацией. После токсичных отношений часто наблюдается потеря сил, смыслов, независимости и уверенности. Это вызывает тревогу и стресс. Месть служит защитой от тревоги, а активная месть - активной защитой. Можно сказать, что месть - это довольно ресурсное состояние и ощущение состояния мести на некоторое время может быть полезным. Однако, при долгосрочном пребывании в этом состоянии, оно требует свою цену, которая становится очевидной, если вы продолжаете жить местью слишком долго, используя ее как способ избегать неприятных чувств и переживаний.
Если вы долго находитесь в состоянии мести, вы начинаете от нее зависеть. Если вы отомстили своему бывшему партнеру, это не означает, что все закончится на этом. Состояние силы может понравиться, и вы продолжите его использовать. Если же месть так и не была осуществлена, у вас есть еще больше оснований использовать этот ресурс. Зачастую это приводит к трансформации от мести к праву на самозащиту, как вам кажется. На деле это переходит в чрезмерную самозащиту. Чтобы постоянно ощущать это право на месть, вам нужны враги, и если их не так много вокруг, они придумываются. Типичные последствия включают переход из состояния жертвы в состояние агрессора, присвоение себе грандиозной цели бороться с нарциссами и другими токсичными людьми, неспособность находить компромиссы и гибкие решения в повседневном общении и построении отношений.
В конечном итоге, вы начинаете использовать ресурс силы, общаетесь с другими людьми, присваивая себе право действовать с позиции силы. В некоторой степени это может лишить человечности, поскольку не позволяет достигнуть уважения к самому себе, признания реальности, уважения к другим людям. Это дает силу, аналогичную той, что использует абьюзер.
В целом, месть и ее последствия искажают восприятие действительности, подгоняя ее под сценарий, удобный для вас, и могут породить привязанность к агрессивному поведению. И поскольку месть не приносит реальных изменений, а лишь замещает их, вы не можете строить отношения и общаться с людьми на равных. Стоит помнить несколько вещей, чтобы месть не стала главным двигателем вашей жизни:
• Не ищите оправдания для своей агрессии в прошлых страданиях.
• Помните, что месть - это ваш личный путь к исканию справедливости в отношении конкретного человека, а не акт возмездия.
• Никто не дал вам статуса ангела мести и не поручил раскрывать несправедливость в будущем. Это ваша личная инициатива.
• Месть очень легко перестает быть инструментом справедливости и превращается в агрессивный стиль жизни, а вы можете незаметно стать тем, против кого боролись - абьюзером.
Как понять, что месть оказывает на вас излишне сильное влияние?
• Вы заменяете самообвинения обвинениями других. Это становится вашим убеждением.
• Даже после длительного времени вы всё ещё испытываете потребность в удовлетворении.
• Ваши старые знакомые начинают казаться вам врагами. Возможно, они действительно хотят видеть в вас удобного человека, но если ваши изменения действительно "слишком", это повод задуматься.
• Вас затягивает ощущение собственной мощи, и вы презираете прошлую версию себя.
• Вы становитесь необычно категоричным для себя.
• Иногда вы оправдываете свои действия общим благом или какой-то миссией.
А что делать с болью, от которой жертва искала облегчения через месть, если она сознательно отказывается от мести? Сначала нужно позволить себе полностью прочувствовать весь спектр негативных эмоций: злость, ярость, разочарование, стыд, грусть, сожаление, и выразить их в безопасной обстановке. Наиболее эффективно будет работать с психотерапевтом, но также могут помочь и "домашние методы", например, ритуальное избавление от вещей абьюзера, позволение себе плакать, кричать, бить подушки или посуду, делать что-то, что позволяет открыто выражать эмоции и символизирует разрушение, до тех пор, пока желание и страсть не иссякнут. Это то, что ваш организм и психика требуют, то, что ваше сознание пыталось реализовать через месть. Утешение боли требует времени и энергии, но в отличие от мести, это лечит вас, а не разрушает вашу личность.
Автор: Психолог Андрей Петраков
Поддержать канал на Юмани
Консультации психолога: https://psy-zoom.ru/
Наш канал в Telegram: https://t.me/psyzoom
Группа поддержки вTelegram после абьюза: https://t.me/+Qab0EnRDoCFlMDc6
Поддержите меня на Boosty: https://boosty.to/petrakov