Найти тему

Готовим открытый урок. Часть 1. Не репетируем, а планируем и импровизируем

Оглавление

В своей недавней публикации я писала об ошибках открытых уроков. Этой статьёй я открывают серию материалов о том, как избежать этих ошибок и подготовить хороший открытый урок.

Ошибка 1

Отрепетированность открытых уроков.

В чём проявляется?

Учителя заранее определяют, кто из учеников на какой вопрос будет отвечать, кто какое задание станет выполнять. Дети заучивают готовые ответы и решения и приходят на урок полностью “подготовленными”.

Почему это плохо?

  • Урок перестаёт выполнять свою основную функцию – обучающую. Ученики на нём не узнают ничего нового. Это урок-пустышка.
  • Теряется эффект новизны, неожиданности. Не происходит открытия новых знаний. У детей нет интереса, у урока – результата. И гостям, присутствующим на открытом уроке, это хорошо видно.
  • Урок перестаёт быть живым. Всё происходит механически, заученно. Учителя “деревянные”, ученики скованные, испуганные. Все боятся отступить от сценария (как бы чего не вышло!), и открытый урок превращается в плохо поставленный спектакль.
  • Любая неожиданность (а ведь обязательно произойдёт что-нибудь незапланированное!) сломает заранее отрепетированное действие, и урок посыплется. А ведь таких непредвиденных ситуаций много: заболел ребёнок, ученик забыл слова, учитель от волнения что-то перепутал, в ход урока вмешался кто-то из гостей, например, завуч.

Я помню случай, произошедший однажды у меня на открытом уроке, который я давала в рамках областного этапа конкурса “Учитель года”. Один из членов жюри засомневался, что есть такое слово “планетный”, встал посреди урока, подошёл к полке со словарями, нашел словарь Тихонова и стал в нём рыться. Кстати, нашёл-таки и вопрос был снят.

Зачем учителя репетируют уроки?

Понятно, что каждому педагогу хочется, чтобы открытый урок прошёл на высшем уровне, ведь от этого может многое зависеть: репутация, аттестация, место в конкурсе и т.д. Но есть факторы, которые могут “подорвать” или “провалить” урок. И их немало. Вот некоторые:

  • учитель опасается, что дети по каким-то причинам не смогут ответить на вопросы или не справятся с заданиями;
  • у учителя слабый класс, от которого трудно ожидать хорошей работы на обычном-то уроке, не то что на открытом;
  • в классе тревожные, робкие, ранимые дети, которые могут растеряться от присутствия посторонних людей;
  • сам учитель очень тревожный или ещё недостаточно опытный и боится что-то забыть или перепутать во время урока;
  • учитель даёт урок в чужом классе и в чужой школе (обычно это конкурсные уроки);
  • учитель боится не уложиться во время.

Как обойтись без репетиций?

Дам несколько советов, которые помогут избежать необходимости разучивать урок заранее.

Совет 1. Берите для открытого урока изучение новой темы.

Я знаю, что многие педагоги предпочитают, наоборот, уроки обобщающего повторения, так как их можно сделать более интересными. Однако, на мой взгляд, уроки-открытия новых знаний более выигрышные. Да, им нельзя придать игровую форму (типа “Счастливый случай” или “Кто хочет стать миллионером?”), зато они имеют ряд других преимуществ:

  • если ваши ученики слабые и не очень хорошо усвоили предыдущие темы,то это не бросится в глаза гостям урока;
  • на уроке изучения нового можно продемонстрировать гораздо больше методических техник;
  • детям будет интереснее узнавать что-то новое, чем “пережёвывать” уже изученное;
  • урок изучения нового легче сделать проблемным, на котором ученики будут решать проблемные задачи и самостоятельно (под вашим чутким руководством, конечно) добывать новые знания, что соответствует требованиям ФГОС.

Совет 2. Составьте чёткий план урока.

Запишите его в удобной для вас форме. Никакой воды, никаких лишних фраз типа “Здравствуйте, ребята”, “Ответьте, пожалуйста, на вопрос” или “Вы большие молодцы”. Поверьте, даже самый неопытный учитель, сможет сказать эти слова без шпаргалки.

Ваш конспект должен представлять собой лаконичный чек-лист (прошу прощения у противников заимствований за употребление этого слова), в котором чётко прописаны этапы урока, задания, ваши действия. Всё остальное (УУД, деятельность учеников, формы работы и т.д.) оставьте в технологических картах-простынях для проверяющих.

Оформите свой план в привычной для вас форме – печатной или рукописной. Это очень важно, потому что непривычный формат может выбить вас из колеи и вы потеряетесь в стрессовой ситуации открытого урока. (К примеру, я предпочитаю печатный текст на листе А4, но для кого-то конспект в тетрадке гораздо удобнее, и это нормально).

Такой продуманный план без излишеств не даст вам во время урока сбиться и сломать логику занятия.

Совет 3. Упростите задания.

Это не значит, что вы должны предлагать ученикам только простые упражнения репродуктивного характера. Упростите не сами задания, а их форму и способ выполнения. Лучше сделать небольшие рабочие листы для каждого ученика (один раз на открытый урок можно потратиться), в которых дети смогут быстро работать каждый в своём темпе.

Избегайте заданий типа “спишите”. Они неинтересны и занимают много времени. (Это я говорю только про открытые уроки, на обычных, конечно, их надо использовать!) Лучше давать задания типа “выпиште”, “вставьте”, “подчеркните”, “вычеркните”, “найдите и закрасьте”, “соедините стрелками”, “заполните пропуски” и т.д.

Подобные задания более интересны ученикам, выполняются быстрее, позволяют сделать урок насыщеннее, динамичнее, что и нужно для открытого занятия.

Если в классе слабые ученики и вы опасаетесь, что они не справятся с упражнениями, то используйте для решения этой проблемы проверенные приёмы:

  • делайте подсказки к упражнениям (например, “Слова для справок”, “Правило-подсказка”, “Образец” и др.);
  • на отдельных карточках давайте ответы для самопроверки;
  • разрешите ученикам по мере выполнения заданий задавать вам вопросы;
  • организуйте парную или групповую работу, даже слабые ученики вместе справятся лучше, чем поодиночке, ведь одна голова хорошо, а две (или несколько) лучше;
  • делайте краткие разборы решений после выполнения, используя ошибки учеников как материал для отработки правил.

Совет 4. Создайте позитивный настрой.

Во-первых, никогда не начинайте открытый урок словами типа “У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости, давайте покажем им, как мы знаем русский язык (литературу)”. Это усилит напряжение и волнение. Предупредите ребят о гостях заранее, проинформируйте их об этом очень спокойно, буднично, без “пугалок”. Ни в коем случае не просите их “не опозориться и не опозорить” вас. Просто скажите: “У учителей принято обмениваться опытом работы, для этого они ходят друг к другу на уроки, поэтому у нас на уроке будут гости. Постарайтсь не обращать на них внимания и ведите себя как обычно”.

Во-вторых, чтобы снять волнение и напряжение, начните урок с чего-то позитивного: небольшой игры, загадки, ритмической разминки, дыхательной или речевой гимнастики, шутки или мема. И, конечно, улыбайтесь. Улыбка – признак дружелюбия и открытости, она успокаивает.

В-третьих, не ругайте учеников, если они ошиблись в чём-то. Ошибка – это не позор. Ошибка – это даже хорошо, если её проработать, разобраться в причинах, восполнить пробелы в знаниях или способах действия. Опасна только та ошибка, которая осталась без внимания, потому что она закрепляется и становится постоянной. (И это касается не только открытых уроков!)

Совет 5. Отрепетируйте урок.

Вы удивились? Как так? Я вас призываю не репетировать уроки и тут же советую обратное?

Дело в том, что открытый урок не надо заранее разучивать с тем классом, в котором вы будете его проводить. А вот “прогнать” его в другом классе очень даже полезно. Например, если вам предстоит дать открытый урок в 5 “А”, то апробируйте его на 5 “Б”. Если у вас нет второго класса из параллели, то попросите разрешения у коллеги провести урок с его учениками.

Если у вас конкурсный урок в чужой школе, то сам бог велел порепетировать на своём классе.

Почему это полезно? Конечно, уровень классов разный, но во время такого “прогона” вы можете понять, уложитесь ли вы во время, подходят ли подготовленные вами задания, есть ли у учеников сложности в понимании темы, все ли выбранные вами методы и приёмы эффективны, и что-то скорректировать в вашем плане.

Совет 6. Импровизируйте.

Что-то во время открытого урока пошло не так? Дети ответили не то и не так, как вы от них ожидали? Не успеваете выполнить всё, что запланировали? Случайно пропустили какой-то элемент урока? Ничего страшного!

Поверьте, никто, кроме вас, не знает, что написано в вашем конспекте (если, конечно, вы заранее не раздали гостям буклеты с подробным планом своего урока – кстати, не рекомендую этого делать).

Не бойтесь пропустить пару-тройку заданий, если у вас не хватает на них времени, отвлечься от небольшую дискуссию по возникшему проблемному вопросу или на разъяснение того, что дети не поняли. Старайтесь придерживаться общего плана, но не стесняйтесь импровизировать и иногда “сворачивать” в сторону от основного маршрута, потом обязательно возвращаясь на “главную дорогу”. Порой импровизация даже может стать “изюминкой” вашего открытого урока.

Надеюсь, мои советы помогут вам обойтись без репетиций и разучиваний с детьми открытых уроков.

В следующих публикациях расскажу о том, как можно избежать других распространённых ошибок при подготовке к открытым урокам.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК.