Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Какие требования законодательства необходимо соблюдать организации, осуществляющей прием бывших в употреблении шин от населения?

Какие требования законодательства необходимо соблюдать организации, осуществляющей прием бывших в употреблении шин от населения?

Отвечает ведущий юрист Центра Дорофеева Ксения:

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии со ст. 128 ГК РФ, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. При этом в соответствии со ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.
Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
При этом собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом, в соответствии с ч. 2 указанной статьи Федерального закона, стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
На основании изложенного, собственник отходов может по своему усмотрению передать образованные отходы на основании гражданско-правовых договоров третьему лицу.
При этом передача отходов от одного лица другому возможна на основании сделки об отчуждении отходов или передачи права владения, пользования или распоряжения отходами.
Таким образом, прием или поступление отходов от физических или юридических лиц означает передачу права собственности на отходы либо права владения, пользования или распоряжения отходами.
На основании системного толкования положений указанных нормативных правовых актов можно сделать вывод, что для отнесения деятельности по обращению с отходами к сбору отходов необходимо выполнение следующих условий:

1.Совершение сделки об отчуждении отходов или передачи права владения, пользования или распоряжения отходами от одного лица другому лицу.

2.Осуществление лицом, принявшим отходы в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению.

При этом необходимо иметь в виду, что фактическая передача отходов от одного лица другому в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания означает совершение действий по сбору отходов.
Таким образом, лицом, осуществляющим сбор отходов, является лицо, фактически принимающее отходы от физических и юридических лиц в целях их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Важно отметить, что лицо, принявшее отходы от третьих лиц и самостоятельно не осуществляющее деятельность по их обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению не является лицом, осуществляющим деятельность по сбору отходов.
При этом деятельность по сбору отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию, за исключением случаев, если сбор указанных осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
Таким образом в случае, если сбор отходов осуществляется в месте, отличном от места их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещение, необходимость оформления лицензии на деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности в части сбор отсутствует.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Следует отметить, что Порядка учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1028 (далее – Порядок).
В соответствии с п. 13 Порядка при оформлении обобщенных данных учета в области обращения с отходами и данных учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов в столбцах 12, 13 и 14 приложения № 3 (таблица 4) к данному Порядку указываются реквизиты договоров на передачу отходов.
При этом если отходы (кроме твердых коммунальных отходов) получены от граждан, указывается форма сделки об отчуждении отходов (например, публичная оферта); в случае приема твердых коммунальных отходов от населения указывается вид договора «договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами» без указания реквизитов.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданского кодекса РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 158 Гражданского кодекса РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).
В соответствии со ст. 159 указанного нормативного правового акта сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.
Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность.При этом сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон совершаться устно, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса РФ должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, сделки юридических лиц между собой и с гражданами.
В соответствии с п. 2 ст. 161 указанного нормативного правового акта соблюдение простой письменной формы не требуется для сделок, которые в соответствии со статьей 159 данного Кодекса могут быть совершены устно.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 435 Гражданского кодекса РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Оферта должна содержать существенные условия договора.
Согласно п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Согласно п. 3 ст. 154 Гражданского кодекса РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
При этом согласно ст. 420 указанного нормативного правового акта договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 (Сделки) данного Кодекса, если иное не установлено данным Кодексом.
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
При этом согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
С учетом изложенного можно сделать следующие выводы:

  • право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества;
  • сделками признаются действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, в том числе заключение двустороннего договора;
  • понятие сделки шире понятия договора;
  • необходимость наличия договора определяется одновременным участием сторон в передаче отходов, при этом одностороннее оставление отходов физическим лицом на площадке приема отходов юридического лица (отказ от права собственности на имущество) возможно рассматривать в качестве односторонней сделки;
  • сделки между юридическими лицами и гражданами могут совершаться как в письменной, так и в устной форме;
  • публичная оферта в соответствии с Гражданским кодексом РФ является не формой сделки, а предложением, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение;
  • из предложения публичной оферты, содержащего все существенные условия договора, должна усматриваться воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.

Таким образом, при передаче отходов от физического лица юридическому лицу в зависимости от способа передачи отходов (двусторонняя приемка-передача отходов или же одностороннее оставление отходов физическим лицом) стороны вправе определять способы такой передачи:

а) без заключения договора в форме безвозмездной устной сделки, исполняемой при самом ее совершении;

б) с заключением договора (в том числе посредством публичной оферты):

  • в форме безвозмездной устной сделки (договор дарения);
  • в форме возмездной устной сделки (договор купли-продажи);
  • в форме безвозмездной письменной сделки (договор дарения);
  • в форме возмездной письменной сделки (договор купли-продажи).

Исходя из изложенного целесообразно в столбцах 12, 13, 14 приложения № 3 (таблица 4) к Порядку указывать следующее:

1.Устная сделка, исполняемой при самом ее совершении, без заключения договора:

Сведения о лицах, от которых получены отходы / 12 / Получено от граждан в   __________ (указывается наименование населенных пунктов, ОКТМО) в рамках односторонней устной сделки на передачу отходов

Дата и номер договора на передачу отходов / 13 / Односторонняя устная сделка на передачу отходов

Срок действия договора / 14 / Односторонняя устная сделка на передачу отходов

2.Устная сделка с заключением договора, в том числе посредством публичной оферты:

Сведения о лицах, от которых получены отходы / 12 / Получено от граждан в   __________ (указывается наименование населенных пунктов, ОКТМО) в рамках договора дарения/купли-продажи отходов в устной форме (публичная оферта)

Дата и номер договора на передачу отходов / 13 / Договор дарения/купли-продажи отходов в устной форме (публичная оферта) от _________ (указывается дата заключения договора – момент передачи отходов гражданином)

Срок действия договора / 14 / Договор дарения/купли-продажи отходов в устной форме (публичная оферта) от _________ (указывается дата заключения договора) до _______ (указывается дата заключения письменной сделки из столбца 13)

3.Письменная сделка с заключением договора, в том числе посредством публичной оферты:

Сведения о лицах, от которых получены отходы / 12 / Получено от гражданина ___________ (указываются инициалы) в   __________ (указывается наименование населенных пунктов, ОКТМО) в рамках договора дарения/купли-продажи отходов в письменной форме (публичная оферта)

Дата и номер договора на передачу отходов / 13 / Договор дарения/купли-продажи отходов в письменной форме (публичная оферта) от _________ (указывается дата заключения договора – дата письменного акцепта)

Срок действия договора / 14 / Договор дарения/купли-продажи отходов в устной форме (публичная оферта) от _________ (указывается дата заключения договора) до _______ (указывается дата заключения письменной сделки из столбца 13)

Также следует отметить, что указанные способы учета отходов, принятых от граждан, требуют ведения непрерывного журнала учета таких отходов с указанием:

  • порядкового номера граждан, передающих отходы;
  • фамилии, имени, отчества граждан, передающих отходы (при наличии);
  • даты, места и времени приема отходов;
  • вида принятых отходов и их массы (объема).

При этом письменная сделка с заключением договора посредством публичной оферты требует также письменного акцепта (в том числе в виде акта передачи отходов).

В соответствии с п. 68 Требований при обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности (утв. Приказом Минприроды РФ от 11 июня 2021 г. № 399) (далее – Требования) указанные Требования распространяются на шины, покрышки, камеры, утратившие потребительские свойства, а также на шины, покрышки, камеры, собственники которых признали их отходами.
Согласно п. 73 Требований граждане имеют право передавать отходы шин следующим лицам:

- юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств или осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю шинами, покрышками, камерами автомобильными, с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин» при наличии публичной оферты со стороны указанных лиц;

- юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим прием отходов от граждан с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин», при наличии публичной оферты со стороны этих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин», осуществляющим сбор отходов от граждан на условиях публичного договора.

При этом, в соответствии с п. 74 Требований индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие прием отходов от граждан с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию, указанные в п. 73 Требований, осуществляют накопление отходов шин на принадлежащих им на законном основании местах (площадках) накопления отходов с последующей передачей отходов шин юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин».
Необходимо отметить, что согласно п. 75 Требований накопление, хранение отходов шин осуществляются соответственно в местах (площадках) накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, имеющие ограждение, оснащенные средствами пожаротушения, в которые исключен доступ посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами.
В соответствии с п. 76 Требований запрещается в местах (площадках) накопления отходов шин и на специализированных объектах хранения отходов шин накопление, хранение горючих и смазочных материалов, а также химических веществ (кислоты, щелочи и другие вещества), взаимодействие которых с материалом шин может создать пожароопасную ситуацию.
Кроме того, согласно п. 77 Требований хранение отходов шин допускается в течение 36 месяцев.
Необходимо отметить, что Приказ Минприроды РФ от 11 июня 2021 г. № 399, утвердивший Требования при обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности вступил в силу 1 марта 2022 г.

Авто
5,66 млн интересуются