-«Сонь, это ты? Здравствуй, сто лет тебя не видела!» - окликнула заведующую научно-исследовательским отделом Орлову Софью Антоновну бывшая одноклассница-«Давненько ты не была в наших краях. К матушке погостить приехала?»
-«Здравствуй Анюта» - Софья зябко поёжилась -«Да, выбрались наконец-то»
-«А это что все твои?» - указала Анна на двух пареньков-подростков и трёх девочек-близняшек, которые стайкой жались к высокому темноволосому мужчине.
-«Мои» - улыбнулась Соня.
-«Ты же вроде не хотела детей, говорила наукой будешь заниматься, а теперь вон какая орава!» - всплеснула руками Анюта.
-«Не хотела» - повторила за ней София, и память унесла её далеко-далеко в ясный майский день много лет назад.
***
-«Ой, девочки, всё, ура, каникулы! Кто чем летом заниматься собирается?» - обратилась к подружкам Сонечка, задира и заводила, душа их дружной компании.
Небольшой, ведь четыре человека это немного. Немного, но зато какие четыре человека! Самые лучшие на свете! Самые близкие, самые задушевные Сонины подруги, Верочка, Надюшка и Любава.
Девочки вышли из душного класса с последнего в этом году урока и дружной стайкой направились к их небольшой речушке Илке. Тут они и расселись на пологом бережку, оживлённо беседуя, подставляя лицо щедрому майскому солнышку и наслаждаясь речной свежестью.
-«Я к дедушке на Алтай» -радостно сообщила Сонечка -«Он у меня в самой тайге живет, лесником работает. На охоту меня взять обещал, и стрелять научить! Почти два месяца у него на кордоне гостить буду, а потом на месяц к бабушке в Минск. А вы?»
-«Я с родителями в экспедицию на Байкал» - восторженно поделилась с подругами Веруня -«Прямо на сам остров Ольхон поедем изучать быт и обычаи местного населения».
-« А я к тётке в Севастополь на всё лето» - прощебетала Надюшка -«Накупаюсь, назагораюсь отдохну на год вперёд!».
-«А ты?» - обернулась Соня к круглолицей золотоволосой Любаше.
-«А у меня свадьба через неделю» - зарделась Любочка.
-«Ну, это мы знаем, сами туда приглашены» - загомонили девчата -«А потом что?»
-«Потом мы с Витей к его бабушке в Москву погостить поедем» - робко улыбнулась Люба.
-« Ух, ты! Здорово! В Москву!» - шумели подруги -«Люб, а не страшно тебе в семнадцать лет замуж выходить? Рано ведь ещё! А вдруг не поживётся? И как вам только разрешили, вы же оба ещё школьники!»
-«Нет, девочки, не страшно, я же не за кого попало, я же за Витю своего выхожу. Мы с ним как увидели друг друга, сразу оба поняли - вот она моя судьба! А, что разрешили, так на то причина есть, сами знаете»- Люба ласково поглаживала уже порядком округлившийся животик.
-«Ну, да» - вздохнула Верочка -«Это всё конечно очень трогательно, и дети -цветы жизни, но я так рано замуж не хочу. Успеется! Вот закончим на будущий год школу, и я в Новосибирский радиотехнический поступать буду. Выучусь, а там можно и пару карапузов завести!»
-«Ой, Верка, ты как всегда в своём репертуаре! В радиотехнический! Я в медицинский поступать буду, на детского врача выучусь. Люблю ребятишек, их у меня много будет, два сына и две дочери. Вот так! И ждать пока выучусь, не буду, когда родятся, тогда и родятся, нечего с этим делом тянуть» - мечтательно улыбаясь, сказала Наденька.
-«А я, девочки, вообще замуж не пойду, и детей не хочу заводить. Я науке себя посвятить решила! Выучусь на врача-эпидемиолога и буду заниматься исследованиями. Ведь сколько ещё в мире неизлечимых болезней!» - пылко заявила Соня.
-«Не получится у тебя» - загадочно улыбнулась Любушка -«Вон ты какая у нас красавица, да боевая такая, обязательно свою судьбу встретишь».
-«Нет, Любань, я твёрдо решила!» - помотала головой Сонечка -«А ты сама, что думаешь? Школу с нами будешь заканчивать или на год попозже? После школы, чем думаешь заняться?»
-«С вами, девочки. Пока я в школе, с малым бабуля моя подмогнуть обещала» - отозвалась Любушка.
-«Это баба Валя что ли?» - засмеялись девчата -«Которая как нас вместе увидит вечно шепчет -«Вера, Надежда, Любовь и матерь их София»? Странная она у тебя».
-«Да, не странная, набожная просто» - пояснила Любаша.
-«Ну, а после школы что?» - пытали девчата подружку
-«Как и мечтали, я в педагогический, Витенька в физико-технологический» - ответила Люба.
-«А малыш?» - спросили девчата.
-«Я же говорю, бабуля обещала помочь» - взглянула на подруг небесно-голубыми глазами Любушка.
***
Хорошо в тайге! Дышать, не надышаться! Кругом огромные сосны, красота! Дед обещание сдержал, брал с собой на охоту, научил стрелять. Внучка не подвела, на зависть метко в цель била, оно и понятно Демидовская кровь!
Вечерами за ужином, Соня рассказывала деду о своих планах, о жизни в их маленьком городке, о маме с папой, о своих подружках задушевных, о том, как весело отгуляли Любину с Витей свадьбу, о странной бабе Вале, в общем, обо всём. За стенами сторожки качали вековыми лапами высоченные, врезающиеся в самое небо деревья, и стояла благословенная тишина.
Хорошо в тайге! Только вот новости доходят до глухого лесного кордона, где никакие радиоволны не ловят, слишком поздно.
Информацию о случившемся привёз друг деда, который причалил к их берегу на моторке.
-«Война! Война, Лёнька, будь она не ладна!» - прямо из лодки закричал он.
Домой, домой надо - рвалась Сонина душа, но поробуй, купи враз билеты на поезд, не получится!
-«Обожди, Софушка, авось придумаем что-нибудь» - ободрил её дед.
Ждать пришлось долго, домой Соня попала в первых числах августа. Шагнула на родной порог и сразу дурные новости за сердце схватили.
-«Сонюшка» - кинулась ей на грудь мама - «Дочушка, живая! А я тут с ума схожу! Отца забрали, Юру и Колю тоже, фрицы проклятые всё прут и прут, и о тебе нет вестей».
-«Мам со мной всё нормально, выбраться оттуда просто никак не могла» - обнимала маму Соня.
-«Сонька! Приехала!» - залетела в дверь Верочка, Надюшка прибежала следом.
-«Девочки я в порядке, а Любка наша как? Вернулась?» - спросила у девчат Соня.
-«Вернулась» - девчонки резко замолчали.
-«Хорошо»- обрадовалась Сонечка -«Пойдёмте к ней, повидаемся».
Девчата молча смотрели на Любу, она улыбалась им с памятника так же нежно, совсем как раньше.
-«Они же у бабки гостили, уехать сразу не смогли, только потом, когда в эвакуацию попали. Любаша там прямо в эшелоне родила, потом бомбёжка, их обоих сразу и Любу, и Витю. Только Витина бабушка с младенцем уцелели. Бабку ранило сильно, она малого привезла и вслед за ними ушла. Парнишка у бабы Вали сейчас, слабенький очень, раньше срока родился, вон Надюха наша им помогает» - рассказывала Вера.
-«Как назвали?» - проглотив ком спросила Соня.
-«Марсель, Марик, как Люба хотела» - вздохнула Надюшка -«А баб Валя его Мишенькой кличет».
***
Марик выкарабкался. Девчата закончили школу. Война и не думала заканчиваться.
-«Надь, ты чего опаздываешь? Договорились же в два у Любаши встретиться» - выговаривали девчата запоздавшей подруге.
-«Девочки я на фронт санинструктором ухожу» - выдала запыхавшаяся Надежда.
-«Я тоже ухожу» - подняла на подруг глаза Вера.
-«И я» - эхом отозвалась Соня.
Надюшка обвела всех глазами -«Значит в следующий раз навестим Любашку когда закончится война. И давайте обязательно писать друг другу!»
***
В июне 1945 года снайпер Софья Демидова вернулась в родные края.
-«Здравствуй Любаша, ну, вот и свиделись. Видишь, как меня война потрепала, контузия, один глаз почти ослеп, хромота после ранения до конца жизни останется. Много народу Ржевская мясорубка перемолола. Одно хорошо – в плен я не попала, а могла. В тот день я только-только на лёжке своей снайперской устроилась, и тут бабах, накрыло взрывной волной.
Очнулась уже в лесу, в отряде. Наши, оказывается отступили, меня мёртвой посчитали, так и оставили, где лежала. Фрицы тоже за убитую приняли, нашли меня партизаны, когда с вылазки возвращались. Выходили, подлечили. Вокруг тогда ужас что творилось, фашисты целыми семьями людей вешали, за подозрение в связи с партизанами. Пришли мы как-то в одно село, фрицы его уже оставили под натиском наших войск. Смотрим тело истерзанное, изуродованное висит. На спине звезда вырезана, глаза выколоты, кисти отрублены. Женщина-селянка подошла, сказала, что это девочка-радистка в тыл к немцам заброшенная. Фашисты её дня три пытали, истязали, а она молчала, ничего им не сказала.
-«Ребёнок ведь совсем, а выстояла, ни слова не проронила!» - причитала женщина –«И родным о гибели не сообщить. Имени-то её никто не знает! Так и останется безымянной могилка».
-«Её зовут Нефёдова Вера Алексеевна» - я упала на колени и зарыдала. Да, Люба, это была Верочка! Лютую смерть приняла подруженька наша!
С Надюшей встретиться не довелось. Знаю только, что санинструктор Надежда Васильевна Вострякова в сентябре сорок третьего пала смертью храбрых под городом Брянском. Семь человек солдатиков в том сражении с поля боя вынесла, восьмого не успела, настигла её фашистская пуля.
За девочек наших я отомстила, ты не думай! После контузии меня комиссовать хотели, но я отказалась категорически! Да, один глаз почти не видит, но второй-то зрячий! Вернулась на фронт, до самой победы этих нелюдей била!
Победили мы, Любушка, вот пришла к тебе, как и договаривались, одна только, прости уж!» - Соня всхлипнула, но слёзы сдержала -«За сыночка не волнуйся, нашла я его, забрала из детского дома, со мной Марик теперь будет, пухом земля твоей бабе Вале».
***
Воспоминания вихрем пронеслись в голове женщины.
-«Не хотела» - повторила она –«Боженька дал».
-«Ты ж не верила никогда!» - улыбнулась Анна, глядя на пожимающую плечами Соню-«Кстати, мама твоя говорила, что после ранения ты родить никогда не сможешь, не иначе чудо случилось! Как их зовут хоть, ребятишек твоих?»
-«Это Марсель, старшенький»- представила Соня.
-«Марсель? Неужели Любы Красавиной сынок?» - ахнула Аня.
Соня кивнула. Не стала она рассказывать бывшей однокласснице как долго искала, но все-таки нашла в одном из детских домов истощенного, умирающего от голода и кори парнишку, как выхаживала его и как первый раз, подняв глаза к небу горячо взмолилась –«Помоги, прошу тебя! Помоги!». Перед глазами встала шепчущая -"Вера, Надежда, Любовь и матерь их София» - баба Валя.
-«Девочки, Вера, Надя, Люба, выручайте!» - воскликнула Соня, и снова глаза к небу -«Помоги, помоги, прошу тебя!»
И он помог, Марик выжил. Только уже не отлипал от неё совсем, даже на лекции в институт, в который она поступила сразу после войны, приходилось его брать с собой. Он сидел молча, вцепившись ей в рукав тоненькими пальчиками. Так они и учились весь первый курс. На втором она познакомилась с Володей, у него был Алёшка, сын его сестры. Единственный из многочисленного семейства Орловых, выживший в блокадном Ленинграде.
-«Сонь, выходи за меня» - уже через месяц знакомства предложил он.
-«У меня Марик на руках, я контуженная, хромая, слепая на один глаз, и я никогда не смогу родить тебе ребёнка» - сурово мотнула головой Соня.
-«У тебя самая красивая душа из всех, кого я знаю» -взял её за руку Володя –«А дети у нас уже есть - Алёша и Марсель».
Через три года после скромной свадьбы случилось чудо –Соня забеременела, Володя летал как на крыльях.
-«Надо прерывать» - в голос твердили врачи –«Это смертельно-опасно!».
Соня снова молилась, просила помочь, пошла в церковь, там впервые и увидела икону с изображением женщины и трёх девочек. Упала на колени и просила, просила, просила.
И он помог, девочки родились маловесными, но абсолютно здоровыми. Она снова пошла в церковь, плакала и шептала –«Спасибо, спасибо, спасибо, спасибо!»
Но, ничего этого Соня однокласснице рассказывать не стала, просто сказала
-«Это Алёша, Володин племянник, а это наши Верочка, Надюшка и Любаша. Ладно Анюта, до свидания, пойдём мы, устали с дороги».
-«До свидания» - эхом отозвалась Анна, и глядя им вслед тихонько перекрестила их, прошептав–«Храни вас Господь! Вера, Надежда, Любовь и матушка их София».