В 1906 году в Японии начал издаваться первый ежемесячный журнал о бонсай. Он назывался «Бонсай Гахо» (Bonsai Gaho). Это название можно примерно перевести как «изысканный бонсай» или «элегантный отчет о бонсай».
Предшественником журнала было появление ряда клубов бонсай. Руководителями этих клубов были владельцы больших питомников. Сообщества стали появляться после 1892 года – в этом году была проведена первая в Японии выставка бонсай. В 1903 году были проведены еще две местные выставки в крупных ресторанах.
Владелец во втором поколении богатого питомника бонсай Мурата Риемон (Riemon Murata, 1864-1936) сыграл важную роль в развитии бонсай в Японии – он организовал «Клуб бонсай», который начал проводить ежемесячную выставку бонсай. «Бонсай Гахо» вначале издавался как клубный журнал – все подписчики были членами клуба. Первый журнал увидел свет в апреле 1906 года («39 год периода Мейдзи»). Но позже журнал издавался уже тиражом 3000 экземпляров. Известно, что 89 номер журнала вышел в 1913 году, а всего журнал издавался в течение 11 лет, было выпущено 139 номеров.
Опыт оказался успешным и в 1907 году в Японии начали выпускаться еще два других журнала.
Иллюстрированный журнал содержал много изображений деревьев (как правило, двух или трех на одном фото). Деревья располагались на красивых низких столиках, досках или подставках из срезов корней. Из подписей было понятно авторство мастера, а также порода дерева.
Понимая, что все больше людей интересуется бонсай, издатели ставили перед журналом цель широко распространить сведения о бонсай «в городах и сельской местности». Одним из направлений журнала было развитие «исследований» бонсай как «произведений искусства», Но кроме демонстрации готового выставочного бонсай, затрагивались разные темы о практике бонсай, касающиеся посадки и выращивания деревьев.
Издатели думали о читателях как о «единомышленниках». Понимая, что при увеличении интереса к бонсай, эту культуру нужно «социализировать», превратить бонсай в личное удовольствие. Знакомство с материалами журнала было «легкой ежемесячной встречей с бонсай».
«Бонсай- это искусство, уникальное для нашей страны»
«Если вы не знаете, что делать, вам следует изучить одно искусство»
«Бонсай- это самое большее, чем вы можете наслаждаться самостоятельно»
«Бонсай – это самое важное искусство в мире»
Журнал имел постоянные рубрики, в том числе развлекательные.
Бонсай был доступен и мужчинам и женщинам. Рядом с бонсай можно было увидеть женские образы и это было редкостью для японской прессы того времени.
Журнал позволял перейти от получения сведений в прямом общении с мастерами к самостоятельным занятиям бонсай, экономя при этом время, делая занятия бонсай личным удовольствием.
Журнал решал и некоторые практические задачи – выпуск журнала был еще одним ежемесячным мероприятием, при организации которого «опускался ряд вещей», например, поиск помещения и поиск соответствующей мебели для проведения выставки. Журнал позволял «рационализировать экспозицию бонсай».
Но, не умаляя сделанного – это был первый и неоценимый опыт как в клубном движении, так и в популяризации бонсай с помощью прессы - говоря современным языком, они создавали моду на бонсай, пытаясь превратить его в «возвышенное хобби». Этот маркетинговый ход должен был поддерживать бизнес под названием бонсай.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.