Найти тему
Психология для жизни

А Вы любите играть?

Оглавление

Очень многие склонны воспринимать компьютерные игры, как некое зло и вред и со всей ярость борются с таким времяпровождением своих близких. Вот давайте разберёмся насколько такая борьба разумна и есть ли польза в игре.

Буду честна, я всегда любила играть в компьютерные игры. Первая моя игра имела графику в виде 0, 1 и символов и называлась очень громко - «Звездные войны». Игра запускалась на мониторе, присоединенном к ЕС ЭВМ, по времени это самый конец 80-х. И как мы играли!

Дальше я последовательно играла на разных компьютерах от игрового БК до современных ноутбуков и планшетов. Игры менялись очень быстро, прогресс невероятный в графике, скорости, в какой- то момент герои заговорили, появлялись и исчезали игровые миры, некоторые игры становились культовыми - Civilization, SimCity, Doom… 

За мою долгую любовь с играми вреда я особо не замечала, но… Знаете, всегда бывают вот эти «но».

Давайте разбираться.

Компьютерная игра по сути своей это имитация определенной деятельности, это могут быть гонки, управление самолётом, различные стратегии, квесты. Это все существует и в реальной жизни, но в играх есть некоторые упрощения или наоборот преувеличения чтобы играть было интереснее. Например, в реальной жизни сад растет несколько лет, а в игре можно получить урожай почти сразу. Второй пример- не все могут в жизни управлять вертолетом, а в игре - добро пожаловать.

Важно учитывать два фактора, работающих в играх:

1️⃣ Игра доставляет нам удовольствие. 

Любое действие, доставляющее удовольствие просто заставляет его повторять для получения повторного положительного эффекта, а именно так формируется зависимость.

2️⃣ Деятельность, которая имитируется в игре. 

Она может быть довольно полезна, поскольку тренирует определенные навыки.

Давайте посмотрим, какое положительное воздействие на человека оказывают, например, игры-симуляторы, это там, где игрок управляет транспортом.

Собственно управление машиной или самолётом это взаимодействие с пространством, а этого, как показывают исследования,  очень не хватает современным детям. Зрительно-пространственные функции включают ориентировку «право-лево», «верх-низ», сравнение размеров, оценку расположения элементов в пространстве. 

Современный ребенок рано учится читать, но очень часто испытывает  трудности в ориентировании в пространстве. Чтение активизирует  нейронные сети в левом полушарии мозга, но при этом правое полушарие остается не затронутым, а оно до 8 лет является ведущим для нормального развития ребёнка.

Когда одно полушарие работает, второе притормаживается. Обучение чтению с 3–4 лет без одновременного развития конструктивно-пространственных функций может приводить к зеркальному написанию букв и цифр, появляются трудности с оценкой длин. Такие дети очень часто квадраты видят как прямоугольники, плохо запоминают расположение объектов в пространстве.

Вот для сбалансированного развития обоих полушарий мозга имеет смысл не только учить детей читать, но и давать играть в игры-симуляторы, чтобы он развивал свои навыки ориентирования в пространстве, привыкал адекватно реагировать на изменения окружающей среды, понимал, что где-то нужно повернуть направо, а где-то — налево, где-то — остановиться. Все эти навыки легко  переносятся в  реальную жизнь.

Второй тип игр, которые любят и взрослые и дети, это квесты и стратегии. Какие здесь плюсы?

Квесты и стратегии позволяют развивать регуляторную функцию мозга, которая состоит из трех частей:

🔺 Программирование, иными словами, возможность составить план действий до их старта. 

🔺 Регуляция - в процессе выполнения программы необходимо  сверяться с планом и проверять, нет ли отклонений. 

🔺 Контроль - полученный результат надо проверить на соответствие первоначальной программе.

Регуляторная функция мозга крайне важна. У детей эта функция формируется с 6–7 лет, пик развития в среднем приходится на 12–14 лет.

Игры, в которых надо выполнять определенные  правила, в которых нужно что-то выяснять, двигаться в соответствии с инструкциями, как раз и помогают развивать регуляцию и контроль. 

Даже самые простые игры, где надо складывать кубики, отбивать мячики или что-то аналогичное, при всей своей простоте тоже учат быстро принимать решения и развивают внимание.

Теперь об играх, которые называют шутерами или стрелялками. Даже в них есть положительные стороны:

🔺 В таких играх всегда необходимо ориентироваться в пространстве, отлично помнить где уже был и куда идти. 🔺 Эти игры способствуют развитию внимания и реакции.

Есть и существенный минус - в стрелялках очень высокая нагрузка на энергоемкую систему внимания. Нужно постоянно находиться в состоянии настороженности. Такая тренировка полезна лишь в ограниченных количествах, поскольку чрезмерная потеря энергии приводит к растрате нейромедиаторов, которые связывают нейроны. 

Поэтому стоит контролировать игровое время.

Теперь про игры взрослых. Вроде бы детское занятие, мозг взрослого уже не пластичен, но для многих есть привлекательные моменты в игре:

✴️ Для многих компьютерная игра становится способом снять напряжение и стресс реальной жизни. 

Если это не единственный вариант управления своим состоянием, а один из многих, то все нормально, играйте на здоровье.

✴️ Некоторые игры позволяют почувствовать себя иным человеком, чем в реальности. Например, бесстрашным, мужественным, сильным спасителем невинной жертвы ужасных монстров, или красивой, умной, спортивной, исключительно привлекательной женщиной-археологом, готовой рискнуть жизнью ради обретения невероятных артефактов.

Чем преснее реальная жизнь, тем больше привлекает игра, именно здесь и кроется опасность. Контролируйте свои игры.

✴️ Взрослые любят и агрессивные шутеры, где игрок убивая монстров приобретает все больше силы и могущества.

Игрок чувствует азарт, силу, мощь, и глубокое удовлетворение от массового уничтожения виртуальных существ. 

Многим кажется, что такая игра вызывает агрессию, которой у человека не было. Но дело в том, что в такой игре человек как раз и избавляется от подавляемой агрессии. В игре человек выражает то, что не позволяет себе проявлять в реальности, а ведь чем больше какое-то чувство подавляется, тем сильнее оно становится где-то глубоко внутри.  Поэтому пусть агрессия отражается в виртуальном мире, и там живет.

 

✴️ Много компьютерных игр предназначены для того, чтобы скоротать время в ситуациях вынужденного ожидания.  

Сосредоточившись на решении логических задач или складывая определенным образом фигурки или шарики, человек на время может остановить тревожные мысли. Стоит помнить, что это временное решение, которое не позволит полностью снять тревожность.

Компьютерные игры - за и против?

  

С точки зрения внутренней реальности человека, компьютерные игры дают  игроку некий способ психической саморегуляции. Процесс игры позволяет снять в некоторой степени психическое напряжение, поэтому в игру прячутся  от стресса, неудовлетворенности своей жизнью и самим собой, от невозможности проявить в реальных отношениях какие-то сильные эмоции.

 

Если к играм как к средству достижения внутреннего баланса прибегают часто, возможно развитие игровой зависимости. Механизм образования любых зависимостей очень похож- когда психическое напряжение зашкаливает, находится простой и довольно приятный способ его быстро снизить. Этот способ не требует особо больших затрат времени, энергии, денег... 

 

Полагают, что наиболее сильная зависимость формируется от сетевых игр. Входя в контакт с другими игроками в своем виртуальном образе, у человека возникает иллюзия реальных отношений, реальной жизни. Тогда легко потерять счет часам, а иногда и дням. Физические потребности, обязательства перед другими, обстоятельства жизни уходят на задний план, и виртуальная реальность становится для игрока более реальной.

Если Вы заметили, что переусердствовали с виртуальными мирами и они Вас не отпускают, то стоит поискать иные способы снятия тревоги и напряжения прекратив на некоторое время виртуальные приключения.

Ну, а если Вы любите играть и при этом не отрываетесь от реальности, то, почему бы и не поиграть?

Подведем итоги:

🔸 Компьютерные игры помогают детям развивать пространственные навыки, регуляцию и контроль, а также внимание.

🔸 В активные игры ребенку можно играть ограниченное время, лучше не  более часа в день.

🔸 Игры это хороший способ справляться со стрессом, если не доводить до возникновения зависимости.

🔸 Компьютерные игры помогают взрослым людям поддерживать активность мозга.

🔸 Полезно играть в игры с познавательными элементами: квесты, стратегии, обучающие игры.

🔸 Стрелялки и иные агрессивные игры позволяют выпустить внутреннюю агрессивность без ущерба

🔸 Компьютерные игры могут снижать адекватность поведения, что может привести к необдуманным поступкам. Но насилие и агрессию сами по себе они вызвать не могут.

Играйте, но не уходите в иллюзорные миры надолго🙂

Записаться на консультацию можно НАЖАВ ЗДЕСЬ

Если у вас есть вопросы, которые Вы готовы задать психологу и повысить качество своей жизни, то обращайтесь к нам:

Сообщество Психология для жизни

www.Psyforlife.pro

https://vk.com/public216370453https://t.me/