Позавчера я побывала на открытие выставки «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой», которая с 24 июня по 22 октября будет проходить в усадьбе «Горки Ленинские» недалеко от Москвы.
История усадьбы, выставки и самой Зинаиды Морозовой недавняя, с моей древностью не связана почти никак (хотя влияние месопотамской цивилизации на все последующие этапы развития человечества так сильно, что даже здесь можно найти отголоски), но очень любопытная и позволяющая погрузиться в совсем другой мир – мир розочек, фарфора, кружева и двух довольно специфических женщин.
Зинаида Морозова была женой Саввы Морозова из знаменитого рода купцов Морозовых, из которого вышли также коллекционеры Иван и Михаил Морозовы.
У Зинаиды (урожденной Зиновии Зиминой) интересная история. Она происходит из старообрядческой семьи, в 17 лет ее выдали замуж за Сергея Морозова, она влюбилась в дядю Сергея (который был моложе племянника), развелась и вышла замуж во второй раз в 1888 году.
Зинаида Морозова была настоящей женщиной, любившей розы, золото, кружева, пальмы и всякую аляповатую красоту. Как описала ее куратор выставки Софья Багдасарова, она была «барби до появления куклы барби» (а кукла появилась в 1959 году) и создавала вокруг себя настоящую сказку.
В браке Зинаиды и Саввы родилось четверо детей и все бы хорошо, но Савва Морозов увлекся театром, завязал роман с актрисой Марей Андреевой и вложился в строительство МХАТа. Вскоре Мария Андреева ушла к Максиму Горькому, а Савва вернулся в семью, с которой уехал в Канны, где Зинаида в 1905 году нашла его (по официальной версии) застрелившимся в гостиничном номере.
Но главное, что в Каннах Зинаида влюбилась в пальмы, которые стали одним из основным мотивов в ее коллекции наравне с розами.
Зинаида возвращается в Россию и выходит замуж за генерала императорской армии Анатолия Рейнбота. Будучи одной из богатейших женщин страны, она покупает себе особняк в Горках недалеко от Подольска, в 1912 становится дворянкой, а в 1916 разводится с Рейнботом.
В новом поместье Зинаида окружает себя розами и пальмами. Строит зимний сад и оранжерею, где разводит эту экзотику. На открытии выставки перед особняком Морозовой символично высадили розы и завезли пальмы из Парка Горького.
Зинаида Морозова-Рейнбот видит себя девушкой с вот этой картины:
Она окружает себя дорогим фарфором, золотом, завитушками и розочками. Большую часть экспонатов выставки составляют ткани в стиле Морозовой – в розочках-цветочках (эти ткани выставке предоставлены институтом им. Косыгина). Все это карикатурно женственно, но Зинаиде и ее дочерям нравилось, и коллекцию свою она собирала до старости.
Классический сюжет книжки с розочкой, который нравился Зинаиде Морозовой:
На выставке представлены карикатуры на стиль подобный Морозовой, сделанные французским иллюстратором-карикатуристом Гранвилем. А это пример фарфора известной английской фабрики Минтона. Максим Горький, как можно себе представить, любовь к фарфору не понимал и называл коллекцию Морозовой «посудной лавкой»:
Выставка посвящена не только Зинаиде Морозовой, но и ее дочери Марии Саввишне Морозовой, которая тоже очень любила цветы и вдохновлялась работами Васнецова и стилем Абрамцево.
После революции имущество Морозовой было национализировано, а в особняк в Горках заселился Ленин. Вернуть усадьбу у Морозовой не получилось и Горки в истории остались Ленинскими.
Выставка располагается в очень милом камерном павильоне усадьбы на двух этажах. Первый полностью посвящен Зинаиде Морозовой, второй – немного Марии, а в основном цветам и платьям, которые так любили две женщины. Так что выставку могу посоветовать для погружения в абсолютно другой мир, который чувствуется уже по дороге через угодья заповедника.
Как вы можете догадаться, о Месопотамии во всем этом великолепии напоминают пальмы. Финиковые пальмы были одним из основных сельскохозяйственных продуктов Междуречья. Закономерно, что сами деревья приобрели богатый символизм, связанный с плодородием, жизнью и благосклонностью богов.