Чтобы выжить. Россия, 1992. Режиссер Всеволод Плоткин. Сценаристы: Елена Караваешникова, Всеволод Плоткин, Александр Аристов. Актеры: Владимир Меньшов, Сергей Векслер, Александр Розенбаум и др.
На общем фоне российских боевиков, снятых наспех и кое-как, фильм Всеволода Плоткина «Чтобы выжить» выглядит чуть ли не шедевром.
Главарь бандитов Джафар в колоритном исполнении Александра Розенбаума привлекает не только своим темпераментом, но и интеллектом. Чего стоит одна его ироническая усмешка. Усмешка человека, отлично понимающего разницу между Добром и Злом, и сознательно выбравшего Зло, чтобы оказаться среди сильных мира сего, чтобы выжить...
Выступая в роли основного противника Джафара, Владимир Меньшов, понятное дело, находился в трудном положении: надо было во что бы то ни стало избежать «образцово-показательной» положительности, сохраняя при этом человеческое обаяние. И в принципе ему это, на мой взгляд, удалось.
Быть может, лучшая сцена фильма — вертолетная дуэль между персонажами Александра Розенбаума и Владимира Меньшова, заставляющая временами вспомнить «Синий гром» (1982) Джона Бадэма. На моей зрительской памяти, до сих пор никому из отечественных режиссеров не удавалось сделать подобный эпизод со столь профессиональным знанием технологии спецэффектов.
Александр Федоров, киновед
Чувствительный милиционер. Украина-Франция, 1992. Режиссер Кира Муратова. Сценаристы: Кира Муратова, Евгений Голубенко. Актеры: Николай Шатохин, Ирина Коваленко, Наталья Раллева, Дарья Коваль, Юрий Шлыков и др.
Предыдущий фильм Киры Муратовой «Астенический синдром» был жестким, даже беспощадным, бескомпромиссным в своей эстетике и лексике. «Чувствительный милиционер» — стилистическая тому противоположность: нарядная изобразительная условность гармонично дополняет здесь сказочную условность сюжета.
...Симпатичный молодой милиционер Анатолий однажды ночью находит в капусте младенца и хочет его усыновить... Фабула фильма взята словно из полузабытого отечественного кинематографа конца 1950-х — начала 1960-х, когда в ходу были истории о милых влюбленных и обаятельных малышах.
На первый взгляд, «Чувствительный милиционер», в самом деле, может показаться наивной, светлой лентой о добрых человеческих чувствах, о том, как в исправно выполнявшем свой служебный долг герое просыпаются любовь и сострадание.
Но Кира Муратова и в этой картине остается верна себе. Ее фильм — тонкая стилизация, причудливая игра с жанром мелодрамы, сказочными архетипами, мифологией.
Сновиденческие повторы одних и тех же реплик, поступков, движений, иронические цитаты, эксцентрические выверты персонажей. Во всем этом нельзя не ощутить связи с предыдущими работами режиссера.
Легкая прозрачность этой ленты, быть может, стала сюрпризом для тех, кто ожидал от Киры Муратовой «Астенического синдрома-2». Но ее дар всегда был непредсказуем, оригинален, мобилен. Кому-то кинематограф Муратовой кажется манерно-эстетским, а кому-то — чарующе-талантливым...
Александр Федоров, киновед