После поминок по вестерну ("Дикая банда" фильм Сэма Пекинпы), жанр возродился как птица-феникс в прекрасной картине Джорджа Роя Хилла "Буч Кэссиди и Санденс Кид".
В ревизионистском вестерне Хилла отчетливо видна эпоха 60-х, кроме того, он полемизирует с фильмом Артура Пенна "Бонни и Клайд", в свою очередь перевернувшим жанр гангстерского кино с ног на голову. Грабители банков Буч Кэссиди и Санденс Кид находятся по ту сторону закона точно так же, как Бонни и Клайд, но кроме этой точки соприкосновения между ними нет ничего общего. Буч и Санденс – не убийцы. Как только они поневоле превращаются в убийц, их жизнь покидает легкость, удача, они камнем идут на дно.
А насколько разнятся финалы картин! Оба фильма заканчиваются потерей не только свободы – жизни, поскольку жизнь без свободы для героев немыслима. Но если Пенн смакует гибель своих героев, показывая, как их расстреливают чуть ли не в клочья, Джордж Рой Хилл ставит упреждающий стоп-кадр: команды "огонь" и бесконечные выстрелы звучат уже за кадром. Похоже, что Артур Пенн понял, какие претензии выдвигает ему Хилл, и с удовольствием поднял перчатку, ответив через год нестандартным вестерном "Маленький большой человек".
Фильм "Буч Кэссиди и Санденс Кид" снят легко, изящно, с юмором и пронизан таким лиризмом, какого не было никогда в суровом жанре о переселенцах, ковбоях, бандитах, индейцах и паровозах. Собственно, никому даже в голову не приходило подойти к вестерну с такого боку.
В фильме звучит музыка Бёрта Бакарака, больше соответствующая какому-нибудь французскому мюзиклу типа "Девушек из Рошфора" (композитор Мишель Легран) или романтическим мелодрамам типа "Мужчины и женщины" (композитор Франсис Лей).
А сцена, в которой Пол Ньюман катает Катарин Росс на велосипеде, а потом показывает акробатические фокусы, стала хрестоматийной, – как и песня Бакарака "Raindrops Keep Fallin' on My Head", под которую это действо происходит. Перед отъездом банды в Боливию, Пол Ньюман отталкивает от себя велосипед и тот падает в канаву. Крупный план, достойный европейского кино: крутится колесо, мелькают спицы под дождем, о блестящую поверхность ручья дробятся капли.
При всем при этом фильм великолепно снят именно как вестерн: красивейшие пейзажи, просторы, поезда, ограбления, беготня на своих двух и конные погони.
Фильм запоминается надолго за счет идеально выдержанного баланса между грустным и веселым, между лирикой и экшном. Особый аромат этому букету придает ловко смонтированное слайд-шоу "старых" черно-белых фотографий, подчеркивающих, что все, что показано на экране – правда, подтвержденная фотодокументами.
Оценка: 8,5 из 10.
Режиссер: Джордж Рой Хилл
Сценарий: Уильям Голдмен,
Оператор: Конрад Л. Холл,
Композитор: Берт Бакарак.
В главных ролях: Пол Ньюмен, Роберт Редфорд.
В ролях: Кэтрин Росс, Стразер Мартин, Генри Джонс, Джефф Кори.
Интересные факты о фильме:
- Редфорд назвал в честь своего персонажа приобретенное на гонорар от фильма горное поместье, где впоследствии возник одноимённый горнолыжный курорт. Теперь там проходит основанный Редфордом американский фестиваль независимого кино "Санденс".
- Сестра настоящего Буча Кэссиди очень часто присутствовала на съемочной площадке фильма и охотно рассказывала про своего брата. После того как работа над фильмом закончилась, она даже согласилась сняться в рекламе картины за символическое вознаграждение.
- На самом деле преступная группировка Роберта Лероя Паркера (Буч) и Гарри Алонсо Лонгбау (Сандэнс) называлась "Дикая банда". Но так как ранее в том же году вышел другой фильм с таким названием, авторы "Буча Кэссиди и Сандэнса Кида" решили переименовать банду в своем фильме на "Дыру в стене".