Чаще всего иностранцев в японском супермаркете удивляет то, что фрукты и ягоды продаются поштучно. Такая сортировка фруктов объясняется прежде всего ценой, а также отношением самих японцев к этим дарам природы. Как так получилось, что в Японии фрукты по цене порой наравне с ювелирными украшениями?
Немного истории
Прежде всего, своеобразное отношение к фруктам и ягодам можно объяснить географически: местность в Японии гористая, почти 80% суши покрыто горами, территорий, подходящих для занятия земледелием, мало. Конкурируя с потребностью в выращивании риса, а позднее и пшеницы, фрукты трезво оценивались только как дополнительный источник питания, поэтому и земли для них отводилось меньше.
Даже само слово «фрукты» появилось в Японии сравнительно недавно. Ещё в эпоху Эдо (1603—1868 гг.) сочные плоды деревьев относили к категории сладостей и называли 水菓子 мидзугаси «водяные десерты».
Например, мандарин, на японском микан, иероглифами записывается как 蜜柑, что можно перевести как «дерево, сладкое, как мёд». Дело в том, что мандарин в Японию завезли из Китая более 400 лет назад. Он оказался гораздо слаще цитрусовых юдзу и судати, которые были в Японии до этого, поэтому в названии и указывают на его сладость.
Так и получилось, что отношение к фруктам сформировалось такое же, как к сладостям. Фрукты считались признаком достатка, их подавали в небольшом количестве, не стыдно было и преподнести фрукты в качестве подарка. Традиция дарения фруктов сформировалась ещё в XIV веке, когда подчинённые сёгуна дарили ему дыни или мандарины в знак уважения и преданности.
Как выращивают фрукты сейчас
Раз фрукты — предмет роскоши или подарок, то и выглядеть они должны роскошно, чтобы и вправду не стыдно было их подарить. Поэтому земледелие в Японии нацелилось не на количество, а на качество. При выращивании большое внимание уделяют внешнему виду (всем известны японские арбузы необычной формы), но и о вкусе не забывают.
В туристических гайдах по Японии всегда советуют попробовать местные фрукты и убедиться в том, что они гораздо вкуснее тех же самых фруктов в остальном мире.
На удивление, выращиванием фруктов зачастую занимаются частные японские фермеры. И они подходят к этому со столь типичной японской педантичностью! Выращивание становится очень трудоёмким процессом, требующим гораздо больше действий, чем если бы фрукты растили в промышленных масштабах. Вся причина в том, что фермеры стараются относиться к фруктам прямо-таки с индивидуальным подходом.
Приведём пример. Производимая в Японии белая клубника 初恋の香り хацукои-но каори (дословно «запах первой любви») такая белая из-за того, что её выращивают в темноте. Обычно появляющийся на солнце красный пигмент не активируется, и ягоды остаются белыми.
Другой тоже небезызвестный пример — это мускусные дыни, выращиваемые в префектуре Сидзуока. Их растят в теплицах, где температура контролируется. Чтобы солнце не опалило ни один из боков, на каждую дыню сверху надевают картонную «шапочку».
Такие фрукты можно купить за сравнительно невысокую цену на фермерских рынках недалеко от самих ферм. Однако их обычная цена в магазинах порой может быть очень и очень высока. Если средняя цена дыни составляет около 3000 иен (около 2000 российских рублей), то идеально выращенные образцы королевских дынь из Сидзуоки могут стоить 40 000 иен, это примерно 26 000 российских рублей.
Сезонность фруктов
Ещё одна причина дороговизны фруктов и ягод в Японии — это сезонность. Да, в любых других странах точно так же разные дары природы зреют в разное время, однако в Японии внимание смене сезонов уделяется просто огромное. Рынок в стране подстраивается под это, продавая товары только в определённый отрезок времени, причём ограниченный. Некоторые продукты вообще продаются только один сезон и больше никогда уже не появляются на полках магазинов. Влияет сезонность и на ассортимент фруктов и ягод. Ниже представлен небольшой список самых популярных в Японии фруктов и ягод, которые можно купить только в определённый сезон.
Клубника
период созревания: декабрь — май
Помимо клубники «Запах первой любви» в Японии выращивают множество сортов клубники разных цветов и размеров. Обычно чем дороже ягоды, тем они больше и тем насыщеннее у них вкус. За 20 ягод можно спокойно отдать около 6500 иен (4200 руб). А на некоторые фермы за отдельную плату (примерно 1500 иен, что составляет около 990 рублей) можно прийти просто чтобы поесть клубники, один сеанс составляет полчаса. Правда, выносить за пределы фермы ягоды нельзя.
Черешня
период созревания: май — июль
За черешней ухаживать сложнее, поэтому период их плодоношения короче, чем у клубники. Тем не менее, на черешневых фермах, так же как и на клубничных, есть акция «ешь сколько влезет», в рамках которой за специальную плату можно прийти и поесть ягод. Черешня в основном похожа на ту, которую едят в России: есть и ярко-алые, есть и жёлтые ягоды.
Дыня
период созревания: май — сентябрь
Как вы уже поняли, в Японии выращивание дыни — это целое искусство. Поэтому дыни неимоверно дорогие, но при этом и высочайшего качества. Но не стоит переживать, дыню всё же можно найти и купить, не прорывая ужасающую дыру в бюджете. К тому же наша любимая акция «ешь сколько влезет» проводится и на фермах с дынями.
Арбуз
период созревания: май — август
В Японии арбузы могут быть всех размеров и форм. Встречаются арбузы размером и с кокос, и с пляжный мяч; есть и треугольные арбузы, и арбузы в форме сердечка. Традиционная для нас форма шара считается в Японии несколько старомодной, здесь любят арбузы-кубики. Эти большие ягоды не такие дорогие, их можно спокойно приобрести за 2000-3000 иен (1200-1800 рублей).
Персики
период созревания: июнь — сентябрь
Говорят, японцы просто помешаны на персиках. Даже если для персиков не сезон, можно найти напитки со вкусом персика, сладости, пирожные и даже персиковую Кока-колу (опять же, сезонный продукт). Персики также можно найти в персиковых садах, как с ягодами и дыней, продаются они и в супермаркетах.
Виноград
период созревания: июль — декабрь, но лучшее время для еды — с августа по сентябрь
В Японии много сортов винограда, но есть два известных на весь мир. Первый — виноград Кёхо. Ягоды этого сорта очень большие и тяжёлые, тёмно-фиолетового, почти чёрного цвета, очень сочные, с ярко выраженным вкусом.
Второй сорт — Шейн Мускат. Он, наоборот, светло-зелёный, ягоды его чуть меньше по размерам, чем Кёхо, но они тоже очень сочные и сладкие.
Хурма
период созревания: сентябрь — декабрь
Хурма — один из любимых осенних фруктов. Она очень полезна, так как содержит в себе витамины С, А и клетчатку. Японская хурма очень сладкая, хрустящая, но при этом сочная. Хурму также сушат, получается блюдо под названием хосигаки (сушёная хурма) — японский деликатес, который обычно едят на Новый год.
Как едят фрукты
Если показать японцу, какой урожай яблок уродился на вашей даче в этом году, он будет очень удивлён и подумает, что вы, вероятно, очень богатый человек. Несмотря на то, что импорт продуктов развит хорошо, в Японии фрукты всё равно остаются деликатесом. Японцы редко едят фрукты просто так, и даже соки у них не так распространены. Обычно они украшают фруктами десерты или же дарят их. Поэтому в супермаркетах фрукты обычно продаются поштучно, где каждый завёрнут в отдельную упаковку, а ягоды ждут своих покупателей в упаковках или коробках по 10 штук.
Согласно проведённому в 2014 году социологическому исследованию, среднее суточное потребление японцами фруктов — около 144 грамм, в то время как средняя суточная норма потребления по миру — 200, в Италии — 400, во Франции, Англии, Америке и России — 300 грамм. Так что японцы и вправду едят меньше фруктов, чем остальной мир. По крайне мере, такой ситуация была 10 лет назад.
Понравилась статья? Ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь (´• ω •`)ノ