История восстания Спартака содержит множество неясностей и пробелов в информации. Неизвестно о происхождении Спартака, значения его имени (или клички) и места его рождения. Была ли у него супруга, и если да, как она оказалась рядом с ним в лудусе (школе гладиаторов)? Важно отметить, что гладиаторы не были официально допущены к семейной жизни, даже обычным рабам в Древнем Риме разрешалось вступать в брак или сохранять свою прежнюю жену только с разрешения их владельца.
Однако, по словам Плутарха, имеется свидетельство, согласно которому Спартак, когда его впервые привезли в Рим для продажи, был замечен спящим с змеей, свернувшейся вокруг его лица. Супруга Спартака, также из его племени, обладала даром пророчества и была вовлечена в тайны Диониса. Она объявила, что это является предзнаменованием его предназначенной великой и страшной силы, которая приведет его к несчастному концу. Жена всегда была рядом с ним и сопровождала его в бегстве. По словам Плутарха, Спартак был пленником из фракийского племени, воюющего с Римом. Более того, он был захвачен в плен вместе со своей женой. Это означает, что он был захвачен в своем родном доме, а не на поле битвы, иначе едва ли у него была возможность встретиться с женой снова, так как рабы обычно перевозились отдельно.
Антические авторы, описывавшие восстание Спартака, намекали на то, что он ранее служил в римской армии. Именно поэтому он обладал высокими боевыми навыками и знал уязвимости римского военного машинария. Возможно, Спартак служил в ауксилии, вспомогательном отряде, прикрепленном к легиону, и имел супругу. Когда его превратили в раба, его жена, оставшаяся свободной, отправилась на поиски и обнаружила его в Риме. Также возможно, что Спартак был римлянином по происхождению и был отправлен в гладиаторскую школу по приговору суда за серьезные преступления. Однако это противоречит свидетельству Плутарха о том, что он был одним из несправедливо превращенных в рабов-гладиаторов.
Что делало это несправедливым? То, что даже рабов отправляли в гладиаторскую школу только по веским причинам. Однако в данном случае нет речи о настоящем преступлении. Плутарх прямо указывает на это: "Эти люди попали в школу не из-за каких-либо преступлений, а исключительно из-за жестокости их хозяев, которые насильно заставили их обучаться гладиаторскому ремеслу. Двести из них сговорились бежать. План был раскрыт, но наиболее предусмотрительные, из числа семидесяти восьми, всё же сумели сбежать, украв кухонные ножи и вертелы. По пути они встретили несколько повозок, перевозивших гладиаторское снаряжение в другой город, ограбили их и вооружились. После этого, заняв укрепленное место, гладиаторы выбрали трех лидеров. Первым из них был Спартак..."
Такая ситуация выглядит очень странно. Кто-то, кто оказался в состоянии рабства, вместе с множеством других несчастных людей (что поддерживает предположение о племени, полностью превращенном в рабство, или о военнопленных воинах), "несправедливо" продается хозяином в гладиаторскую школу. Кто же был этот хозяин, который массово приобретал военнопленных? Ведь это очень опасно - держать рядом с собой толпу враждебных людей, которые хорошо знакомы друг с другом и умеют воевать. Тем не менее, такое было возможно, если хозяин имел тысячи рабов и контролировал их жестко. Владелец крупного имения мог приобрести партию пленных по низкой цене (особенно после выигранной войны, когда оптовые цены на рабов снижались). Вероятнее всего, покупкой занимался не сам владелец, а управляющий латифундией, который мог быть бывшим свободным человеком или даже рабом.
Позднее стало ясно, что недорогое рабское население, приобретенное хозяином, не открыто бунтует, но демонстрирует гордость и работает с полной силой, угрожая надсмотрщикам, что у нас много и мы привыкли к убийствам... В ответ на это, управляющий латифундией или сам владелец решил избавиться от этих рабов. Они были проданы туда, где их боевые навыки были востребованы - в гладиаторскую школу. Конечно же, эти пленники не смирились с судьбой и решили бежать из гладиаторской школы. Была серьезная причина для этого - их намеревались отправить в Рим на гладиаторские игры в качестве "очистительных жертв во благо римского народа". Изначально смысл гладиаторских игр заключался именно в жертвоприношении богам, поэтому в этом случае (в отличие от развлекательных гладиаторских шоу) смерть на арене была неизбежной.
Непосредственной причиной побега стала угроза неизбежной смерти. Побег был тщательно спланирован - даже когда заговорщиков выдали, они сумели использовать доступное им оружие и пробиться к выходу. Более того, они «случайно» наткнулись на несколько повозок с гладиаторским оружием по дороге. Вместо того, чтобы преследовать их легионерами, за ними были посланы обычные местные жители, и результат был предсказуем - восставшие разгромили преследователей и завладели их оружием. Укромное место на Везувии, которое стало временной базой для спартаковцев, явно было заранее выбрано и подготовлено. Однако остается загадкой, кто так тщательно организовал этот побег и с какой целью, так как у нас недостаточно достоверной информации для обоснованных выводов.