Всё что ни делается — всё к лучшему.
Захотелось поразмышлять на эту тему, чтобы разобраться.
Эта мысль действительно может утешать в трудную минуту, но является ли она отражением действительности? Если кому-то оторвало ногу, если у кого-то обнаружили рак, если у кого-то умерли оба родителя в детстве... Конечно, человек может справиться, и даже какую-то силу приобрести благодаря тому, что он это преодолел и прошёл через испытания. Но все ли преодолевают? И какой ценой человек, который справился, получает эту свою силу? Все ли рады этой силе или предпочли бы обойтись без этих жестких уроков жизни? Ведь есть сильные люди, которым не пришлось справляться с такими тяжелыми испытаниями.
Можем ли мы всегда сказать, что это трудное тяжелое было во благо?
Люди нередко не выдерживают, люди теряют рассудок, наконец люди сводят счёты с жизнью. Как же здесь применить это “всё к лучшему?”
Да, многие события в жизни можно повернуть себе на пользу, а некоторые поворачиваются на пользу сами, из серии “не было бы счастья, да несчастье помогло”.
Но это не всегда так. Что же имеется в виду?
Это утверждение можно использовать и как оправдание бездействия.
Удобнее подумать, что в любом случае всё всегда к лучшему, а поэтому можно не исследовать ситуацию, свои возможности и ограничения, не анализировать свои ошибки, не менять своё поведение. Если всё что делается — к лучшему, значит можно не останавливать агрессора, не высказывать своё несогласие с несправедливостью, пустить жизнь на самотёк, не сдерживать обещания?
Понятие кармы предлагает широкий взгляд на то, что к чему приводит и всё ли приводит к лучшему. С точки зрения Буддизма действия, приносящие вред живым существам приводят к страданию, а действия, приносящие благо существам приносят счастье в будущем. Время между причиной и следствием может быть таким длительным, что нам кажется, что это просто злой рок, судьба или другие люди являются причиной наших страданий. Тем временем никто, кроме нас самих, не является причиной нашей боли или радости с точки зрения буддизма. Кстати, понятие кармы и перерождений хорошо логически объясняет изначально неравные условия при рождении у разных людей: здоровое или больное тело, семья, материальные условия, социальное положение, полезные или вредные склонности и так далее, — для буддиста всё это следствия прошлых поступков и тенденций.
Будда учил, что если с человеком случается несчастье, то это его карма, то есть последствия его прошлых недальновидных поступков. Если беда случилась, то эта негативная карма очищена и можно надеяться, что такое не повторится, если вновь не совершать глупостей. То есть действительно, всё что с нами случается плохого — хорошо, потому что очищает наше сознание от груза прошлых ошибок. Но это никак не гарантирует, что мы правильно отреагируем на случившееся и не наделаем новых ошибок, ведь мы привыкли винить в своих несчастьях кого-то другого. Например, человек может убить из жажды мести. Или в ответ на оскорбление подстроить обидчику увольнение с работы. Или убить себя, полагая, что нет смысла жить без возлюбленной. И получится, что то, что случилось, хоть и очистило сознание-хранилище от прошлой негативной кармы, но в итоге приведёт к ещё бОльшим страданиям (в долгосрочной перспективе), ещё больше негативных семян будет засеяно в ум и взойдет позже в виде несчастий. И значит, это уже не к лучшему.
Таким образом, эта народная мудрость действительно мудра, если понимать её правильно, то есть воспринимать беды как очищение, и не реагировать новыми недальновидными поступками. В конечном счёте от нас зависит, будет ли какое-то несчастье к лучшему, или мы только усугубим нашу участь. Хорошая сторона в том, что если мы будем реагировать правильно, то действительно всё будет к лучшему. Если не бросаться с моста потому, что нас оставил парень. Если не мстить за обиды, но и не потворствовать чьей-то агрессии. Если не отчаиваться из-за болезней и старости. Если не завидовать чужим победам, но достойно принимать поражение. И так далее.
Мы никогда не знаем что нас ждёт, как много глупостей мы совершали в прошлом и сколько из них ещё не вышли наружу в виде внешних событий или внутренних состояний из сознания-хранилища.
Прошлое уже не изменить. Что мы можем предпринять, так это отказаться от причинения боли и вреда другим насколько это возможно, и стараться приносить пользу и радость, даже в мелочах. Таким образом мы можем заботиться о своём будущем и уменьшать количество будущих страданий.
Так же Будда дал особые методы очищения сознания-хранилища при помощи медитации. Считается, что они помогают очистить негативную карму до того, как она созрела и привела к каким-то неприятностям.
О том, какие действия с точки зрения буддизма создают позитивную, а какие негативную карму, вы можете прочесть в моей заметке.
Я рассказала лишь маленький кусочек поучений о законе причины и следствия — карме, потому что сама для себя хотела понять, действительно ли всё что ни делается — к лучшему. Пока я это писала, я разобралась. Вы проследили ход моей мысли. Я не настаиваю на истинности того, о чём рассказала и не пытаюсь переубедить тех, кто не верит в перерождения и карму. Однако я надеюсь, что найдутся и те, кому эта информация окажется полезной.
Рисунок мой) Можете кстати заказать футболку с таким рисунком по ссылке
Автор: Полина Йоркувайт
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru