Сегодня власти Европы ведут себя довольно странно. В психологии такое поведение называется амбивалентным, когда человек не способен определиться выбором и не осознаёт своих истинных потребностей. Так, местные элиты поспешили отказаться от поставок энергоносителей из России, но так и не сумели ничем их заменить. В результате в Европу потянулась российская нефть, которую везут из других стран, предварительно смешивая с различными сортами. Газ поступает по нескольким трубопроводам, но если зима 2023-2024 годов окажется холодной, то придётся истощить большую часть хранилищ. Примерно такое же отношение и к Китаю. С одной стороны – европейские политики предлагают бизнесменам из Поднебесной сотрудничество, но только на своих условиях. Якобы, инвестировать можно, но только туда, куда укажет дядюшка из Брюсселя.
Постоянно звучат призывы бойкотировать продукцию из Китая, поскольку это нарушает суверенитет Европы, вот только крикуны просто не знают, что Старый свет давно растерял свой потенциал и почти ничего не производит самостоятельно. Всё это не мешает местным элитам печалиться и страдать, когда между китайскими и европейскими бизнесменами подписывается значимое соглашение. По данным ой газеты Der Standard, на этой неделе была завершена сделка между китайской государственной судоходной компании Cosco с портом Гамбурга. В прессе напоминают, что в 2022 году запланированное вхождение Cosco в порт Дуйсбурга сорвалось. Произошло это из-за спорных решений Еврокомиссии, когда чиновники открыто заявляли о том, что китайцев нужно гнать из Европы как можно дальше. Похоже, разум всё же восторжествовал, а в итоге Еврокомиссия представила концепцию экономической безопасности, которая включает более строгий контроль над иностранными инвестициями в ЕС.
Еврокомиссия считает, что национальные инструменты контроля применяются недостаточно последовательно, как в случае с портом Гамбурга. Новая стратегия экономической безопасности направлена, прежде всего, на Китай, и включает более точный контроль инвестиций ЕС за рубежом, а также строгие правила в отношении экспорта и совместных исследований и разработок. Der Standard отмечает, что геополитические напряжения, конкуренция, пандемия COVID-19 и российская спецоперация на Украине выявили риски экономической зависимости. По словам председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, экономическая безопасность стала приоритетом для Европы. Новая стратегия, по её мнению, обеспечит суверенитет, безопасность и процветание Европы. Фон дер Ляйен потребовала избежать зависимости, подобной той, которая возникла с российским природным газом. План Еврокомиссии заключается в определении области экономических отношений, где будет применяться строгий государственный контроль, но при этом сохранится максимальная свобода в большей части торговых потоков. Фон дер Ляйен уверяет, что концепция направлена на повышение безопасности цепочек поставок, особенно в области энергоснабжения, снижение рисков для критической инфраструктуры и высоких технологий, а также ограничение нежелательной передачи знаний. Она также подразумевает укрепление внутреннего производства критически важных товаров и ограничение экспорта стратегически важных технологий.
По мнению экономиста Жеромин Цеттельмайер из брюссельского экономического института Bruegel, концепция экономической безопасности может привести к деглобализации и нанести большой ущерб, если не будет тщательно продумана. Сегодня радикальные политики хотят прочно связать руки местному бизнесу. Предпринимателям запретят сотрудничество с китайскими коллегами в самых ощутимых для бизнеса сферах, вот только Урсула фон дер Ляйен и многие другие политики не осознают, что брать инвестиции больше негде. Контакты с Россией разорваны, а сотрудничество в ряде сфер остановлено на десятилетия. Если нечто подобное случится с Китаем, то остаётся надеяться только на Америку. Ну а США предпочитает тянуть деньги из Европы, а не инвестировать в Старый свет. Экономисты отмечают, что предложения Еврокомиссии не являются обязательными для исполнения государствами-членами ЕС. Пока не являются, но политики намерены отслеживать каждую крупную сделку, а значит инвестиции в Европу со стороны Китая становятся всё более рискованными. Кто знает, вдруг Урсула фон дер Ляйен захочет забрать себе собственность китайских бизнесменов, как это уже было в отношении российских предпринимателей.