Найти тему
История моды с Марьяной С.

Ах, хороша прекрасная маркиза

В чём изображали дам XIX века на портретах? Как правило, в парадных платьях. Но изредка и художники, и модели позволяли себе более расслабленный вариант - домашний костюм, неглиже. И, можно сказать, это отсылка ко временам более ранним, когда неглиже говорило о высоком положении человека-с-портрета: "Я имею право предстать перед вами в домашней одежде, потому что я выше вас". Вот и наша, героиня, маркиза Мирамон, в нарядном капоте. Но и он, и обстановка вокруг тихонечко заявляют, что перед нами - женщина богатая, следующая за модными тенденциями.

Давайте присматриваться к деталям!

Портрет маркизы де Мирамон, Джеймс Тиссо, 1866. (с) Из коллекции Центра Гетти
Портрет маркизы де Мирамон, Джеймс Тиссо, 1866. (с) Из коллекции Центра Гетти

На маркизе то, что можно назвать "капотом" - распашное домашнее платье. Они бывали самыми разными, всё зависело о моды и от средств, которыми располагала хозяйка. И вариант маркизы очень изысканный - смотрите, использован только один цвет. Но пелеринка, отделка густым рюшем и сложный нежный оттенок сразу показывают, как непроста наша героиня. К тому же аксессуары весьма изысканны - серебряный крестик, усыпанный драгоценными камнями (может быть, гранатами?), легчайшая чёрная кружевная косынка (из кружева шантильи?).

Портрет маркизы де Мирамон, Джеймс Тиссо, 1866. (с) Из коллекции Центра Гетти. Деталь.
Портрет маркизы де Мирамон, Джеймс Тиссо, 1866. (с) Из коллекции Центра Гетти. Деталь.

А если мы опустим взгляд чуть ниже, то окажется, что из-под розовой ткани выбивается тончайшая белая и кружева. Смотрите, рукава нижнего слоя не просто украшены кружевным воланом, там ещё и несколько рядов тонких складок заложены. А судя по белой пене между полами розового капота, этот нижний слой - отнюдь не сорочка, а тоже что-то распашное. возможно, воздушный пеньюар. Нечто бело с кружевами справа кажется мне белым кружевным платочком, выглядывающим из кармана. Не то чтобы втачные карманы тогда часто использовали в женском костюме, но бывало.

Конечно, с капотом перчатки не нужны, но, думаю, художнику хотелось добавить ещё один белый акцент.

Портрет маркизы де Мирамон, Джеймс Тиссо, 1866. (с) Из коллекции Центра Гетти. Деталь.
Портрет маркизы де Мирамон, Джеймс Тиссо, 1866. (с) Из коллекции Центра Гетти. Деталь.

А вторая белая перчатка лежит на каминной полке с разными японскими вещицами - Япония открылась миру, и в Европу хлынули всевозможные произведения декоративно-прикладного искусства, которыми европейские дамы начали украшать свои квартиры и особняки. Остро-модный тренд, как сказали бы сегодня!

Портрет маркизы де Мирамон, Джеймс Тиссо, 1866. (с) Из коллекции Центра Гетти. Деталь.
Портрет маркизы де Мирамон, Джеймс Тиссо, 1866. (с) Из коллекции Центра Гетти. Деталь.

...Как и ширмы на заднем плане. А вот что лежит на табурете, увы, понять не могу. Но что бы это ни было, оно отлично гармонирует с обивкой сиденья и не отвлекается внимания от розового наряда.

Портрет маркизы де Мирамон, Джеймс Тиссо, 1866. (с) Из коллекции Центра Гетти. Деталь.
Портрет маркизы де Мирамон, Джеймс Тиссо, 1866. (с) Из коллекции Центра Гетти. Деталь.

Волны розового шёлка свободно раскинулись по тёмному меху! Стоять на нём, наверное, было приятно. А ещё у "скромного домашнего халатика" небольшой шлейф, который специально вывели вперёд и разложили. Он должен был красиво тянуться за маркизой, пока она неспешно проходила через комнаты...

Портрет маркизы де Мирамон, Джеймс Тиссо, 1866. (с) Из коллекции Центра Гетти. Деталь.
Портрет маркизы де Мирамон, Джеймс Тиссо, 1866. (с) Из коллекции Центра Гетти. Деталь.

Словом, роскошь. Но не то чтобы громко кричащая.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!