Найти тему
Александр Платов

Цензура в советской кинематографии. Какие фильмы отправлялись на полку

Изначально советское кино было направлено на выполнение пропагандистских функций. Поэтому кинематограф во времена СССР подвергался жёсткой цензуре. Процесс кинопроизводства контролировался на всех этапах, от написания сценария и до показов перед запуском фильмов в прокат.

А вот фильмы, снятые в первые годы советской власти, практически не подвергались цензуре. Сделать это было невозможно из-за того, что не была отлажена система проката и контроля. Тем не менее, картины, которые показывались в то время в стране, должны были проходить регистрацию в Наркомпросе. Даже в существовавших ещё на тот момент частных кинотеатрах можно было показывать только одобренные к прокату комиссией картины. В начале 20-х годов в стране появился первый репертуарный указатель. Вместе с ним был составлен и перечень запретных тем, которые нельзя было затрагивать в кино.

Запрещённые к показу фильмы кинокритики стали называть «полочными» из-за того, что их отправляли пылиться на полки, а не пускали в прокат. Многие из них так и не увидел зритель. Часть запрещённых фильмов с течением времени и в свете изменения политики КПСС с полок снимались и показывались зрителям. Некоторые фильмы, пролежавшие много лет на полке и возвращённые в прокат, получали тёплые отзывы кинокритиков и признание зрителей.

За что фильмы в СССР отправляли на полку

Когда в годы перестройки провели ревизию полочных фильмов, то их насчитали более двухсот. Часть картин утратила свою актуальность и художественную ценность, а некоторые были признаны классикой советского кино и вошли в «золотой кинофонд» советского кино.

Попасть на полку в СССР фильм мог по самым различным причинам. Приведем примеры:

«Чрезмерная жизнерадостность»

-2

С такой формулировкой попал в феврале 1941 году на полку фильм «Сердца четырех». В мае снял его с проката Комитет по делам кинематографии, хотя снятая режиссером Юдиным комедия имела огромный успех. После смерти Сталина «Сердца четырёх» подверглись очередной цензуре. Из него были вырезаны кадры с изображения вождя. В 1988 году фильм был полностью восстановлен.

«Безыдейность»

-3

Более четверти века пролежала на полке комедия Эльдара Рязанова «Человек из ниоткуда». Фильм вышел на экраны весной 1961 года, а в ноябре он был изъят из проката. Картина не понравилась главному идеологу страны Михаилу Суслову. Он выступил с разгромной критикой по её поводу на XXII съезде КПСС, после чего фильм отправили пылиться на полку.

«Неприглядная реалистичность деревенской жизни»

-4

С такой формулировкой 20 лет пылился на полке фильм Андрея Кончаловского про Асю Клячину, которая любила, да не вышла замуж. Премьерный показ фильма состоялся в Доме кино лишь в декабре 1987 года. Кончаловский прилетел на него из США, где он плодотворно работал в те годы в Голливуде. Пролежавшая на полке 20 лет картина имела успех. Она получила признание не только зрителей, но и кинокритиков. Фильм был представлен на различных кинофестивалях, где был отмечен различными призами.

«Неверное отношение к Гражданской войне»

-5

В 1967 году попал под запрет фильм режиссёра Александра Аскольдова «Комиссар». Над фильмом работал замечательный коллектив. Музыку к нему написал сам Альфред Шнитки. Главную роль в фильме исполнила Нона Мордюкова. Фильм не был принят критиками. Его было приказано уничтожить, но одна копия чудом уцелела. О снятии всех запретов на показ фильма было объявлено в 1987 году на Московском международном фестивале. Впервые «Комиссара» показали на специальном просмотре, а затем выпустили ограниченным тиражом в прокат. Он с успехом демонстрировался на нескольких международных кинофестивалях.

«Антисоветчина»

-6

Всего несколько дней побывала в прокате снятая в 1971 году картина Киры Муратовой «Долгие проводы», после чего была снята с показа во всех кинотеатрах страны. Эта картина была признана читателями «Советского экрана» худшим фильмом года. Повторно на экраны «Долгие проводы» вышли лишь в 1987 году и сразу же получили большой приз на всесоюзном кинофестивале в Тбилиси и премию ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Локарно.

«Неадекватное обращение с темой войны»

-7

15 лет пролежала на полке картина Алексея Германа «Проверка на дорогах». Позже она была признана одним из лучших фильмов о войне. Режиссёр снял его в 1971 году. Это была его дебютная картина. На экраны её было разрешено выпустить только в апреле 1986 года. В 1988 году Алексею Герману была вручена за «Проверку на дорогах» Государственная премия СССР.

«За мрачность и безысходность»

-8

В 1979 году по пьесе Вампилова «Утиная охота» был снят телевизионный фильм «Отпуск в сентябре». Снял его режиссёр Виталий Мельников по своему сценарию. Ему удалось собрать в своей картине звёздный состав актёров. В фильме сыграли: Ирина Купченко, Наталья Гундарева, Юрий Богатырёв, Евгений Леонов и др.

Главную роль сорокалетнего Вити Зилова в фильме исполнил Олег Даль. По оценкам кинокритиков, она стала лучшей ролью в кинокарьере актёра. В год своего создания телевизионный фильм был запрещён к показу. На экраны его выпустили только в 1987 году. Олег Даль не дожил до этого времени. Премьера фильма состоялась после его смерти и имела огромный успех.

Запрет на зарубежное кино

-9

Советская цензура с особой придирчивостью относилась не только к отечественному кино. Ещё более тщательно она относилась к отбору фильмов для проката иностранных кинематографистов. В список запрещённых к показу в СССР фильмов входили:

  • «Унесённые ветром» (США, 1940 г.)
  • «Гроздья гнева» (США, 1948 г.)
  • «Крестный отец» (США, 1972 г.)

После снятия запретов на показ они завоевали популярность у наших зрителей и имели бешеный успех.