Найти тему
Наука на Урале

Днем рождения Екатеринбурга стоит считать 23 июня, полагает Михаил Киселев

Историк рассказал о дате основания города-крепости и его основателях. Коллаж: медиацентр УрФУ.
Историк рассказал о дате основания города-крепости и его основателях. Коллаж: медиацентр УрФУ.

Подготовка к строительству завода на реке Исеть, который первоначально назывался Исетским, была начата В. Н. Татищевым еще в 1721 году, однако официальное название город-крепость получил в 1723-м. Кроме того, датой основания Екатеринбурга стоит считать 23 июня (12 июня по старому стилю), а не 19 августа. О датах основания, истории города, о том, кто какой район основал и почему Татищев попал под следствие, рассказал доцент кафедры истории России УрФУ Михаил Киселев.

«История основания города непростая. Начинается с того, что 29 декабря 1720 капитан артиллерии Василий Татищев приехал на Урал, на казенный Уктусский завод (современный район Екатеринбурга Уктус). Цель его поездки — наладить производство меди на Урале. Однако 2 января 1721 года он пишет в столицу, что решил построить новый огромный железоделательный завод на реке Исеть, каких до ныне в мире не существовало. Он прикинул: река довольно полноводная, рядом богатые месторождения руды, есть лес. Логистически правильное место», — рассказывает Михаил Киселев.

Однако Татищев не имел на это право и по итогу занимался самоуправством и нецелевой растратой казенных денег.

«Медеплавильный завод построить очень сложно. Несмотря на то, что из меди планировали чеканить монету, он решил, что железо можно продавать за иностранную валюту и таким образом обогатиться золотом и серебром (в начале XVIII века в России золото практически не добывали, а серебро лишь в небольшом количестве на Дальнем Востоке — Прим. ред.). С одной стороны, он начинает подготавливать площадку для строительства завода: делает инструмент, валит лес, ставит первые избы. А с другой — он пишет в столицу: у меня есть замечательная бизнес-идея, нужен огромный железоделательный завод, и получает отказ. Ему отвечают, что в России достаточно железоделательных заводов. Он не успокаивается, торгуется, предлагает построить завод поменьше, полагая, что Урал от столицы далеко, сразу не проверят, если он построит что-то большее, а по итогу победителей не судят», — добавляет Михаил Киселев.

Ресурсы на строительство завода Татищев изыскивал на месте. Так, под Алапаевским заводом жили шведские пленные, часть которых Татищев отправляет на строительную площадку. Несколько пленных шведских офицеров он выписывает из Соликамска. Привлекает к строительству, кроме того, местных крестьян и деньги.

По словам Михаила Киселева, основанием Екатеринбурга Татищев спутал план Демидовым и башкирам. Фото: Общество знание.
По словам Михаила Киселева, основанием Екатеринбурга Татищев спутал план Демидовым и башкирам. Фото: Общество знание.

Помимо нарушения указа, Татищев своими действиями «заходит на территорию» Демидовых, чьи заводы процветали на Урале в это время.

«Он перешел дорогу Демидовым, испортил им планы. К моменту приезда Татищева они хотели забрать себе (приватизировать) Уктусский завод, а также у башкир купить или арендовать землю в районе реки Полевой, где сейчас город Полевской. Если бы у них это получилось, была бы империя Демидовых. Более того, Демидовы занимались злоупотреблениями. К примеру, без уплаты налогов завозили продовольствие, чего делать было нельзя. Татищев это пресекает, и у них возникает конфликт», — добавляет Михаил Киселев.

Письма в Москву и ответы шли долго, по три-шесть месяцев. Татищев не выдержал и в начале 1722 года поехал в Москву.

«К тому времени ему разрешили построить завод, но после того, как на Урал приедет немецкий специалист, которого привезли в Россию из Саксонии, Мартин Михайлис. Так вот, в январе 1722-го Михайлис едет на Урал, Татищев и Демидов — в Москву. Они встречаются в Кунгуре, где Татищев с Демидовым ругаются. В итоге Михайлису на Уктусе не понравилось: дикие места, на 100 км ни одного города. Он решает уехать жить в Соликамск, в богатый город с красивыми церквями. Вместо же завода на реке Исеть он распоряжается построить еще один небольшой завод на реке Уктус, недалеко от Уктусского завода. Позднее этот завод получит имя цесаревны Елизаветы. Таким образом, можно сказать, что один из районов Екатеринбурга — Елизавет — основал Мартин Михайлис», — говорит Михаил Киселев.

Далее судьба будущего Екатеринбурга решалась в Москве. Демидов жалуется на Татищева, и его отстраняют от управления, отправляют под следствие. Стройка на Урале в это время не продвигается, возобновляются разговоры о приватизации. О конфликте и задумках Татищева узнает Петр I и для того, чтобы разобраться в истории, приглашает профессионала, которому доверят — Вилима Ивановича де Геннина.

«Вилим Геннин — это большой специалист, управлял олонецкими петровскими заводами, где в значительной степени ковалась победа в Северной войне. Он строил Сестрорецкие оружейные заводы под Петербургом, и Петр попросил его отправиться в Сибирь — тогда эту территорию Уралом не называли — и выяснить, что произошло. Кроме того, Петр поставил перед Генниным задачу наладить работу казенных заводов», — рассказывает Михаил Киселев.
Фрагмент оригинального письма В.И. Геннина императрице Екатерине Алексеевне о названии крепости и завода на Исети Екатеринбургом. Фото: Михаил Киселев.
Фрагмент оригинального письма В.И. Геннина императрице Екатерине Алексеевне о названии крепости и завода на Исети Екатеринбургом. Фото: Михаил Киселев.

С Генниным в качестве подследственного едет Татищев, который, вероятно, убеждает Геннина в правоте своих замыслов. В итоге в декабре 1722 года Геннин, приехав на Уктусский завод, сообщает в столицу о решении построить большой завод на реке Исети, а уже в начале 1723 года Геннин пишет Петру, что хотя ему и не нравится «калмыцкая рожа» Татищева, он не виноват. Кроме того, Геннин решает, что нужна крепость для защиты от набегов башкир. Для ее строительства вызывают солдат из Тобольска.

«Дело в том, что земли на реке Полевой были спорные, на них претендовали башкиры. Договориться с ними не получилось. И Татищев решил добывать там медную руду, что вызвало недовольство башкир, и те угрожали набегами. В итоге в 1721 году Татищев строит укрепленное поселение “Горный щит” и таким образом основывает поселение Горный щит», — добавляет Михаил Киселев.

Стройка большого завода и крепости началась в феврале-марте 1723 года, и встал вопрос с названием поселения. С одной стороны, заводы называли в честь реки, на которых их строили, так что первоначально завод называют в документах Исетским. С другой стороны, строился не только завод, строилась еще и крепость.

Геннин собственной рукой написал в конце письма как дату, так и место создания письма: "Екатеринебурх, июня 12 день 1723 году". Документ хранится в Российском государственном архиве древних актов (Москва). Фото: Михаил Киселев.
Геннин собственной рукой написал в конце письма как дату, так и место создания письма: "Екатеринебурх, июня 12 день 1723 году". Документ хранится в Российском государственном архиве древних актов (Москва). Фото: Михаил Киселев.

Геннин был близок Петру и его жене — и он решает преподнести подарок Екатерине, добавляет историк.

«12 июня (23 июня по новому стилю) 1722 года Генyин пишет, я построил олонецкие заводы, названные в честь Петра, и сейчас я строю новые завод и крепость в честь императрицы Екатерины: “Я зачал при реке Исете [заводы], где место сыскал лутчи, воды довольно и лесов и руды на многа лета, и около оных заводов зачал крепость делать, чтоб башкиры, наши соседи, не могли ее раззорить, а оную крепость и завод осмелился именовать до указу Катериненбурх, а заводы Катериненбурские в память высокославного имяни Вашего величества”. И появляется необычное для Урала название. Бург — потому что крепость. Если бы был город, был бы “штадт”. Так же, как Санкт-Петербург, потому что вначале была крепость на Заячьем острове. И можно сказать, 12 июня 1722 года по старому стилю и 23 июня 1722 года по новому стилю появляется Екатеринбург, который объединяет и крепость, и завод. Крепость достроили к осени, заводы — до конца года», — заключает Михаил Киселев.

Праздновать в качестве даты основания Екатеринбурга 7 ноября (18 ноября по новому стилю) предложили в советские времена. Тогда основным строением решили считать завод, а датой основания — запуск оборудования, по примеру Уралмаша. Однако произошла накладка. Официальный пуск завода состоялся в 1723 г 24 ноября либо 7 декабря по новому стилю, а это день святой Екатерины, церковный праздник. Тогда дату сместили на пробный запуск оборудования, а сам день города стали отмечать в августе.

УрФУ — один из ведущих вузов России, расположен в Екатеринбурге. Участник проекта по созданию кампусов мирового уровня — части национального проекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России. Университет — участник государственной программы поддержки российских вузов «Приоритет-2030», выступает инициатором создания и выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы».

УрФУ оперативный — в телеграм.