Найти тему
Ночная собеседница

Сжечь мосты в прошлое

Нина Павловна открыла глаза и не сразу поняла, где она. Тело свое ощущала плохо, где-то внизу немного ныло. Но через минуту она вспомнила все. Конечно же, она после операции. На глаза навернулись слезы, но тут подошел врач и успокоил, что все прошло хорошо, она пока в реанимации, но скоро ее переведут в палату.

На следующий день был осмотр, анализы, снова врач посетил ее с утра и уверил, что все хорошо. Теперь нужно настроиться на выздоровление, главное, что операция на почки была сделана вовремя, но их теперь нужно беречь с особой тщательностью.

Да, не уберегла она свое здоровье. Да и самолечением долго занималась, и вот результат. Хорошо, хоть доктора попались грамотные, знающие свое дело, а то лишилась бы она почки, и это была бы трагедия.

Жаль, что совет «нужно их беречь» она получила так поздно. Но раньше ей было не до этого. Нина Павловна лежала в кровати с закрытыми глазами, но ей не спалось. Она вспоминала свое прошлое, как и почему оказалось здесь. И ей стало нестерпимо жалко той своей жизни, которой она жила почти тридцать лет.

А как все хорошо начиналось! Семья, заботливый муж, интересная работа и самое главное – любимый сыночек Ромочка… Нина снова почувствовала подступающие слезы. Как, как так получилось, что она все потеряла, осталась одна, больная, никому не нужная? Как?!

С Толиком они познакомились в институте, учились вместе, дружили, потом любовь накрыла с головой молодых преуспевающих студентов. После четвертого курса поженились, съехали из общежития в квартиру к одинокой старушке. Успешно защитились и уехали по распределению в крупный НИИ. Им повезло.

Тогда, на закате СССР, молодых специалистов еще распределяли, и даже комнату им дали в малосемейном общежитии. За работу взялись с энтузиазмом, научные исследования, которыми занимался их институт, увлекали обоих. Но потом родился Ромочка, а в стране уже шла перестройка.

И как-то враз все изменилось. Куда энтузиазм пропал вместе с верой в будущее? Нина в декрете, зарплаты Анатолия стало ни на что не хватать, везде тотальный дефицит. Из-под прилавка продукты дорогие, да и за ними нужно еще побегать. На рынке цены возросли до небес и все те же очереди, с ребенком много не настоишься.

-2

А тут и зарплату Анатолию прекратили платить в полном объеме, какими-то урывками и с задержками. Он стал подрабатывать, где только мог: и вагоны разгружал, и сторожил склады ночами, и наконец выбился из сил.

-3

Как раз на тот момент, когда Нина вышла на работу из декрета. Но тут новая напасть: пошли разговоры о реорганизации НИИ, сокращении штатов, закрытии отделов. И Анатолий не выдержал.

- Все, я ухожу в бизнес. Открою кооператив. Торговать сейчас можно чем угодно! – заявил он.

Нина стала его умолять не бросать науку. Ну какой из него торгаш! Он же будущий ученый! Они тогда крупно поссорились, но он настоял на своем, заявив, что их стране скоро будет не до науки. Сына нужно поднимать, и малосемейка эта приелась. А на эту нищенскую зарплату разве проживешь? Она смирилась.

На работе пока держалась, даже о кандидатской задумалась. Не верила она, что наука будет не нужна. А Анатолий пропадал в своем кооперативе днями, а порой и ночами. Но дело шло, денег и правда стало больше, купили маленькую кооперативную квартиру. Но отношения не улучшались, он совсем отдалился от них с сыном.

И наконец Нина узнала, что он ведет двойную жизнь. Успешная женщина из городской администрации, на первых порах помогала ему с документацией при оформлении бизнеса, потом с налогами. Даже крышу помогла найти такую, что прикрытие как бы почти легальное, солидное, и его никто не трогал.

Когда Нина узнала об этом, она не держала его ни дня. Было страшно, больно так что, казалось она летит в пропасть, сжимая в объятиях маленького пятилетнего сына. Душа будто окаменела. Потом был развод, алименты. О жизни Анатолия Нина ничего не знала и знать не хотела.

-4

Но светлое капиталистическое будущее так и не наступало, вопреки обещаниям по телевизору. Закрывались заводы, фабрики, закрылся и их НИИ. Она осталась без работы с ребенком на руках. Родителей уже не было в живых, помощи ждать было неоткуда. Алименты были тоже так себе, видимо и тут Анатолю удавалось обходить закон стороной.

Нина искала работу, нашла в другом институте, но опять за гроши. Рома пошел в школу. И одеть, и обуть, и накормить ребенка нужно. Плюс коммунальные платежи. Она держалась изо всех сил, пока и этот институт не прикрыли за ненадобностью.

Соседка предложила на рынке торговать китайским ширпотребом, но Нина отказалась. А вскоре поняла, что ребенок у нее элементарно не доедает, не говоря уж обо всем остальном. Было уже очевидно, что мощная советская промышленность, а вместе с ней и наука, разваливаются на глазах. Сбылось пророчество Анатолия.

И как бы ни трудно Нине было переступить психологический барьер, но она все же сдалась. Правда китайским и турецким барахлом она торговать не собиралась. Нашла себе место в овощном киоске на рынке у одного армянина. Но дело не пошло. Он ругался на нее. Заставлял обвешивать и обсчитывать покупателей и нервно обучал ее этим премудростям.

Но когда понял, что ученица она никудышная, выгнал, даже не заплатив. Она горько плакала, а сын успокаивал ее. Вот тогда они и начали вести дневник, записывать туда хорошие и плохие дни. Рома задавал маме вопросы, она на них отвечала. Ей очень хотелось научить его жить, но как, она не знала.

-5

А вопрос «где мой папа» обходила стороной. Но наконец ей повезло, она нашла работу в кооперативном киоске на рынке. Они продавали мороженую рыбу в упаковке прямо из холодильников.

Киоск был весь промёрзший насквозь, но зато не обвесишь и не обсчитаешь. Цена была указана на каждой упаковке. Платили ей неплохо, им с Ромкой хватало и на питание, и на скромную одежду, а мальчик рос. Расходы тоже.

-6

Так прошло два года. Летом в киоске натужно работали какие-то мощные кондиционеры, хоть свитер надевай. А зимой и вовсе Нина замерзала так за свой рабочий день, что ног не чувствовала. Постоянно простужалась и зимой, и летом.

Сынишка ее жалел, писал в дневнике: «Мамочка, не болей. У кошки боли, у собачки боли…». Нина плакала, прижимала его к себе. Отпаивала себя антибиотиками, благо, их тогда без рецепта продавали, и опять на работу. Больничные ей не оплачивались.

И запустила свои застуженные почки. Нужно было ложиться в больницу на лечение. А Ромку куда? Но ответ пришел сам собой. Неожиданно в вечерних новостях она увидела бывшего мужа, процветающего бизнесмена, предпринимателя, гордость их города! Анатолий упивался своим успехом, славой и рассказывал, как всего этого добился. Сам!

Нина разыскала его. Когда он увидел их на пороге своего особняка, он обомлел.

- Ты во что ребенка превратила! – прошипел он, усадив Рому на диван. – Я зачем тебе плачу столько лет!

Она молчала. А что тут объяснишь? Сытый голодного не разумеет. Да и виноватой она себя считала, что вовремя не взяла себя в руки, не перестроилась, не нашла в себе силы. Она лишь попросила забрать Рому на время ее лечения. Он согласился, обсудив этот вопрос с женой. Своих детей у них не было.

Нина собрала его вещи, Рома свой школьный портфель, и они расстались. Отец увез его на машине. Нина думала, что на время, но оказалось, что навсегда. Больше она сына не видела. Анатолий заявил, что вырастит его сам, не в нищете в отличие от нее. А если она посмеет обратиться в суд, то он вообще сделает так, что ее лишат родительских прав.

Нина умоляла его, но Анатолий был непреклонен: холоден, жесток и безжалостен. Несчастная мать караулила сынишку около школы, но его привозил и увозил на машине дородный детина, провожая до дверей.

-7

Она видела, как сын окреп, подрос. Часто наблюдала за ним со стороны. Отправляла ему поздравительные открытки, хотя понимала, что до Ромы они вряд ли доходят. А ночами рыдала в подушку, чувствуя себя беспомощной, одинокой и никчемной.

Особенно, когда бывший муж с семьей и с Ромой переехали в Испанию. И Анатолий даже проститься ей с сыном не дал. Она вообще о переезде узнала случайно. Это было самым страшным ударом для нее.

Здоровье на нервной почве стало все чаще и чаще подводить. Работала она на тот момент в небольшом офисе, освоила компьютер, зарабатывала неплохо.

Но вот почки все чаще и чаще давали о себе знать. Малейшая простуда или легкое переохлаждение, тут же, как следствие, воспалительный процесс со всеми вытекающими.

Наконец врач сказал, что дальше тянуть нельзя. Нужна операция, иначе можно вообще почки лишиться. Ищи тогда донора, а сколько это стоит, лучше не задумываться.

И вот она здесь после всех своих многолетних мучений, прооперированная, все такая же одинокая и в сущности никому не нужная.

- Нина Павловна, к вам посетитель, - вдруг услышала она и удивилась: кто бы это мог быть?

-8

В палату уже вошел рослый, красивый молодой мужчина! Ее сын!

- Мамочка, как ты? – спросил он. - Я приехал к тебе, а соседка сказала, что ты в больнице.

Плакать Нина не могла. Она беззвучно рыдала, глядя на свою кровиночку. Как же он вырос! Совсем взрослый. Роман помог ей поправиться, целыми днями просиживал у кровати. Они вспоминали прошлое.

- Мне отец говорил, что ты оставила меня ему, чтобы устроить свою жизнь, но я не верил. Вот, посмотри, я забрал его тогда с собой, - и он достал их дневник. – Я перечитывал его и знал, вернее понимал, что он забрал меня силой. Отец хотел, чтобы я забыл тебя, но я не забывал, мама.

Рома, повзрослев, писал ей письма, но они возвращались. Видимо, с адресом что-то напутал. Отец помочь отказался.

Но сейчас у Романа свой дом, хорошая работа, он преуспевает в жизни не хуже отца, и это только начало. И, став совсем самостоятельным, сын решил забрать мать к себе.

Нет, она не отказывалась. О таком счастье всего месяц назад она и мечтать не могла. Ее выписали из больницы с надлежащими предписаниями. Какое-то время заняло оформление документов, продажа квартиры. И, наконец, Нина простилась со своей прошлой жизнью навсегда. Сожгла все мосты.

Рядом был ее сын, уверенный в себе, совсем взрослый, хотя ему всего лишь за двадцать. Он увозил ее в свою жизнь, и она знала, что самое главное, что она сделала для него – это подарила доброе сердце и любовь, которую не смог отнять даже тот, кто крепко поставил его на ноги, дал образование, обеспечил. Ну и спасибо ему за это.

-9
  • Спасибо за прочтение! Буду признательна за ваши комментарии, отзыв и пожелания, дорогие читатели.
  • Подписаться на канал Ночная собеседница можно здесь 👈
  • Навигатор по каналу здесь 👈