Найти тему
Узнай новое!

«Сыро, холодно и очень неуютно»: английские короли терпеть не могут свой дом - Букингемский дворец. Все кроме бабушки Карла III. Почему?

Оглавление

Букингемский дворец со времен королевы Виктории является резиденцией правящего монарха. Наследник престола принц Уэльский при этом живет напротив, в Кларенс Хаусе. Становясь королем, наследник переезжает в Букингемский дворец. Так положено по протоколу.

В 1952 году, после смерти Георга VI, его дочь и супруга должны были, таким образом, поменяться местами – Елизавета II с мужем должны были переехать из Кларенс-Хауса во дворец, а королева-мать из дворца в Кларенс-Хаус. Но в последний момент выяснилось, что ни та, ни другая переезжать не хотят. Назревал скандал.

-2

Елизавета II с матерью королевой Елизаветой

Дворец со всеми неудобствами

Нежелание Елизаветы II и принца Филиппа было понятным. Кларенс-Хаус был незадолго до этого основательно отремонтирован и превращен в современный дом со всеми удобствами (английским налогоплательщикам этот ремонт обошелся в 50 тысяч фунтов стерлингов, в современных ценах это 2,5 миллиона долларов).

В Букингемском дворце же никаких современных удобств не было и жить там было крайне некомфортно.

Это было царство серых комнат - нескладных, продуваемых сквозняками, пахнущих сыростью и застарелостью. Это было место, где невозможно было найти уголок домашнего уюта среди 690 комнат, заполненных штатом из 230 слуг, застеленных тремя милями ковров, заставленных десятью тысячами предметов мебели и тысячей напольных часов. В саду размером в 45 акров искать уют тоже было бесполезно.

Королева в одной из комнат Букингемского дворца
Королева в одной из комнат Букингемского дворца

А уж о таких мелочах как отсутствие смесителей и наличие в раковинах двух раздельных кранов – одного для холодной воды, другого, в двадцати сантиметрах от него, для горячей – говорить вообще не приходится.

Эдуард VII называл Букингемский дворец «гробницей», Эдуард VIII жаловался на тошнотворный запах плесени, а Георг VI окрестил свое жилище «морозильником».

Принц Филипп внес в Кабинет министров предложение передать статус официальной резиденции Кларенс-Хаусу, а Букингемский дворец оставить как место для приемов и раутов.

Но самое смешное было в том, что королева-мать готова была терпеть любые неудобства, лишь бы не терять своего статуса: когда ты во дворце, ты королева, покинув дворец, ты обычная подданная.

Когда попытки разрешить ситуацию зашли в тупик, все обратились к Уинстону Черчиллю, которого незадолго до этого снова избрали премьер-министром и который обладал авторитетом как для королевы, так и для королевы-матери.

В дело вступает Черчилль

Уинстон Черчилль
Уинстон Черчилль

Елизавету II Черчилль уговорил быстро, воззвав к её чувству долга. А вот с королевой-матерью ему пришлось повозиться. «Чего я только ей не обещал», - вспоминал он потом.

Королева говорила, что всё здесь напоминает ей о муже, цвет обоев, например, - Черчилль обещал переклеить обои в Кларенс-Хаусе.

Королева говорила, что здесь во дворце остается подарок её мужа - мраморный камин, - Черчилль обещал демонтировать камин и перенести его в Кларенс-Хаус.

Королева говорила, что теперь будет стеснена в средствах и не сможет содержать такой большой дом, - Черчилль обещал оплатить ремонт в сумме 50,000 фунтов (в сегодняшних ценах 2,5 млн долларов) и выделить королеве-матери пособие на её содержание в размере 90,000 фунтов в год (в сегодняшних ценах 4,5 млн долларов).

Королева-мать всё еще колебалась, и «Остапа», что называется, «понесло»: в дополнение к Кларсенс-Хаусу Черчилль предложил два дворца, один в предместье Лондона - Ройял-Лодж в Виндзорском парке, и один – Биркальский дворец – в Шотландии; после этого он предложил выкупить для неё замок Мей в живописнейшем районе Шотландии, посреди 25 тысяч акров вереска (выкупить вместе с вереском, разумеется).

Я готов был предложить ей в придачу Биг Бен, - говорил Черчилль, - но на этом месте она, слава Богу, согласилась.