Найти тему
Хижина дяди Ромы

Фрэнк Герберт. "Дюна"

Арракис. Дюна. Планета пустынь. Как же долго я шёл к тому, чтобы ознакомиться с этим культовым произведением. Шутка ли, впервые я серьёзно задумался о прочтении этого романа ещё осенью 2021 года. И вот, спустя почти два года, заветная книга переместилась с верхней полки книжного шкафа на нижнюю, где хранится всё прочитанное.

И что же я могу сказать по итогу? На самом деле мне несколько трудно выразить своё отношение к "Дюне", но деваться некуда — договор воды подписан, и отвертеться я уже не смогу. Так что попробуем.

Поехали!

Фрэнк Герберт, "Дюна" (Dune)

Год выхода: 1965

Жанр: научная фантастика

Песчаная планета Арракис, Дюна, — единственный на всю Вселенной источник «пряности». Тот, кто контролирует «пряность», контролирует саму Вселенную, ведь без неё немыслимы сами межзвёздные перелёты. Последние десятилетия правами на добычу пряности владел Великий дом Харконненов. Однако недавно падишах-император Шаддам IV, правитель всей известной человечеству части вселенной, отобрал у Харконненов концессию и передал её их злейшим врагам — дому Атрейдесов. Лето Атрейдес, мудрый и справедливый глава дома Атрейдесов, понимает, что коварные Харконнены пойдут на всё, чтобы вернуть себе главный источник дохода. Но он и не подозревает, что вся эта затея — лишь часть хитрого плана по уничтожению дома Атрейдесов. Замыслил этот план вовсе не Харконнен, и ловушка уже вот-вот готова захлопнуться.

Прежде всего, не пугайтесь спойлеров в описании. Барон Харконнен описывает свой план во всех деталях аж во второй главе этой 800-страничной книги. Это нормально, у Герберта такой стиль. И уж поверьте, скучнее от этого книга не становится.

Но хорошая ли это книга в целом? На самом деле для меня и для моей супруги ответ не столь очевиден.

С одной стороны, "Дюна" — это признанная классика научной фантастики. И звание это вполне оправданное. Это большое, масштабное произведение с уникальным и безумно интересным миром. Происходящее буквально завораживает, а сам Арракис затягивает с головой, будто зыбучие пески. Общество фрименов, коренных жителей Дюны, описано столь подробно и красочно, что сразу становится ясно — автор любит и Арракис, и всех его обитателей.

Но и Империя за пределами планеты пустынь тоже вызывает неподдельный интерес. Феодальный политический строй с баронами, герцогами и императором соседствует здесь с этаким космическим капитализмом — гигантской компанией КООАМ, заведующей добычей той самой "пряности" (она же "спайс", она же "специя", она же "меланж"). Такое сочетание создаёт любопытную политическую обстановку, и следить за дворцовыми интригами, пусть их пока и немного, одно удовольствие.

Усиливают чувство необычности и местные декорации. Несмотря на то, что действие происходит в очень далёком будущем, сам мир выглядит чуть ли не ретрофутуристичным. Люди здесь не используют роботов, и даже компьютеры с искусственными интеллектами здесь под запретом. Лазерное оружие здесь редкость — от легких бластеров с лёгкостью защищают нательные энергетические щиты, а попадание из тяжелого лазгана в этот самый щит вызовет атомный взрыв. Поэтому сражаются в мире "Дюны" преимущественно холодным оружием. Ну и ядами, само собой. Куда ж без ядов в дворцовых интригах.

Мир "Дюны" не зря занимает своё место среди самых знаменитых фантастических миров. Если Арракис вас затянет, то забыть его вы не сможете никогда. Но вот если не затянет...

И вот тут мы подходим к той самой "неочевидности" касательно моего отношения к данной книге. И теперь я хочу поговорить о том, что лично я считаю не то чтобы минусами романа, но, скажем так, "подводными камнями".

Прежде всего, "Дюна" — это вполне классическая история об "избранном", и я не стану притворяться: меня такие сюжеты несколько утомляют. Ясное дело, что здесь нужно делать скидку на время, но из песни слов не выкинешь — Пол Атрейдес в первой же главе заявляется как "не такой как все". Справедливости ради, персонаж, вроде как, не скатывается в "мартисьюшность", но я лучше предупрежу вас на берегу. Вдруг вам, как и мне, такие истории не очень нравятся. А может, всё как раз наоборот. Тогда я вас поздравляю :)

Кроме того, Герберту, видимо, были интересны в первую очередь фримены и Арракис. Как работает их общество, система верований и мифология нам описывают весьма подробно, но вот устройство Империи обозначено весьма пунктирно, этаким "широкими мазками", констатацией фактов. Орден Бене Гессерит, устройство Лансраада, суть власти падишаха -императора и прочие чисто политические вопросы в "Дюне" разъясняются не особо конкретно (как минимум, непосредственно в романе — приложение с "лором" я в расчёт не беру). Понятно, что "Дюна" — лишь первый роман грандиозной саги, и многие ружья выстрелят много позже, но если вам интересны именно дворцовые дрязги в духе "Игры престолов" — здесь этого маловато.

Если вы ждёте масштабных сражений в духе какого-нибудь "Властелина колец", то здесь вас тоже ждёт разочарование. Чисто технически, в сюжете фигурируют как минимум две грандиозные битвы, но Герберт с грациозностью бывалого фримена уворачивается от их описаний. Причём он вполне может неслабо нагнетать атмосферу перед сражением, настраивая на эпичный лад, но сами баталии произойдут "где-то там", за кадром.

Да и вообще многие ключевые события нам не показывают, лишь сообщая о том, что они произошли. Особенно это удивляет в конце. Я не буду называть здесь конкретных примеров, но сожри меня Шай-Хулуд, некоторые невероятно важные казалось бы происшествия мало того, что возникают внезапно, так и прочувствовать их влияние совсем не получается, ведь нам говорят лишь об их итогах. И это очень странно, ведь так губятся даже потенциально очень драматичные сцены. Даже некоторые сюжетные линии в финале закрываются всё также "за кадром", из-за чего мне так и не удалось ощутить всю значимость момента.

Финальная глава вообще получилась... странной. Опять же, без спойлеров, но концовка, как по мне, ощущается несколько скомканной, будто бы Герберт не укладывался в сроки. Вот он, дедлайн, подползает всё ближе, словно песчаный червь, и Фрэнку во что бы то ни стало нужно завершить текст как можно быстрее. Не вдаваясь в подробности, последняя глава напомнила финальную серию четвертого сезона "Футурамы". На тот момент создатели считали этот эпизод финальным для всего сериала, а потому собрали на сцене всех героев "Футурамы" и как бы завершили их сюжеты, попрощавшись со зрителями. Концовка "Дюны" в какой-то степени использует ту же схему.

Впрочем, не стоит забывать, что "Дюна" — это лишь старт, и впереди нас ждёт очень длинная во всех смыслах история. И это палка о двух концах. Я бы очень не советовал относиться к роману как к самодостаточному произведению. Это было бы неправильно. Но осознавать, что это лишь первый шаг — значит понимать, что проделать их придется ещё немало. Сам Фрэнк Герберт написал об Арракисе шесть романов. Его сын, Брайан Герберт, расширил вселенную, написав как несколько сиквелов, так и несколько приквелов. Таким образом, если вы и возьмётесь за этот космоэпос, то будьте готовы "пройти" как минимум шесть книг. А это предприятие непростое, хотя начало и вышло более чем достойным.

"Дюна" — эпичное обещание ещё большего эпика. И все мои придирки (включая парочку невысказанных, дабы не вдаваться в спойлеры) являются не брюзжанием сварливого хейтера, а, наоборот, дружескими комментариями фаната. В конце концов, книгу я прочёл в оригинале. Было довольно тяжело. "Электроовцы" Дика пролетели вообще без проблем, а вот для полного понимания Герберта мне словарного запаса не хватило. Впрочем, я всё прочёл, всё понял, и теперь, наверное, могу собой гордиться. Хотя финальный англоязычный босс в виде "Улисса" всё ещё ждёт меня в самом тёмном уголке моего книжного шкафа.

Что же касается главного эпика Фрэнка Герберта, я обязательно ещё вернусь на Арракис. Я собрал уже почти все книги, посмотрел почти все экранизации, на компьютере установлена свеженькая лицензионная Dune: Spice Wars, а коллеги вот-вот завершат создание собственного Малого Дома в преддверии грядущих партий в ролевой игре. Так что да, мне предстоит не только прочесть ещё минимум пять романов, но и сочинить свою историю в том же мире. Чувствую себя Полом, готовящимся оседлать Шай-Хулуда. Страшно до жути.

Но я не боюсь, я не должен бояться. Ибо страх убивает разум. Страх есть малая смерть, влекущая за собой полное уничтожение. Я встречу свой страх и приму его. Я позволю ему пройти надо мной и сквозь меня. И когда он пройдет через меня, я обращу свой внутренний взор на его путь; и там, где был страх, не останется ничего. Останусь лишь я, я сам.