Найти тему

Кого яростно жалила, подобно пчеле, пророчица и судья Девора?

Девора является четвертым судьей Израиля. Эта женщина-судья и женщина-пророчица - самый достойный, на наш взгляд, делегат Иеговы в эпоху ранней теократии. Девора, думается, внесла гораздо больший вклад в развитие Израиля, другие библейские героини: Раав, Юдифь, Эсфирь.

Пророчица и судья Девора. Изображение взято в открытых источниках.
Пророчица и судья Девора. Изображение взято в открытых источниках.

Вероятно, Девору можно поставить в один ряд с такими богоизбранными мужами древности, как Давид и Соломон. Почему так? Потому что Девора в жизни своей стяжала беспримерную веру, подобную вере Авраамовой. Эту женщину выделяет среди других персоналий Ветхого Завета не социальный статус, а личные достоинства: любовь к Богу и людям, ответственность за свой народ, а также ненависть к врагам Иеговы.

О любви пророчицы к людям (израильтянам) говорит место, на котором она вершила суд. Девора судила под деревом, где евреи имели обычай совершать погребения дорогих им людей (1 Цар. 31:13, 4 Цар. 21:18).

Кормилица Ревекки, сопровождавшая хозяйку в Ханаан, по смерти своей была погребена под дубом близ Вефиля, названным дубом плача. Девора судила под пальмой. Скорее всего, эта пальма тоже была для пророчицы пальмой плача и, сидя под деревом, Девора выражала глубокую скорбь по погребенному под пальмой человеку. Этим человеком, думается, был горячо любимый муж Деворы – Лапидоф. Подобно факелу, светил он ей из шеола и помогал решать трудные вопросы («Лаппидот» – это «факелы»).

О ненависти Деворы к врагам Иеговы свидетельствует, прежде всего, ее имя. Имя "Девора" или "Дебора" (ивр. ‏דְּבוֹרָה‏ [Двора́]) в переводе означает «пчела». В Священном Писании, в частности, у пророка Моисея, пчелы воплощают идею безжалостного мщения, жестокого преследования врагов (Вт. 1:44). Давид в Псалтири рассматривает пчел сходным образом. Выражение «окружили меня, как пчелы (сот)» (в Пс. 117:12) обнаруживает ярость, с которою пчелы нападают на разозлившего их человека.

Слева - судья и пророчица Девора. Справа - поле битвы. Коллаж - автора.
Слева - судья и пророчица Девора. Справа - поле битвы. Коллаж - автора.

Такой же яростной пчелой была Девора по отношению к врагам Израиля. Ее характер хорошо раскрывается во время вспыхнувшей войны между Израилем и нечестивыми хананеями под началом полководца Сисары. Этот Сисара славился большой физической силой и колесницами (в те времена колесницы представляли собой нечто вроде танков "леопард"). Он, действуя от имени царя Явина (Иавина), хотел уничтожить Израиль.

Однако Девора не могла оставаться равнодушной к своему народу в столь трудный момент. Понимая, что ей, женщине, неудобно командовать мужчинами, она нашла нужного человека на роль машиаха (спасителя). Таковым стал Варак (Барак), сына Авиноама, живший в Кедеше Нафтали. Девора послала Вараку приказ от имени Бога собрать ополчение и выступить с ним к горе Фавор. Варак собрал людей, но выступить против "великого и ужасного" Сисары не решился по малодушию и неверию.

Больше того, он попросил помощи у Деворы, сказав, что не выступит на войну без нее. Деворе пришлось принять это условие. Она тоже явилась к горе, предупредив Варака, что честь от победы над врагом ему придется разделить с женщиной. Варак не возражал против это пророчество и сражение началось. Перед сражением Девора предсказала Вараку блестящую победу. Она сказала: "Встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои; Сам Господь пойдет пред тобою. И сошел Варак с горы Фавора, и за ним десять тысяч человек" (Суд 4:14)

Пророчество Деворы сбылось. У потока Киссон небольшая израильская армия наголову разгромила войско хананейского царя Иавина. "Великий и и ужасный" Сисара, которому не помогли его хваленые колесницы, позорно бежал с поля боя и был бесславно убит женщиной - Иаиль.

Боевая колесница. Изображение взято в открытых источниках.
Боевая колесница. Изображение взято в открытых источниках.

Эпоха Деворы – это эпоха матриархата в сугубо «мужском» государстве Израиля. Это время, когда мужчины мельчают, проникаются страхом, робостью, маловерием. Варак – типичная фигура в этом плане. Он боится идти на войну без Деворы, боится ходить прямыми путями и ходит путями окольными. Варак – образ трусости еврейского народа пред лицом врагов.

Зато женщины вырастают в героев, исполняются духом силы и мужества, становятся «львами Божиими». Женщины ходят прямыми путями, женщины получают благословение Иеговы. Им принадлежит честь и хвала. Их воспевают в хвалебных песнях сыны Израилевы. Такова пророцица Девора; такова и Иаиль, погубившая военачальника хананеев Сисару.

О том, как Иаиль молотком и колом погубила Сисару, можно прочитать здесь: Суд над Иаилью из книги Судей: аргументы "за" и "против".

Читайте также другие статьи:

Две райских реки - это Тигр и Евфрат. А где протекают две другие?

Какой город Иисус Христос называл "Своим" (Матф.9:1) и почему

Тайна гардероба Иисуса Христа или какие аксессуары Его одежды достались римским легионерам после распятия

Какое Копье Судьбы (из 4 известных) принадлежало сотнику Лонгину?

Какой город Иисус Христос называл "Своим" (Матф.9:1) и почему

Зачем Христос до Крещения жил в Назарете - самом презираемом городе Галилеи?

Христофор+Здравствуйте! Автор канала "Христофор+" - православный богослов и филолог. Поэтому Библия на канале изучается в духе святых отцов. А классическая литература - в духе свт. Василия Великого. Автор приветствует дискуссии и не вступает в полемику. Банится реклама, спам, флуд, мат и т. п. Всем добра)