Шесть российских рыболовных судов удерживаются в Норвегии на судоремонтных заводах. По сообщению главы Росрыболовства Ильи Шестакова, российские суда столкнулись с некими ограничениями и незаконными действиями норвежской стороны:
«Те ограничения, которые норвежцы ввели, незаконные, по ремонту наших рыбопромысловых судов. Они просто сейчас удерживают даже шесть рыбопромысловых судов у себя на заводах. Мы надеемся, что разум возобладает, они отремонтируют и все-таки отпустят. Иначе это просто захват собственности» - сообщает Шестаков.
Как российские суда оказались на этих заводах, и каким именно образом они удерживаются — из сообщений не совсем понятно. В мае 2022 Норвегия ввела запрет на вход в порты для российских судов, за исключением рыболовных. Затем, в октябре 2022 года был ограничен проход и для рыболовных судов. Было принято решение о том, что российские рыболовные суда смогут заходить только в три норвежских порта — Ботсфьорд, Тромсе и Киркинес, но при этом они должны проходить тщательный досмотр. Норвежский МИД заявил, что власти страны будут внимательно следить за деятельностью России в норвежских водах и портах, цитата, «чтобы не допустить ситуации, при которой Норвегия могла бы стать страной транзита для незаконной перевозки товаров в Россию». Далее, в мае 2023 года в двух из трех открытых для России норвежских портах — Киркинесе и Ботсфьорде - российским экипажам было запрещено сходить на берег. Кроме того, на каком-то этапе был введен запрет на ремонт российских судов, за исключением экстренных ситуаций. По сообщению некоторых российских издательств, несмотря на этот запрет компании в Киркинесе продолжали производить ремонт, пользуясь обтекаемыми формулировками запрета. Но в мае норвежское правительство разослало дополнительные уведомления в ремонтные организации, в которых предупредило об уголовной ответственности для тех, кто будет нарушать запрет на ремонт.
Из сообщений российской прессы не совсем понятно, произошел ли прямой захват российских судов, или же транспорт оказался в такой ситуации, когда суда лишены технической возможности покинуть норвежские верфи. Но в любом случае, у России теперь появились серьезные трудности в вопросах судоремонта. Как сообщает Илья Шестаков, для российской стороны теперь крайне важно организовать ремонтные верфи на своей территории. Для этого, по его мнению, необходимо срочно начать модернизацию Мурманского морского рыбного порта:
«Нам предстоит провести инвентаризацию и масштабную модернизацию порта — построить современный логистический хаб» - заявляет Илья Шестаков.
Можно предположить, что если это не было сделано до санкций, а российские суда до сих пор ремонтировались на иностранных заводах, то, скорее всего, строительство подобного ремонтно-логистического хаба является весьма дорогостоящим проектом. Следовательно, в совокупности с другими финансовыми трудностями, это ляжет большой нагрузкой на российский бюджет, а значит это отразится на уровне благосостояния россиян. Кроме того, в связи с новыми трудностями рыболовного бизнеса может произойти и повышение цен на рыбу.
А если вдруг санкции Норвегии действительно затронут какой-либо параллельный импорт, то в этом случае повышение цен тем более может произойти на что угодно. Впрочем, на фоне общего кризиса очевидно, что цены в России и без того будут расти на все подряд, и даже в случае улучшения ситуации вряд ли кто-то захочет их снижать.
На этом все. Больше информации о санкциях можно найти в подборке "Мировая политика", или по ссылкам: