Творческий и духовный путь Николая Рериха наглядно проиллюстрируют его картины, где настоящая любовь к живописи сочетается со страстным увлечением археологией и философскими поисками. Все это сопровождало мастера на протяжении всей жизни, выливаясь в поиски новых методов передачи цвета и внутренней энергии.
Живописец родился в 1874 году в Петербурге, и любовь к культуре у него развивали с самого раннего детства. Он обучался на юридическом факультете и в Академии художеств, где смог выгодно продать свою выпускную работу – картину «Гонец». В 1916 году он уехал в Финляндию, вместе с семьей и не смог вернуться в Россию из-за закрытия границ.
Ранние работы художника полны по-юношески яркими красками, но более поздние переходят в художественное созерцание, краски на них отражают не очертания, а саму суть изображаемых предметов. Так, на картинах «Розовые горы» или «Путь в Шамбалу», палитра исполняет настолько выстроенную симфонию, что пространство холста быстро овладевает взглядом зрителя.
Эти и другие картины можно посмотреть, полистав галерею.
В двадцатых появляются циклы в узнаваемой рериховской манере: «Знамена Востока», «Майтрейа» и «Святые горы». А ранее, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, начинающий живописец буквально ворвался в мир искусства, заставив говорить о себе. Его полотна отличались подробностью исторических деталей, неожиданной эмоциональностью и смелостью цветовых решений.
Полистайте галерею чтобы увидеть картины художника из этих циклов.
Наиболее узнаваемая картина Рериха – «Заморские гости». Она написана в 1901 году и относится к серии «Начало Руси. Славяне». На первый взгляд кажется, что на ней все максимально просто и понятно, поэтому сказать о полотне, по большому счету, нечего. Сам живописец очень поэтично описал его, объяснив почему обратился к этой теме.
Праздничный сюжет и разноцветная, немного пестрая композиция, отсылает зрителя к знакомым с детства сказании о Садко или «сказке о Царе Салтане». И там и там были эпизоды о купцах, приплывших с дальнего моря.
Из дальних водных просторов прибывают все новые и новые ладьи, приплывшие из загадочных теплых краев. Каждая украшена яркими необычными узорами, а паруса подобны пламени, развевающемуся над морем. Они проплывают мимо неприступных берегов, откуда на них взирают, обнесенные стеной городища, а с холма за ними наблюдают жители загадочной земли.
Борта иноземных кораблей увешаны щитами, а с палубы выглядывают серьезные лица воинов в железных шлемах. Но в центре, под белой тканью, что-то спрятано. Зрителю хочется узнать что там – шелка, драгоценные камни и заморские сладости или мечи и оружие, которые скоро обрушатся на мирные славянские города.
Корабли сопровождают белые чайки, но те плывут дальше, не обращая внимания на белокрылых вестников. Над всей картиной возвышается спящий вулкан – символ затаившейся угрозы.
Конфликт, спрятанный на праздничном полотне, отсылает к самой истории древней Руси, наполненной посягательствами и притязаниями со стороны других государств. Именно поэтому, мудрые предки послали навстречу нарядным гостям дозор из чаек и выставили пост из богатырей. Им нельзя терять бдительность, несмотря на обманчиво праздничную атмосферу.
Больше работ художника можно увидеть в галерее.
Хочешь картины художника в свой интерьер? Жми!
Рерих вошел в историю, как поистине гениальный живописец, передавший на своих картинах самобытный, полный красок Восток. Но, помимо этого, его мировоззрение легло в основу международного законодательства, охраняющего памятники культуры. Художник участвовал во множестве археологических экспедиций, сделав неоценимый вклад в разные области искусства.
Хоть живописцу, вместе с семьей, приходилось долгое время жить за границей, он считается поистине русским художником, до конца оставаясь верным традициям иконописцев. После себя Николай Рерих оставил около семи тысяч произведений изобразительного искусства и около тридцати сборников с литературными трудами.
Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!