Польза и мои отзывы о системе карточек.
Где-то уже около полугода я пытаюсь внедрить систему карточек (notecard system в оригинале) для лучшего усвоения того, что я читаю в книгах, журналах и др. Сегодня я попробую объяснить эту систему, которую я использую для ведения заметок и изучения книг. Также попробую показать на примерах как это у меня работает.
Это не идеальная система. У вас это может не сработать. Все, что я могу сказать, это то, что с тех пор, как я начала ее использовать, она полностью изменила мой процесс и в целом подход к чтению. Кроме того, позволила лучше запоминать, что я прочитала, чтобы спустя, скажем, месяц книга не улетучилась из памяти. Скажу, что организация знаний по такому принципу уже начала давать свои плоды. Прочитав, несколько книг и используя систему карточек, потом я смогла использовать эти заметки в своих научных работах по учебе, что значительно облегчило и ускорило их написание.
Теперь, чтобы было ясно, это не “моя” система. Во всяком случае, я использую свою версию системы, которой я научилась у гениального Роберта Грина и Райна Холидея.
Я надеюсь, это вдохновит вас на ваш собственный метод ведения системы карточек.
Проиллюстрировать данную систему я хочу на примере книги, которую сейчас читаю - Ю.Н. Харари, Homo Deus: Краткая история будущего, Издательство Синбад, 2022 г. Наверное, вы заметили это по предыдущему посту с заметками и тезисами. Они потом более в сжатом виде лягут именно на эти карточки.
Система
1. Процесс чтения и вспомогательные "атрибуты"
Итак, начнем. В первую очередь скажу несколько слов о качестве текста. О важности выбора качественного текста я уже писала в статье про техники чтения Билла Гейтса. В этом я с ним согласна. Тратить время используя такую систему стоит только на стоящие книги, лучшие из лучших. Мне кажется именно они потом дадут свою бенефиты.
Весь процесс начинается с того, что вы выбираете качественный текст (имею ввиду книгу) и садитесь читать. В процессе чтения вы делаете
- пометки в книге,
- записи на полях,
- подчеркиваете красивые или понравившиеся вам цитаты и (или) места.
Вы можете загибать краешки страничек, делая тем самым аля-закладки, чтобы потом вернутся и сделать карточку или же помечать их липкими стикерами. Я люблю ещё после каждой структурной единицы книги (параграфа, части и т.п.) писать заметку на полях, где коротко обобщить то, что было, например в этом параграфе. Буквально 1-2 предложения или же в виде схемы. Затем эта заметка пойдет на карточку с пометкой "М".
2. Усвоение прочитанного
Дальше начинается часть которая выполняется по усмотрению личного каждого. Кому как нравится, у кого как усваивается. Некоторые сразу выносят заметки из книги на карточки (прямоугольного размера) в процессе чтения, кто спустя некоторое время после прочтения. Лучшая версия этого, когда вы прочитали книги с рекомендациями выше и отложили книгу на 1-2 дня. Вообщем на некоторый промежуток времени, чтобы ваш мозг смог "поварить" информацию полученную из книги. А затем сесть и составить карточки по книге. При таком подходе вам будет легче их составлять. Я же комбинирую.
3. Составление карточек
На карточки вы можете вынести, например, только ваши выводы по каждой структурной единицы книги. Скажем, 10 карточек, на каждой из которых по 1 выводу по одному из 10 параграфов книги. Можете ещё добавить несколько карточек с понравившимися цитатами из книги. Потом вы их сможете использовать, например, в какой-нибудь письменной работе, что позволит вам качественно аргументировать вашу точку зрения.
Для составления карточек я заказываю в Вайлдберриз готовую бумагу для заметок, размером 15 на 10 см. Это называется блок для записей непроклеенный. В одной пачке 200 листков-карточек, чего мне хватает достаточно на длительный период. Вы можете заказывать более плотную бумагу, кому как нравится. В этом конечно, прелесть всей системы она гибкая и каждый может настроить её под себя.
Теперь поговорим про само составление карточек. Я пользуюсь советами Сергея Поварнина из его книжечки "Как читать книги для самообразования". Здесь я позволю себе небольшую цитату, где он рассказывает как составлять и оформлять карточки:
"Слева (или справа) оставляется поле для дальнейших пометок. Над выпиской - тема ее. Например, "Капитал, определение его", "Ощущение, сущность его" и т.п. Под выпиской - фамилия автора, название книги, какое издание книги, год и № страницы, из которой взята цитата."
С.И. Поварнин, "Как читать книги для самообразования", Издательство "Советские учебники", Москва, 2021 г.
Я пользуюсь его советами, но немного в модернизированном виде. Вместо темы стараюсь перечислять ключевые слова или все же указываю тему. В правом углу карточки ставлю порядковый номер, чтобы потом их можно было индексировать в электронном виде. Если карточка сделана по результатам заметок и моих выводов или мыслей, на ней справа внизу я ставлю значок "М" (мое) в кружочке. В остальном следую советам С.И. Поварнина.
Например, карточка справа №32 сделана как раз по заметкам после Части 1 книги. Эти заметки вы можете увидеть на левой первой фотографии выше в этой статье, где я показываю их.
4. Организация знаний и информации
После того как книга прочитана, а карточки составлены, следующая наша задача организовать их в систему. Вы можете сложить карточки по категориям. Как раз здесь пригождаются ключевые слова сверху на карточках.
Можно их складывать по авторам, можно по книгам и т.п.
Преимущество системы состоит в том, что вы физически быстро можете отсортировать нужные карточки по нужной тематике под нужный проект, письменную работу, подготовку выступления.
Таким образом, процесс чтения практически чего угодно: журнал, книг и газет может быть совмещен с такой системой. Читали в журнале статью и вам понравилась статистика? - Создали карточку на которой выписали ключевые статистические данные, цифры или сделали отдельную карточку с выводами по анализу статистики. Затем добавили её в вашу систему.
Задача - проходить это процесс каждый раз читая книги или что-либо. Снова и снова, снова и снова. Со временем у вас вырабатывается определенный аналитический подход к чтению, когда вы можете отделять главное от второстепенного, мысли и идеи автора от примеров и "воды", тезисы от аргументов и т.д.
Итак, система карточек или Notecard System для эффективного чтения:
- Читаем, делаем пометки, заметки, выделяем интересные места и т.п.
- Откладываем книгу на некоторое время, делаем перерыв, занимаемся другими делами - усваиваем прочитанное
- Составляем карточки по особой технологии (см. выше)
- Организуем карточки в систему по принципу так как вам удобно
- Пользуемся и получаем профит от системы.