Найти тему
Доктор online

Странный портрет

Перед нами две фотографии. Одна из них отретуширована, вторая - нет. Оба снимка выполнены в один день в известной петербургской фотомастерской Анаклета Пазетти, располагавшейся по адресу Невский проспект, 24.

Один из снимков датирован 1890 годом и подписан личной подписью композитора Чайковского.

Петру Ильичу Чайковскому на фотопортрете пятьдесят лет и он в зените славы. То, что снимки выполнены в один день не вызывает сомнения: прическа идентична, характерный поворот головы, на Чайковском один и тот же костюм.

Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский

При взгляде на вторую фотографию всем очевидно, что в правом ухе композитора Петра Ильича Чайковского находится вата. Большой такой комок. На эту тему существовало несколько исторических анекдотов.

Современники отмечали, что композитор был очень мнительным, опасался всю жизнь простудиться и берег уши. Он больше всего боялся оглохнуть, как это произошло с Бетховеном.

Личный врач Чайковского Василий Бернардович Бертенсон, выпускник Медико-хирургической академии, дабы развеять его страхи и успокоить посоветовал:

— Петр Ильич, выходя на улицу в непогоду, затыкайте уши ватой.

Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский

В своих мемуарах Бертенсон написал о Петре Ильиче, вышедшем в ненастный день на прогулку и внезапно хватившемся: ваты-то в ушах нет. Тогда композитор решил зайти в первый магазин, который увидит на улице, и спросить, где продают вату.

"Петр Ильич придумал зайти в первую мелочную лавочку, купить что-нибудь и потом, как бы между прочим, спросить, где здесь продается вата. Мелочная лавочка оказалась как раз на той стороне набережной. На вопрос продавца: "Что вам угодно?" — Петр Ильич спросил яблок.

И вот в то время, как ему накладывали самые отборные и крупные яблоки, настал, как ему показалось, удобный момент спросить: где у вас здесь можно достать ваты? Ему указали на лавку рядом, галантерейных товаров.

С мешком яблок в руках Петр Ильич явился в лавку галантерейных товаров. "Что вам угодно?" — "Ваты". — "Сколько?" Этот вопрос был неожидан. Как измеряется вата? Аршинами? Фунтами? Петр Ильич замялся. "Прикажете фунт?" — "Конечно, фунт".

Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский

Через минуту из таинственных глубин лавки появилось целое облако ваты. Петр Ильич ужаснулся, но сознаться, что ему нужно было ваты только для ушей, уже было поздно. В руках опытного торговца необозримое облако обратилось в пакет умеренной величины.

С яблоками в одной руке, с фунтом ваты в другой Петр Ильич вышел на улицу и, зайдя в пустынный переулок, решил воспользоваться сделанной покупкой. Без церемоний проткнув обертку, он вытянул количество, нужное для ушей, и решил отнести покупки домой… Долго-долго служила в доме брата Петра Ильича злополучная вата". 

Фотопортрет императрицы Александры Федоровны, выполненный Пазетти
Фотопортрет императрицы Александры Федоровны, выполненный Пазетти

Анаклет Пазетти, чьими клиентами были многие известные люди, в том числе и императорская семья, знал о рассеянности композитора и, возможно, сделал этот снимок с ватой специально, оставив его в своем архиве, а отретушированный передал Петру Ильичу.

Так или иначе, Пазетти запечатлел Чайковского таким, каким его знали лишь близкие люди - скромным, несколько наивным и непрактичным в бытовых мелочах человеком.