Найти в Дзене
Заметки Моргора

«Пентакль» – сборник рассказов, напоминающих о Гоголе

Со сборником рассказов «Пентакль» я познакомился в 2014 или в 2015 году, когда активно приобщался к культуре интернет-фольклора и крипипаст. Вернее, всего лишь с одной тридцатой данной книги, с одним рассказом из тридцати. Называется он «Пойдём в подвал?», собой представляет фантасмагорию о дружбе мальчика, который воспринимает жанр ужасов как юмористический, и сверхъестественном существе (или сущности) – этакие тёмные Малыш и Карлсон (герои так и названы).

В прошлом году я перечитал сей рассказ, запавший мне в душу, обнаружил приписку, что он вообще-то взят из целого сборника.

Нашёл сборник.

Почитал.

И... скажу я Вам, произвел он на меня очень даже хорошее впечатление. Читается легко и приятно.

Много отсылок на Николая Васильевича Гоголя (а постоянные мои читатели, думаю, помнят о моей любви к данному классику). Есть, например, упоминание чёрта, выкинувшего фортель с исчезновением месяца, отсылка к Вию, поминается Диканька, некий пан, любивший послушать местные страшилки (сам Николай Васильевич).

Что примечательно, авторы поиронизировали над самими собой в прологе, где одному из безликих писателей говорят: ты что, мол, себя за двух посчитал (а под псевдонимом Генри Лайон Олди скрываются писатели Дмитрий Громов и Олег Ладыженский).

В сборнике имеет место быть некоторое жанровое разнообразие: к примеру, есть своеобразное подражание (в хорошем смысле слова) Гоголю (рассказ о баштане, где вместо арбузов лежат на земле казацкие головы), есть прямо-таки сатира (рассказ о чёрте, впавшем у начальства-Люципера в немилость за увлечение экзистенциализмом Жан-Поля Сартра), есть нечто, похожее на городские легенды (рассказ о гаишнике-оборотне).

Ну а более всего меня умилила история о том, как разочаровавшийся в современности парень, обманув чёрта с классической сделкой о купле-продаже души, махнул на два с половиной века назад, где встретил своего вузовского преподавателя, занявшего руководящую должность в казацком войске.

В общем, кто неравнодушен к мистической прозе (и особенно к творчеству Николая Васильевича!) весьма рекомендую!

А вот, до кучи, аннотация на «Пентакль», взятая из самой книги:

Ведьма работает в парикмахерской. Чёрт сидит за компьютером, упырь – председатель колхоза. По ночам на старом кладбище некий Велиар устраивает для местных обитателей бои без правил. На таинственном базаре вещи продают и покупают людей. Заново расцветает панская орхидея, окутывая душным ароматом молоденькую учительницу биологии. Палит из «маузера» в бесов товарищ Химерный, мраморная Венера в парке навещает искателей древнего клада. Единство места (Украина с её городами, хуторами и местечками), единство времени (XX век-«волкодав») и, наконец, единство действия – взаимодействия пяти авторов. Спустя пять лет после выхода знаменитого «Рубежа» они снова сошлись вместе – Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов, а также Марина и Сергей Дяченко, – чтобы создать «Пентакль», цикл из тридцати рассказов.

(Кстати, мысленно поставил себе галочку прочитать и «Рубеж».)

Обложка книги «Пентакль»
Обложка книги «Пентакль»