Государственной религией Сасанидского государства, как и у правивших до них Аршакидов, был все тот же зороастризм – сложная совокупность теологических и духовно-нравственных учений (в том числе о разделении всего сущего на два полярных по сути, но тесно друг с другом связанных мира: физического и духовного), восходящих к деятельности древнего проповедника Заратуштры (по некоторым предположениям, современника и наставника первых Ахеменидов), смешанных с первобытными мистическими представлениями и обрядами индоарийского региона, в частности, сакральным почитанием солнца и огня.
Охраняя незыблемость традиционной иранской религии, Сасаниды жестоко преследовали христиан, учение которых, возникнув сначала в находившейся под властью Рима Иудее, через римские пределы проникло и в Иран. Распространению и укреплению христианства в сасанидских владениях способствовало то, что в 301 г. царь соседней проримской части Армении Трдат III – заклятый враг Сасанидов, сделал христианство государственной религией в своей стране. Несколько десятилетий Сасаниды разрушали в Иране христианские храмы, казнили христианских священников и монахов.
В 409 г. в правление Йездигерда I христиане получили право на совершение богослужений и восстановление своих храмов, так как царь, стремившийся привести к покорности начавших проводить свою политику крупных зороастрийских аристократов-землевладельцев, рассчитывал получить поддержку христиан. Однако впоследствии в ответ на радикальные акции некоторых христианских священников, начавших открыто оскорблять зороастрискую религию, он несколько ограничил данные христианам свободы.
Сын Йездигерда I Бахрам V, поначалу не признанный озлобившейся на его отца иранской знатью как наследник трона и в 421 г. захвативший Ктесифон при помощи арабского войска, затем не только пошел на примирение с землевладельцами-протофеодалами, но и фактически отдал высшим чиновникам из их числа все властные полномочия, сам больше занимаясь развлечениями и охотой. Сановники из крупных землевладельцев – ревнителей древних традиций, возобновили жестокие преследования христиан, которые бежали в римские пределы. В Римской империи с 330 г. христианство было принято в качестве государственной религии.
После массового бегства христиан иранские сановники потребовали их выдачи и в ответ на отказ императорских властей начали грубые притеснения в Иране римских купцов. Это было использовано как повод для объявления войны двором Феодосия II – императора Восточной Римской империи, к которой после распада единой Римской державы на две части отошли азиатские владения римлян. Римляне нанесли ряд тяжелых поражений иранским войскам и выступившим на стороне тех арабским ополчениям, однако затем в их европейские владения вторглись гунны – племена кочевников, издревле обитавшие на просторах Центральной Азии, но в середине IV в. пришедшие, потеснив местные народы, в степи Восточной Европы. Необходимость направить войска на борьбу с гуннским вторжением вынудила римского полководца Флавия Ардавура заключить в 422 г. мир с Сасанидским государством и в бесчисленный уже раз подтвердить прежние границы.
Согласно условиям мирного договора в Иране снова разрешалось исповедание христианства.
Полная версия статьи на нашем сайте👇
Читайте в нашей ленте👇
Если было интересно, не забудьте про 👍 и (или) смайлик в комментариях. Можете даже поддержать нашу команду переводом на кошелек Юмани 4100 1467 1335 495 или Сбер 4276 3000 3043 6268, чтобы легче работалось🍮😊
Заглядывайте ещё 👀. Позитивных дней!🌝