Продолжаем нашу поездку по Поволжью. От Йошкар-Олы до Чебоксар чуть больше 90 км. Один из самых коротких переездов в этой поездке. Поэтому на осмотр города остался практически целый день. Остановились в гостинице «Атал», так как из неё оказалось наиболее удобным прокладывать пешеходный маршрут по столице Чувашии. Чувашия – вторая республика, которую мы посетили в ходе этой поездки. Образована 24 июня 1920 года. Население 1 173 тыс. человек (2023 г.). Чебоксары упоминаются ещё в XII-XIII в.в. Но впервые официально Чебоксары встречается в письменных источниках в 1469 году. По поводу 550-летия со дня его первого упоминания Центробанк в 2019 году выпустил серебряную памятную 3-рублёвую монету.
В городе проживает 496 тыс. жителей (2022 г.). С 2021 г. носит почетное звание «Город трудовой доблести». В городе 23 памятника истории и культуры федерального значения.
Осмотр города мы начали с Чебоксарского речного порта. История речного порта Чебоксар началась в 1917 году, когда была основана городская пристань. В 1968 году пристань получила статус речного порта. Речной порт, кроме своих «прямых обязанностей», выполняет роль любимого места отдыха горожан. Здания администрации речного порта и речного вокзала хорошо вписываются в городской архитектурный ансамбль.
Из порта открывается вид на единственный в Чебоксарах двухэтажный трехпрестольный бесстолпный храм - Успенскую церковь, построенную в 1763 году. Основной стиль возведения – барокко. Но прослеживаются и другие стилистические акценты: русский стиль, традиции Петербургской художественной школы и элементы зодчества Киева. Изначально храм обладал колокольней с двумя ярусами. Но со временем она обветшала, и было принято решение о строительстве новой, трёхярусной, более элегантной по архитектуре. Купол и крест сделаны в меньшем размере. Украшает сооружение изысканный шпиль. Со временем храм не раз ремонтировали. У него появились лестницы и обходные галереи. Изменили живопись на стенах и фасады строения. В 1929 году храм закрыли. Через год разобрали колокольню, алтарь, лестницу, ограду, ворота с часовней. Со строительством Чебоксарской ГЭС (1980 г.) произошло затопление первого этажа церкви. В 1993 году начались работы по реконструкции. Тогда же храм вернули Чебоксарской епархии. Сейчас строение элегантно стоит на искусственном островке.
На выезде из порта находится Воскресенская церковь. Этот белоснежный храм стоит совсем рядом с речным вокзалом города и центральным городским массивом. Он является памятником истории и культуры федерального значения.
Церковь Воскресения Христова построили в 1758 г. на средства прихожан. Историки утверждают, что один из колоколов был отлит еще раньше - в 1744 г. Изначально храмовый комплекс состоял из двусветного четверика с полукруглым выступом (апсидой), восьмигранной колокольни и трапезной. В конце XVIII века к церкви пристроили еще 2 придела. В храмовый комплекс также входит каменный дом причта - любопытнейший памятник архитектуры Чувашии и Поволжья. Чтобы им полюбоваться, загляните на церковный двор. Декор архитектурного ансамбля соответствует стилю русского барокко середины XVIII в. Храм имеет статус памятника культурного наследия народов РФ Федерального значения.
В 1941 г. храм закрыли. В советское время храм утратил свое главное украшение — шатровую колокольню. Ее восстановили в девяностые, после того как в 1990 году в церкви возобновились богослужения.
Хотя адресом церкви значится ул. Калинина, д. 1, но фактически этот храм открывает одну из самых интересных улиц Чебоксар – улицу Константина Иванова, на которую можно попасть, перейдя дамбу, которая с 1996 года отделяет карман Чебоксарского залива от Волги.
Перейдя дамбу, мы подходим к Свято-Троицкому монастырю, у входа в который 8 июля 2016 года в День семьи, любви и верности был установлен памятник очень почитаемым на Руси святым Петру и Февронии Муромским. Памятники этим святым есть в Ярославле, Йошкар-Оле, во многих других городах России. И, конечно, в Муроме.
Чебоксарский Свято-Троицкий мужской монастырь (ул. К. Иванова, 1) основан в 1566 году по указу царя Иоанна Васильевича Грозного. Монастырь созданный в миссионерских целях для проповеди Православия среди языческих народов Поволжья, имел изначально имел общежительный устав. Это одно из самых старых церковных сооружений в Чебоксарах. В 1767 году во время своего путешествия по Волге монастырь посетила императрица Екатерина II. Она остановилась в Чебоксарах по дороге в Казань. Императрица поучаствовала в торжественном молебне, который отслужил настоятель монастыря архимандрит Хрисанф. Она была очень тронута оказанным ей приёмом. Но земли, отнятые ранее в рамках монастырской реформы, не вернула. Вновь реконструировали монастырь в июле 1900 года. В 1924 году он был закрыт. В 1925 году снесли колокольню, начали частичный демонтаж стен обители. Некоторые церковные предметы отправили в музей, благодаря чему они сохранились и вернулись в монастырь снова в 1990-е годы. В 1946 году монастырь занесли в список памятников архитектуры, особо охраняемых государством. Сейчас это объект культурного наследия народов РФ Федерального значения. В 1993 году монастырь был вновь открыт и начал восстанавливаться.
Святынями обители считаются чудотворная икона Иверской Божией Матери в Толгском храме и уникальный, вырезанный из дерева образ Николая Чудотворца — обе XVI века. Также высоко ценится старинный образ Пантелеймона Целителя с частичкой мощей, долгое время хранившийся в епархиальном музее.
В монастыре действуют Епархиальное духовное училище и Воскресная школа. На территории монастыря при нашем его посещении было немноголюдно.
Бронзовый памятник святителю Герману открыт 25 ноября 2016 года. Его высота 2 м 20 см. Скульптор Алан Гогаев. Святитель Герман вместе с архиепископом Гурием участвовал в освящении места под строительство будущей крепости – Чебоксары. 450 лет назад он основал также обитель Святой Живоначальной Троицы в Чебоксарах.
Церковь Толгской иконы Божией Матери 1713 года постройки. Одно из самых старых монастырских сооружений монастыря. Внешний вид здания дошел до нас практически без изменений, хотя внутреннее убранство храма было полностью утрачено. В настоящее время из особо чтимых святынь в храме имеются образ Иверской Божьей Матери и икона целителя Пантелеймона.
Колокольня (1859 г.) первоначально находилась в северной части ограды монастыря рядом со старой пятиглавой церковью Петра и Павла, вместе с которой была разобрана и конце XVIII в. Более поздняя постройка, выполненная согласно некоторым сведениям по проекту казанского архитектора Петонди, была разрушена уже в советское время. Вновь восстановлена в 1995 г.
Надвратный храм в честь великомученика Феодора Стратилата (1759 г.). Единственная постройка монастыря, дошедшая до наших дней без существенных изменений, не считая глухой арки заложенных ворот. В прошлом через ворота свободно проезжали нагруженные дровами или сеном подводы. Ныне монументальность сооружения несколько утрачена из-за значительного поднятия уровня культурного слоя.
Если перейти улицу Константина Иванова напротив памятника Петру и Февронии, то мы увидим бюст Екатерины II, установленный 31 июля 2016 г. к юбилею посещения императрицей Чебоксар. В письме графу Панину Екатерина II поделилась своим впечатлением о поездке в Чебоксары в 1776 г.: «Чебоксары для меня во всем милее Нижнего Новгорода». Правда, не известно в каком контексте это было сказано.
Если забежать немного вперёд по пути нашей поездки, то в г. Моршанске мы увидим практически такой же бюст Екатерины II (скульптор Денис Стритович), установленный пусть несколько позднее чебоксарского, в 2018 г., но являющийся точной копией скульптуры работы академика Санкт-Петербургской академии художеств Самуила Гальберга 1879 года. По-моему, очень похожи. Видимо, типовые решения существовали не только в отношении Владимира Ильича.
Непосредственно за бюстом Екатерины находится здание бывшего кинотеатра «Родина». Здание было построено в 1933 году в стиле конструктивизм. Зданий в этом стиле, в отличие от, например, Иваново, в Чебоксарах не так много. Проектировал его нижегородский архитектор Владимир Медведев. Кинотеатр стал первым звуковым кинотеатром в Чебоксарах. Он имел форму самолета: крылья - это боковые выступающие помещения, кабина пилота - остекленный трехгранный эркер. Его открыли 17 февраля 1933 года. В конце 30-х годов, когда архитектурные вкусы сменились с конструктивизма на классицизм, здание решили реконструировать. Но сначала не хватало денег, потом пришла война. Только в 1953 году архитектор Феофан Сергеев придал зданию кинотеатра классические черты. В 1985 году оно пережило еще одну реконструкцию и получило тот вид, который мы сейчас видим на фотографии.
Сделаем несколько шагов в сторону Исторической набережной. Здесь мы увидим ряд интересных строений. На ул. Михаила Сеспеля, 11 находится открытый в 2020 году грузинский ресторан "Квели".
На этой же улице в доме 6 находится бывший особняк мещанина С.В.Черкасова, построенного им для своего сына в 1903 году. После революционных событий 1917 года здание было национализировано. За более чем столетнюю историю в этом доме размещались и Ревком автономной области, и Дворец труда, и Совет профсоюзов. 25 ноября 2003 г. здесь был открыт Музей Михаила Сеспеля - чувашского поэта, государственного и общественного деятеля начала XX века. В этом здании он работал весной 1921 г. переводчиком переводческо-издательской комиссии. Здание, узнаваемое как дом с мезонином, является объектом культурного наследия федерального значения. В 1999 году оно было отреставрировано.
Дома Кадомцева (Историческая набережная, улица Михаила Сеспеля, 17) является восстановленным памятником архитектуры XVII-XVIII веков. У него многострадальная судьба.
Построен богатейшим чебоксарским купцом первой гильдии. В летописях описывался как прямоугольное двухэтажное здание из кирпича со сложной кровлей мансардного типа. Характерной деталью являлись восьмигранные окна над каждым дверным проёмом (как в соборе Петра и Павла в Казани), обрамление проёмов замковыми камнями и подоконными полукружиями.
К истории этого дома полностью применима поговорка: "Создать себе трудности, чтобы потом их героически преодолевать". Дом-памятник в 1979 году попал в зону затопления строящейся ГЭС, был разобран, каменные блоки пронумерованы и бережно перенесены к месту восстановления, где и пролежали, пока не рассыпались. В 1996 году дом был восстановлен по чертежам. Сейчас в нём расположен элитный бутик-отель "Манор-Хаус", возле которого находится одна из лучших смотровых площадок на Залив и Красную площадь Чебоксар. Пройти сюда удобнее от Введенского собора, к которому мы скоро подойдём.
На Историческую набережную мы ещё вернёмся. А пока, прежде чем двинуться по улице Константина Иванова, которую открывает Троицкий монастырь, заглянем ненадолго на Воскресенскую набережную.
Её открывает очень интересная скульптурная композиция «Гуляющая пара». В Чебоксарах мы встретим ещё немало скульптурных композиций, построенных по такой интересной технологии.
Эта композиция находится в том месте, где от Воскресенской набережной отходит Аллея Влюблённых.
На этой же аллее можно посмотреть и на памятник основателю города – Ивану Грозному. Этот памятник высотой около полуметра, был установлен в 2019 году. Памятники этому правителю не так часто можно встретить в России. Вспоминается только его бюст в Александровской слободе, центре опричины, бывшей какое-то время фактической столицей Руси, и величественный памятник в основанном им Орле.
А теперь – вновь на улицу Константина Иванова. Первый интересный объект на нашем пути - Храм Архангела Михаила (ул. Константина Иванова, 13).
Церковь построена в 1702 году на средства прихожан. В городе это единственный двухстолпный храм. Является объектом культурного наследия народов РФ регионального значения. Возведён в архитектурном стиле «русское барокко». Внешнее оформление обители отличается простотой. Декор сдержанный, нет ничего лишнего. В то же время здание смотрится величественно и заметно на фоне других построек. Каменный пятиглавый храм – один из любимых у горожан. Белоснежную церковь венчают пять глав зеленого цвета, опирающихся на высокие барабаны. Здесь по-своему тихо и уютно. Внутри убранство сдержанное и выдержано в одном стиле.
В 1848-м церковь была закрыта, так как строение оказалось непригодным для службы из-за изношенности и опасности обрушения. В начале XX века провели капитальный ремонт здания, и служба восстановилась.
До революции в церкви хранилась тихвинская икона божией матери, впоследствии утерянная. В 1927 году церковь перестала действовать. Колокольня была утрачена
.В 1993-м здание передано Чебоксарской и Чувашской епархии. После установки в 1996 году крестов началось проведение богослужений.
В иконостасе современного письма выделяется редкий образ Богородицы «Прибавление ума». Сюда приходят с просьбами о помощи в учёбе и научной работе. Это не просто храм, где совершаются требы. Этот храм – «Аудитория №1» Чебоксарского Православного Духовного училища, где будущие священнослужители проходят богослужебную практику.
Дальше по ул. К.Иванова в д. 15 располагается первая земская чебоксарская аптека, открытая ещё в конце XVIII века и выходившая фасадом на Михаило-Архангельскую церковь. До 1917 года она была единственной не только в городе, но и во всём Чебоксарском уезде. По меркам того времени аптека была очень большой – 500 кв. м. В 1930-е годы у аптеки надстроили второй этаж (арх. В.Александров). При этом сохранили угловую башню, которую на время строительства подняли на домкратах, а потом опустили.
Следующее здание, на которое мы посмотрим на этой улице, - дом 4. Это особняк купца Ефремова (ныне филиал художественного музея). Это здание выполнено в новом для тех времён стиле модерн. У него очень интересная история.
Это здание выполнено в новом для тех времён стиле стиле модерн. У него очень интересная история. Его первый владелец, а вместе с тем и инициатор строительства - младший сын богатейшего чебоксарского купца Прокопия Ефремова - Фёдор. В отличие от отца и братьев, предпринимательством он почти не занимался, жил на проценты от своего капитала и вместе с тем вёл активную общественную работу.
1908 год. Семья Ефремовых на грани скандала. Буквально в прошлом году старший сын Николай ослушался родителей и женился на белошвейке! А теперь и младший сын Фёдор готов повторить его путь. Но белошвейка хотя бы местной была. А Фёдор привёз с южных морей артистку-смуглянку, называет ее на русский манер Любой и собирается жениться. Статусный родитель желал видеть своих сыновей рядом с добропорядочными спутницами, но Любонька так горячо и сильно влюбила в себя Ефремова-младшего, что он пошел поперек родительского наказа и женился на ней.
В родительском доме влюбленным места не нашлось. Не принимает их и общество. Но Фёдор готов на всё ради любви. Он забирает свою долю в семейном капитале и строит дом в стороне от основных особняков семьи Ефремовых, в котором южной красавице будет радостно и уютно.
При проектировании выбор пал на стиль модерн - яркое новомодное направление того времени, господствующее в архитектуре и искусстве рубежа XIX-XX столетий. Кстати сегодня, это здание является, одним из немногих, а может и единственным, сохранившихся в Чебоксарах памятников архитектуры этого стиля. Он является памятником архитектуры федерального значения.
Чуть дальше по улице (ул. К.Иванова, 21) находится ещё один объект культуры федерального значения и знаковое для Чебоксар и всей Чувашии место - Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенский собор). Это кафедральный собор Чувашской митрополии и Чебоксарской епархии Русской православной церкви. Старейшее каменное здание города и всей Чувашии.
Первая церковь (полотняная палатка) на этом месте была заложена по грамоте царя Ивана Грозного от 26 мая 1555 года. Место под его строительство в Чебоксарском кремле освятил архиепископ Казанский Гурий. В общей сложности на строительство каменного Введенского собора ушло больше 100 лет. Вместо полотняной церкви сначала была выстроена деревянная соборная церковь, затем к 1657 году отстроен каменный храм с теплыми приделами и шатровой колокольней. Главный престол храма освящён в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Здание неоднократно ремонтировалось, однако свой первоначальный облик в основном сохранило, за исключением мелких утрат и того, что первый ярус фасада оказался закрыт поздней пристройкой притвора.
Во Введенском соборе соединились простота и строгость его основного кубического объема, лаконичность и непритязательность декоративной отделки фасадов, плоскостей стен, окон, барабанов пятиглавия. В то же время налицо характерный контраст между могучим кубом храма и его скупой декоративной обработкой. Суровый характер Введенского собора смягчает ряд плавных полукружий закомар.
Собор венчают пять серебристых шлемовидных глав на круглых барабанах. Центральный барабан - большего размера. Вызолоченные кресты утверждены над традиционными «яблоками», также позолоченными. Выделяется ажурный центральный крест - он восьмиконечный, тогда как другие кресты - четырехконечные.
В архитектуре храма четко прослеживаются детали московского стиля строительства церквей. Так, например, колокольня в виде шатра — типичный прием, который использовали московские зодчие в XVII веке. Поскольку Введенский собор должен был выполнять еще и функцию крепости, здание сделано с мощным основанием. Построенная отдельно от храма, колокольня также неоднократно подвергалась переделкам, но в целом сохранила свои очертания.
Введенский собор красиво вписывается в старую часть города и хорошо виден почти отовсюду, особенно со стороны Волги.
Введенский собор, пожалуй, единственный, который действовал в Чувашии практически во все время своего существования. Небольшое исключение - период с 1939 по 1943 год. В это время здесь размещалась художественная галерея, благодаря чему основные храмовые сооружения хорошо сохранились. Затем начались богослужения, но до 1985 года в пределах Алексия и Харлампия священномученика находился краеведческий музей.
В соборе хорошо сохранились древние фрески, которые украшают стены, своды, колонны, конные проемы. Недаром на входной табличке Введенский собор указан как "Собор с фресками".
Нам не известны имена художников, расписывавших храм. Несомненно, их было несколько: одному не под силу расписать громаду такого собора. Художники были местные, поскольку в живописи заметно влияние национальных чувашских традиций. Можно полагать, что многообразием сюжетов и совершенством исполнения роспись Введенского собора не имеет себе равных среди фресковой живописи XVII пека во всем Среднем Поволжье.
В 2004 г. началась крупная реставрация храма, которая не завершена до настоящего времени. Мастера, проводившие здесь восстановительные работы, рассказывают, что под сводами главного купола есть шахты, однако ходы к ним были замурованы задолго до наших дней. Зачем их создавали, куда они ведут и кто их заложил, выяснить уже вряд ли удастся.
Главный колокол собора был отлит в 1744 году в г. Кенигсберге (ныне Калининград) по заказу Вильнюсского епископа Михаила (Зафренровикс) и находился в соборном храме г. Вильнюса. В 1945 году после окончания Великой Отечественной войны был передан Введенскому кафедральному собору г.Чебоксары.
В 2013 году Центробанк РФ выпустил три памятные серебряные монеты номиналом 3 рубля, посвящённые памятникам архитектуры России. Одна из них именуется «Введенский собор г.Чебоксары, Чувашская республика».
Рядом с Введенским собором находится Владимирская церковь, построенная в 2011 г. Церковь строилась в честь иконы Владимирской Божией Матери, подаренной городу в XVI веке архиепископом Гурием. Церковь воссоздана в память о первом деревянном храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенном в 1555 году и сгоревшем во время пожара в 1649 году. Церковь имеет пять куполов. Золотой цвет является символом небесной славы. Синий цвет, присутствующий в оформлении церкви, символизирует высшую чистоту и непорочность. Строители создали на редкость гармонирующий с природой памятник.
Неподалёку от Введенского собора находится очень интересное здание Института усовершенствования врачей.
Центр по борьбе с трахомой (будущий Институт усовершенствования врачей) был задуман архитектором Ильёй Аввакумовым в стиле конструктивизма. С высоты птичьего полета силуэт здания напоминает самолет. Строительство здания было начато в 1934 году. Полностью его достроили к 1937 году. Здание было достроено с изменениями. Новый архитектор придал ему черты сталинского ампира: добавил пилястры, филенку, колонны. В те времена здание казалось просто гигантским. Центр вмещал 250 больничных коек. В 1938 году сюда перевели трахматозный институт. Но уже 23 июня 1941 года трахомотозный центр в Чебоксарах переименовали в эвакуационный госпиталь № 3057. Одной из его специализаций было лечение бойцов с ранениями глаз. Сюда после защиты кандидатской диссертации приехал работать будущий академик Святослав Фёдоров. Именно в этом здании он провёл первую в СССР операцию по замене глазного хрусталика. В этом здании лечили глазные болезни вплоть до 80-х годов прошлого века. Затем офтальмологов перевели в новый корпус. Следующие 30 лет в этом здании трудились кардиологи. Но в середине «нулевых» им тоже пришлось покинуть белоснежное здание. С тех пор на базе здания функционирует Институт усовершенствования врачей.
А теперь вновь вернёмся на ул. К.Иванова и посмотрим на первую тюрьму в России - Следственный изолятор №1 в Чебоксарах (ул.К.Иванова, 22). Первое упоминание о чебоксарской тюрьме относится ко второй половине XVI века, после того, как в 1555 году по поручению Ивана Грозного началось строительство чебоксарской крепости. Изначально тюрьма была деревянной, и при первом же городском пожаре сгорела. Городские власти отдали приказ построить новую тюрьму, на этот раз каменную со стенами толщиной 82 см.. Ради неё отложили даже строительство кафедрального Введенского собора. В 1842 году тюрьма сменила название и стала Арестантским домом, а с 1871 года называлась чебоксарским Тюремным замком.
Существует легенда, что в тюрьме есть два ныне замурованных подземных хода: один вёл на берег Волги, другой - в Введенский собор.
В СИЗО сохранился многовековой порядок, и никто не припомнит случая, чтобы отсюда кто-нибудь бежал. Стены тюрьмы уцелели. К старому зданию за три с половиной века много чего пристроили, но 10 камер из 39 имеющихся – самые старые.
Менее чем в 1 км от корпусов СИЗО №1 (ул К Иванова, 63) расположены цеха Чебоксарского ликёро-водочного завода. Это одно из старейших предприятий города, основанное в 1899 году по приказу министра С.Витте в рамках введения в 1893 году госмонополии на производство водки. Первую продукцию на заводе выпустили уже в 1901 году. В начале XX века казённый винный склад №3 (так тогда назывался завод) был самым крупным предприятием Чебоксар. В 1914 -1926 годах в связи с введением сухого закона в России склад приостановил работу и был законсервирован.
Историческая часть здания состоит из объёмов разной высоты, объединённых в асимметричное строение с наибольшей протяжённостью по линии, перпендикулярной улице Константина Иванова. Основная часть здания, производственный корпус, представляет собой симметрично расположенные два корпуса, соединённые одноэтажным объёмом-перемычкой. Находящийся справа корпус - двухэтажный, слева - трёхэтажный с аттиковым этажом. За высоким цоколем расположен подвальный этаж. Планировка помещений решена с максимальным учётом технологии изготовления ликёроводочной продукции. Здание завода краснокирпичное. Фасады состоят из рельефных, выложенных из кирпича деталей. Крыша украшена круглыми люкарнами (окнами), которые служат не только для освещения чердачных помещений, но и придают большую декоративную выразительность самому зданию. Аттик, идущий по всему карнизу, делает «внешность» здания еще более запоминающейся. Декоративное убранство фасадов характерно для периода эклектики того времени. Оконные проёмы полуциркульные, с замковыми камнями.
Строение можно причислить к популярному в конце XIX века стилю краснокирпичной эклектики. На территории завода есть еще и жилое здание, построенное в том же стиле. Заводские корпуса являются объектом культурного наследия России регионального значения. С 1939 года предприятие начало вырабатывать ликеры, наливки, настойки. В это время его переименовали в Чебоксарский ликеро-водочный завод. Имеет около 20 фирменных магазинов.
Очень напоминает виденный ранее и построенный примерно в это же время завод «Шуйская водка», открытый так же, как и в Чебоксарах, в 1899 году и первоначально также называвшийся «Казенный винный склад №3». Сейчас он помимо водки также производит настойки, наливки, ликёры. Архитектуры очень схожи. Видимо, после введения госмонополии на водку в 1893 году по стране было построено достаточно много таких «винных складов». Их строительство определялось скоростью возведения здания в рамках целевой государственной программы, а не индивидуальными архитектурными особенностями.
От Чебоксарского ликёро-водочного завода мимо Театра оперы и балета движемся на Театральную площадь. Но по пути заглянем на минутку в фирменный магазин ещё одного градообразующего предприятия Чебоксар кондитерской фабрики «Аккод» (ул. К.Иванова, 80А). Архитектурной привлекательностью здание магазина не обладает. Но конфеты «Птица дивная», «Леди ночь», мини-шоколад «Аккод» очень ценятся. Магазины этой фабрики разбросаны по всему городу.
С Театральной площади открываются красивые виды на Залив.
Скульптура Матери-Покровительницы - главный монумент Чувашии. Он возвышается над Чебоксарским заливом на 57 метров. На постаменте высотой 25 метров стоит выполненная из меди 16-метровая статуя Матери. Композиция опирается на 5-метровый стилобат.
Монумент открыли 9 мая 2003 года. Инициатором возведения памятника стал бывший президент республики Николай Федоров. Будущий памятник автору идеи...приснился во сне.
- Я увидел во сне свою мать, - рассказывал первый президент региона журналистам. - Она стояла на берегу залива, и мне пришла мысль увековечить память обо всех матерях, о матери Чувашии…
По замыслу, пришедшему из сна, бронзовая статуя должна была представлять Чувашию в образе матери-покровительницы, защитницы, хранительницы и продолжательницы рода и истории.
Строительство монумента проводились на средства из специально созданного благотворительного фонда. Скульптором объекта являлся Владимир Нагорнов, который работал совместно с научным консультантом А. Трофимовым.
Сон президента оказался близок к знаменитой статуе Христа-Искупителя в бразильском Рио-де-Жанейро. Но всё-таки чебоксарский монумент опирается на традиционную чувашскую почву. Стройная барышня чувашской национальности в традиционном уборе раскидывает руки в сторону. Этот жест является традиционным для торжественных и радостных событий. Кроме того, символ обозначает покровительство, защиту народа. Черты лица и пальцы рук проработаны автором детально. Линии плавные и изящные. Основной орнамент обозначает знаки солнца. Национальный характер на скульптуре несут государственные символы, традиционные орнаменты и украшения.
С Театральной площади мимо скульптуры «Мать-покровительница» по самому длинному в стране (320 м) световому тоннелю перебираемся через Чебоксарский залив на Красную площадь. Световой тоннель - это ещё одна достопримечательность Чебоксар. После принятия решения о строительстве защитной дамбы, необходимой для нормального функционирования местной ГЭС, образовался рукотворный залив. Через него соорудили путепровод для пеших прогулок. Для его оформления было использовано 9 километров гирлянд, 72 тысячи 156 специальных ударопрочных лампочек, которые способны противостоять не только ударам, но и сохранять свою работоспособность на глубине до 1,5-2 метров под водой. По количеству лампочек мост в Чебоксарах превзошел самые знаменитые мосты мира - Дворцовый в Санкт-Петербурге или, к примеру, Бруклинский в Нью-Йорке.
Сразу после ввода переходный путепровод получил статус арт-объекта столицы Чувашии. Он стал основным подарком жителям к 550-летию города, состоявшемуся в 2019 году. Режим работы ограничен выходными и праздничными днями. Наибольшее количество людей приходит вечером, когда включается иллюминация. А пока подсветка не включена, рассмотрим Красную площадь, на которую мы попали, пройдя световой тоннель.
Был День республики. На площади готовились к вечерним празднествам. А пока мы осмотрели очень интересные уличные скульптуры в стиле «Гуляющей пары» на аллее Влюблённых.
На Красную площадь выходит Чувашский драматический театр им. Константина Иванова. Здание театра было построено в 1961 году (арх. Максимов). В 1993 году здание театра было объявлено памятником архитектуры, в 2001-2002 годах реконструировано и сегодня по праву является одной из достопримечательностей Чебоксар.
На углу Красной площади и бульвара Купца Ефремова, куда мы сейчас направимся, находится Чувашский национальный музей. В июне 1921 г. Музей разместился в пяти комнатах нижнего этажа одного из лучших архитектурных сооружений города (построен в 1884 г. чувашским купцом П.Е. Ефремовым), называемого тогда Народным домом. Была получена Охранная грамота, гарантировавшая музею, что «помещение, коллекции, библиотека, обстановка и прочий инвентарь ни в коем случае реквизиции, конфискации, уплотнению и занятию кем-либо не подлежат». Музею также были переданы два сада купцов Сергея и Николая Ефремовых (сыновья П.Е. Ефремова) с оранжереями, теплицами, парниками для устройства учебно-показательного Ботанического сада. Музей открылся для посещения 19 ноября 1922 г. Но уже в 1923 г. сады были переданы в распоряжение других организаций и подверглись расхищению и разорению. В 1930 г. музей был переведен в здание бывшей церкви Успения Пресвятой Богородицы. В 1980 г. в связи со строительством Чебоксарской ГЭС и подъемом уровня воды в Волге Чувашский республиканский краеведческий музей был переведен из бывшей Успенской церкви в здание, построенное в конце XIX в. купцом М.Е. Ефремовым. В 1991 г. музею было возвращено здание, в котором он начинал свою деятельность в 1921 г.
А теперь с Красной площади свернём на бульвар купца Ефремова. Внешне бульвар напоминает московский Арбат. В дореволюционный период улица называлась Благовещенская по имени находившейся здесь церкви. Современное название улица получила в честь купца Прокопия Ефремовича Ефремова. Меценат и крестьянин по происхождению, он внес большой вклад в благоустройство Чебоксар. Ефремовы старались ставить свои дома рядышком: был целый квартал на улице Благовещенской, где в XIX-XX веках находились не только дома и особняки его родных, но и их склады, магазины. К концу XIX века практически вся улица была выполнена из камней.
Наиболее интересной скульптурной композицией бульвара, безусловно, является «Остап Бендер и Киса Воробьянинов». Остапа Бендер со стулом можно увидеть в Петербурге на Итальянской улице, в Пятигорске у Провала. Эллочка-людоедочка со своим стулом стоит в холле гостиницы «Юность» в Москве. Памятник «12-й стул» есть (или был?) в Одессе на Дерибасовской. А вот такую законченную композицию, посвящённую бессмертному произведению, я увидел только в Чебоксарах.
Памятник сооружён в городе не случайно. Ведь с Чебоксарами великого комбинатора связывает достаточно большой участок пути погони за стульями.
- Пристань, - доложил Ипполит Матвеевич.
Остап вытащил путеводитель и справился.
- Судя по всему - Чебоксары. Так, так… «Обращаем внимание на очень красиво расположенный г. Чебоксары»… Киса, он в самом деле красиво расположен?.. «В настоящее время в Чебоксарах 7702 жителя»… Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар до 7704 человек. А? Это будет очень эффектно…
Памятник героям романа «Двенадцать стульев» появился на чебоксарском Арбате в 2012 году. Бронзовые скульптуры Бендера и Воробьянинова выполнены в полный рост, а между ними - такой же бронзовый стул, один из двенадцати стульев злополучного мебельного гарнитура мадам Петуховой. Памятник стал хорошим место для селфи и сюжетных фотографий на память о городе. Каждый, кто проходит мимо, не преминет остановиться и сделать традиционное фото: присесть на стул так, чтобы надеть шляпу Кисы, которую он держит в правой руке. Ходят слухи, что после этого в их жизнь придут хорошие деньги.
Ещё одной интересной и, действительно, оригинальной скульптурой на бульваре Купца Ефремова является «Планета Маленького принца». Её открыли 29 сентября 2018 г. Памятник стал подарком от ООО Неолитпласт городу Чебоксары. Автор проекта - Дмитрий Соколов (директор ООО «Неолитпласт», Марий Эл), а саму скульптуру разработала его дочь, Анастасия. Авторы вложили в статую сакральную силу (на оборотной стороне астероида вы найдете число 7 - число человека и символ гармонии, успеха и удачи): если принцу потереть колени - это к легкому счастливому путешествию или удачной деловой поездке, а потереть нос - к скорейшему исполнению желаний. Так что трите, не благодарите.
В центре бульвара с 2000 года находится красивая архитектурная композиция «Камни любви, или «Таганаит». Она выполнена из трех камней, привезённых сюда с Таганая (национальный парк на отрогах Южного Урала). «Таганаит» представляет собой три громадных валуна, находящихся на постаменте. Над камнями любви установлена стела со знаком «Птицы счастья». На самих камнях есть надпись «Камень солнца и любви пусть принесет добро и счастье». Камни стали местом, где загадывают желания и просят о встрече со второй половинкой.
Хотя мы были в Чебоксарах практически в самый длинный день года (23 июня), но даже и такой день неумолимо идёт к концу. Посмотрим на вечерние Чебоксары. Кое-что мы уже видели днём. А вот как это выглядит вечером.
Хотя мы были в Чебоксарах практически в самый длинный день года (23 июня), но даже и неумолимо идёт к концу. Посмотрим на вечерние Чебоксары. Кое-что мы уже видели днём. А вот как это выглядит вечером.
«Дом правительства» (2004 г.) мы видели с другой стороны Залива, с Театральной площади. А теперь смотрим на него поближе. 2004 гой площади.
А на Красную площадь мы попали в разгар фестиваля «Родники России». Был День Республики Чувашия.
А вот и иллюминацию включили.
Возвращаемся в свою гостиницу «Атал» и готовимся к завтрашней поездке в Саранск.
А пока подведём некоторые итоги и постараемся ответить на вопрос, поставленный в заголовке: «Один день в Чебоксарах: много или мало?». Что мы успели за этот длинный летний день?
Осмотрели православное ядро Чебоксар. Во-первых это, конечно, Чебоксарский Свято-Троицкий мужской монастырь, основанный в 1566 году, ещё более ранний Введенский собор 1555 года, церковь Воскресения Христова, построенная в 1758 г., храм Архангела Михаила (1702 г.).
Чебоксары – купеческий город. Особняк купца Фёдора Ефремова (ныне филиал художественного музея) на ул. К.Иванова. Особняк его отца купца Прокопия Ефремова (главное здание художественного музея) на Красной площади, дом купца Кадомцева на ул. Михаила Сеспеля.
Посмотрели мы и дома интересной промышленной архитектуры и общественные здания конструктивистского стиля и стиля модерн начала прошлого века.
Познакомились с очень интересными скульптурами и памятниками от 57-метровой скульптуры «Мать-покровительница» до «Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова».
Но, естественно, несмотря на всю предварительную подготовку маршрута, вне нашего внимания остались многочисленные музеи Чебоксар (музей трактора, вышивки, пива…). Да и с экспозицией художественного музея ознакомиться не успели. Не очень много времени оставалось на осмотр внутреннего убранства многочисленных храмов. И даже до знаменитого памятника В.И.Чапаеву мы не доехали.
Но всё-таки считаю, что общее впечатление о столице Чувашии мы за этот длинный летний день получили.
Информацию о других местах, которые мы посетили в поезде по Поволжью, вы можете посмотреть здесь:
Иваново - город, превзошедший ожидания
Город с куском мыла на гербе. Вы не были в Шуе? Напрасно. Какая красота!
Палех - это не только шкатулки
Нижний Новгород в скульптурах и памятниках. Фото и адреса.
Каков он - "миллионный дом" в Нижнем
Прогулки по Йошкар-Оле. Часть 1. От памятника букве «Й» до набережной Амстердам.
Прогулки по Йошкар-Оле. Часть 3.
Один день на Чебоксары: много или мало?
Чебоксары: от самой старой тюрьмы в России до советского конструктивизма 30-х годов
Чебоксары: православные храмы и монастыри в столице Чувашии
Купеческая архитектура некупеческого города
Полдня в Саранске: что можно посмотреть за это время. Мало времени, много фотографий.
Моршанск: скромное обаяние провинции
Жемчужина провинциального Моршанска
Коломна – вдоль и поперёк изъезженная, но по-прежнему желанная
Кашира: городок провинциальный, летняя жара
Зарайск: самый маленький кремль и лучший город среди малых городов
Все фотографии в статье мои.