Сегодня мое внимание привлек пэньцзин (Penjing, возможно penzai). Эта культура, родившаяся в Китае, предшествовала бонсай, дала толчок к его форимровнию, но также продолжала развиваться сама на протяжении уже около 2000 лет.
Продолжая постоянно просматривать множество фотографий, я иногда теряюсь в различии между бонсай и пэньцзин. Есть в пэньцзин стили, которые приближены к тому, что позже было принято считать бонсай. И еще более эти стили коррелируют с тем, что сейчас принято считать, например, американским или европейским бонсай.
Кроме того, нужно учитывать, что китайская культура продолжает называть все деревья и композиции, выращиваемые в плошках термином пэньцзин. Причем среди таких композиций могут встречаться изображения природных ландшафтов, в которые не включены растения.
Я не готова пока рассказать обо всех стилях пэньцзин, существовавших в разное время и разных местах Китая. Эти стили могли связываться с отдельными мастерами, монастырями, местностями и соответствующими школами. И их достаточно много. Современные китайские мастера добавляют красок в эту картину.
Примите этот текст как мою начальную попытку разобраться в разнообразии пэньцзин. Попробую найти и представить для начала самую примитивную классификацию пэньцзин.
Penjing 盆景 по-китайски означает пейзаж или сцену (цзин) в горшке (пен). Бонсай обычно фокусируются на демонстрации дерева или нескольких деревьев, входящих в экспозицию. Пэньцзин включает помимо необязательных (вспомогательных) деревьев камни, воду и статуэтки людей, животных, зданий и других сооружений. Это в первую очередь изображение фрагмента ландшафта. Художники Пэнцзин стремятся раскрыть внутреннюю красоту природы в целом.
Шуму – 樹木盆景 (изображение деревьев)
Стиль Шуму - это пейзаж из деревьев, который мастер формирует в контейнере. В отличие от бонсай пэнцзин чаще всего формируется без применения проволоки, только с помощью обрезки. Этот стиль очень похож на традиции бонсай в Японии, но не стремится к точному соответствию стилям, выработанным культурой бонсай. В шуму можно наблюдать неидеальную крону, пересекающиеся корни, «неправильно» расположенный лес. Но пэнцзин, отказываясь от «рафинированных» форм, не менее чем бонсай стремится передать естественную красоту деревьев.
Шаньшуй -水盆景盆景 (Композиция с изображением воды)
Стиль Шаньшуй - это пейзаж, в котором обязательно присутствуют камни внутри поддона с водой. Камни имитируют скалы. Композиция камней тщательно формируется художником. В данные пэнцзин нередко включаются небольшие живые растения, не являющиеся центром композиции. Их роль сродни растению-акценту в экспозиции бонсай. Растения в шаньшуй своим видом обозначают время, место и масштаб композиции.
Шуйхань – 水旱盆景. (композиции с изображением воды и суши)
Пейзажи в стиле Шуйхань - это миниатюрные творения, которые могут содержать деревья, камни, воду и дополнительные крошечные фигурки домов, животных и людей. Все детали этой композиции несут смысловую нагрузку, а также обозначают условный масштаб композиции.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.