Неувядающая классика жанра фильмов "про мошенников". Неувядающая потому, что увядать некуда, - фильм снят в 1973 году, а действие происходит в 30-х годах. То есть, фильм сделан в стиле "ретро", в нем с любовью воссоздаются приметы ушедшей эпохи. И, благодаря выдающейся операторской работе и работе художников, эпоха выглядит очень стильно, отличается теплыми тонами.
Но, конечно, в первую очередь "Афера" полюбилась миллионам зрителям за счет остроумного сценария и блестящей игры Пола Ньюмана и Роберта Редфорда (фильм также является краснознаменной классикой жанра "бадди-фильм", то есть, фильмов о приятелях, на долю которых выпадают опасные приключения, испытывающие их дружбу).
Дуэт Ньюман-Редфорд уже блистал в ревизионистском вестерне "Бутч Кэссиди и Санденс Кид" (1969), также снятом Джорджем Роем Хиллом. Но если тот фильм довольствовался четырьмя "Оскарами" (в том числе за лучший сценарий), то "Афера" завоевала аж семь трофеев (помимо сценария, еще и за режиссуру, а также как лучший фильм года).
Молодой мошенник Хукер (Редфорд) работает в паре с пожилым Лютером. Как-то раз они случайно грабанули курьера Лонегана, а тот - бандит крутого нрава, при больших деньгах, очень жадный. Подручные Лонегана убивают Лютера, но Хукер спасается. Одержимый местью, он приходит к старому товарищу Лютера, матерому шулеру и аферисту Гондорфу (Ньюман), и предлагает развести Лонегана на реально большие бабки.
- Почему ты просто не убьешь его? - спрашивает Гондорф.
Но Хукер - не убийца.
И они замышляют грандиозный план мести, в который Гондорф вовлекает массу знакомых мошенников.
Для начала шулер Гондорф обыгрывает шулера Лонегана в покер в поезде, забрасывает, так сказать, наживку, причем не одну, а целых три, играя на слабостях Лонегана.
Он выдает себя за владельца букмекерской конторы, и Лонеган намеревается отомстить ему, разорив его контору. В этом Лонегану должен "помочь" Хукер, который выдает себя за подручного Гондорфа, который тоже хочет отомстить алчному Гондорфу, при этом знает, как.
Также в действии фигурирует ФБР, которое пытается прищучить Лонегана, и полиция, которая пытается прищучить Хукера. Это, наверное, первый фильм, в котором показано столкновение полиции с ФБР, что впоследствии будет использоваться в Голливуде сплошь и рядом (даже в культовом "Твин Пикс: Огонь иди со мной").
В общем, замес крутой!)
Также, конечно, надо отметить саундтрек, в котором Марвин Хэмлиш реанимировал рэгтайм, предтечу джаза, в начале ХХ века звучавший повсеместно. Лейтмотивом звучит классический регтайм Скотта Джоплина The Entertainer (вспомним, кстати, наш "Мы из джаза": пахан в исполнении Евгения Евстигнеева, побывав в Америке, полюбил регтайм). Причем к 30-м годам, когда происходит действие фильма, регтайм уже никто не слушал)
"Афера" - во всех отношениях шикарный фильм. Он шикарно поставлен и в нем шикарно разводят)
Оценка: 9,5 из 10.
Режиссер: Джордж Рой Хилл
Сценарий: Дэвид С. Уорд
Оператор: Роберт Сёртис
Композитор: Марвин Хэмлиш
В главных ролях: Пол Ньюман, Роберт Редфорд, Роберт Шоу
В ролях: Чарльз Дёрнинг, Рэй Уолстон, Айлин Бреннан, Харольд Гулд, Джон Хеффернан, Дэна Элкар, Джек Кихоу.
Интересные факты о фильме:
- Производственный период: 22 января – апрель 1973.
- Главной литературной основой, вдохновившей Дэвида С. Уорда, была книга Дэвида У. Морера «Большой жулик», выпущенная в 1940 году. В этой книге были описаны легендарные шулера первой четверти ХХ века, чьи имена возродились в таких персонажах фильма, как Генри Гондорфф, ДжейДжей Синглтон, Малыш Твист и Эдди Найлс.
- Уорд писал сценарий сразу с расчетом на Роберта Редфорда. Но актеру не очень понравилась роль Джонни Хукера, и он отказался. И даже когда он изменил решение, все еще не был уверен, что фильм получится.
- Если бы Редфорд не передумал, Хукера сыграл бы Джек Николсон.
- Уорд вкратце пересказал своим продюсерам, о чем будет фильм, но отказался раскрывать финал, пока не допишет сценарий до конца.
- Сценарий Уорда случайно попался на глаза Джорджу Рою Хиллу. Хилл моментально ухватился за него и сразу же пригласил в проект Пола Ньюмана.
- В течение двух лет мэр Чикаго Ричард Дж. Дэйли отказывался пускать в город киношников, если они собирались рассказать о Чикаго что-нибудь негативное. Тем не менее, он сделал исключения для создателей «Аферы», пустив их на три дня.
- Как вспоминала в своей биографии костюмер фильма Эдит Хед, голубоглазые Редфорд и Ньюман оба требовали одеть их героев в голубые рубашки – чтобы подчеркнуть цвет глаз. Удалось прийти к компромиссу – актеры появляются в фильме «в голубом» по очереди.
Читайте также на моем канале: