Изначально советское кино было направлено на выполнение пропагандистских функций. Поэтому кинематограф во времена СССР подвергался жёсткой цензуре. Процесс кинопроизводства контролировался на всех этапах, от написания сценария и до показов перед запуском фильмов в прокат.
А вот фильмы, снятые в первые годы советской власти, практически не подвергались цензуре. Сделать это было невозможно из-за того, что не была отлажена система проката и контроля. Тем не менее, картины, которые показывались в то время в стране, должны были проходить регистрацию в Наркомпросе. Даже в существовавших ещё на тот момент частных кинотеатрах можно было показывать только одобренные к прокату комиссией картины. В начале 20-х годов в стране появился первый репертуарный указатель. Вместе с ним был составлен и перечень запретных тем, которые нельзя было затрагивать в кино.
Запрещённые к показу фильмы кинокритики стали называть «полочными» из-за того, что их отправляли пылиться на полки, а не пускали в прокат. Многие из них так и не увидел зритель. Часть запрещённых фильмов с течением времени и в свете изменения политики КПСС с полок снимались и показывались зрителям. Некоторые фильмы, пролежавшие много лет на полке и возвращённые в прокат, получали тёплые отзывы кинокритиков и признание зрителей.
За что фильмы в СССР отправляли на полку
Когда в годы перестройки провели ревизию полочных фильмов, то их насчитали более двухсот. Часть картин утратила свою актуальность и художественную ценность, а некоторые были признаны классикой советского кино и вошли в «золотой кинофонд» советского кино.
Попасть на полку в СССР фильм мог по самым различным причинам. Приведем примеры:
«Чрезмерная жизнерадостность»
С такой формулировкой попал в феврале 1941 году на полку фильм «Сердца четырех». В мае снял его с проката Комитет по делам кинематографии, хотя снятая режиссером Юдиным комедия имела огромный успех. После смерти Сталина «Сердца четырёх» подверглись очередной цензуре. Из него были вырезаны кадры с изображения вождя. В 1988 году фильм был полностью восстановлен.
«Безыдейность»
Более четверти века пролежала на полке комедия Эльдара Рязанова «Человек из ниоткуда». Фильм вышел на экраны весной 1961 года, а в ноябре он был изъят из проката. Картина не понравилась главному идеологу страны Михаилу Суслову. Он выступил с разгромной критикой по её поводу на XXII съезде КПСС, после чего фильм отправили пылиться на полку.
«Неприглядная реалистичность деревенской жизни»
С такой формулировкой 20 лет пылился на полке фильм Андрея Кончаловского про Асю Клячину, которая любила, да не вышла замуж. Премьерный показ фильма состоялся в Доме кино лишь в декабре 1987 года. Кончаловский прилетел на него из США, где он плодотворно работал в те годы в Голливуде. Пролежавшая на полке 20 лет картина имела успех. Она получила признание не только зрителей, но и кинокритиков. Фильм был представлен на различных кинофестивалях, где был отмечен различными призами.
«Неверное отношение к Гражданской войне»
В 1967 году попал под запрет фильм режиссёра Александра Аскольдова «Комиссар». Над фильмом работал замечательный коллектив. Музыку к нему написал сам Альфред Шнитки. Главную роль в фильме исполнила Нона Мордюкова. Фильм не был принят критиками. Его было приказано уничтожить, но одна копия чудом уцелела. О снятии всех запретов на показ фильма было объявлено в 1987 году на Московском международном фестивале. Впервые «Комиссара» показали на специальном просмотре, а затем выпустили ограниченным тиражом в прокат. Он с успехом демонстрировался на нескольких международных кинофестивалях.
«Антисоветчина»
Всего несколько дней побывала в прокате снятая в 1971 году картина Киры Муратовой «Долгие проводы», после чего была снята с показа во всех кинотеатрах страны. Эта картина была признана читателями «Советского экрана» худшим фильмом года. Повторно на экраны «Долгие проводы» вышли лишь в 1987 году и сразу же получили большой приз на всесоюзном кинофестивале в Тбилиси и премию ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Локарно.
«Неадекватное обращение с темой войны»
15 лет пролежала на полке картина Алексея Германа «Проверка на дорогах». Позже она была признана одним из лучших фильмов о войне. Режиссёр снял его в 1971 году. Это была его дебютная картина. На экраны её было разрешено выпустить только в апреле 1986 года. В 1988 году Алексею Герману была вручена за «Проверку на дорогах» Государственная премия СССР.
«За мрачность и безысходность»
В 1979 году по пьесе Вампилова «Утиная охота» был снят телевизионный фильм «Отпуск в сентябре». Снял его режиссёр Виталий Мельников по своему сценарию. Ему удалось собрать в своей картине звёздный состав актёров. В фильме сыграли: Ирина Купченко, Наталья Гундарева, Юрий Богатырёв, Евгений Леонов и др.
Главную роль сорокалетнего Вити Зилова в фильме исполнил Олег Даль. По оценкам кинокритиков, она стала лучшей ролью в кинокарьере актёра. В год своего создания телевизионный фильм был запрещён к показу. На экраны его выпустили только в 1987 году. Олег Даль не дожил до этого времени. Премьера фильма состоялась после его смерти и имела огромный успех.
Запрет на зарубежное кино
Советская цензура с особой придирчивостью относилась не только к отечественному кино. Ещё более тщательно она относилась к отбору фильмов для проката иностранных кинематографистов. В список запрещённых к показу в СССР фильмов входили:
- «Унесённые ветром» (США, 1940 г.)
- «Гроздья гнева» (США, 1948 г.)
- «Крестный отец» (США, 1972 г.)
После снятия запретов на показ они завоевали популярность у наших зрителей и имели бешеный успех.