Если в вашем окружении есть люди поколения Z и младше (рожденные после 1997 г.), то наверняка вы не видели их без телефона в руках, они постоянно в смартфоне или компьютере; днем, и ночью. А вот их родители спокойно могут даже забыть о телефоне, например, зайти в мессенджер один раз в день, что для молодого поколения просто недопустимо.
Почему так происходит? В чем причина такой разницы в отношении к технологиям и гаджетам у людей этих поколений? Ответ кроется в системе, в которой росли те и другие. Поговорим о влиянии и формировании кибер-привычек, которые отражаются даже на уровне химического обмена в мозге. Рассмотрим пример получения удовольствия и радости у более старшего и младшего поколения.
Мозг должен трудиться
Раньше, чтобы добыть информацию или получить эмоции требовалось приложить крайне много усилий: собрать данные о подходящей литературе, пойти в библиотеку, удостовериться, что книга есть в наличие, или дождаться пока её вернут обратно, прочесть, проанализировать, только после этого использовать по назначению. Либо же найти людей, которые владеют информацией, договориться увидеться, пообщаться на интересующую тему.
То есть это планомерный, довольно энерго и временно затратный, однако поэтапный и логичный, процесс. Представьте, сколько всего нужно было предпринять чтобы хоть что-то узнать. И потому наша психика на физиологическом уровне, так же как и наш мозг, с его обменными процессами, настроены как раз на такое долгое получение информации при помощи разговоров, чтения, усвоения чужого опыта и т.д. Добывая интересную информацию, мы получаем удовольствие и радость в связи с тем, что нейромедиаторы поощряют нас как только мы удовлетворили познавательную потребность (их задача приучить нас жить, чтобы было легче).
Что же происходит в последнее время? Технологии развились крайне быстро, психика не успевает адаптироваться к этим изменениям, сейчас чтобы получить любого рода информацию или развлекательный, приятный, расслабляющий и т.д. контент стоит просто нажать на пару клавиш, причем в любом месте, и, конечно же это влияет на выработку дофамина, эндорфина и других химических элементов. Это легко может превратиться в некую бесконечную погоню за удовольствием. Особенно у тех, у кого есть склонность к зависимостям (а уже доказано, что существует врожденная особенность, порождающая зависимые привычки).
Мы легко можем стимулировать свой мозг в погоне за приятными эмоциями с помощью соцсетей, определенного контента, новостей полезных и не очень. Этот процесс влияет на состояние радости, потому что, если мы, благодаря технологиям получили удовольствие от потреблении контента, то в общении с близкими, окружающими людьми нам уже будет неинтересно добывать информацию или эмоцию. Именно поэтому вы видите сегодня как молодые люди могут встретиться и сидеть рядом друг с другом, но в телефонах, вместо того чтобы общаться, смотреть друг на друга, получая удовольствие от живых эмоций и взаимодействия. Желания получать информацию от людей в такой кибер-дозволенности будет меньше, потому что требуемых усилий в человеческом диалоге нужно приложить больше.
И, очевидно, для получения той же дозы удовлетворения в живом общении по сравнению с кибер, выбор станет за более легким способом. Если все легче достается тогда зачем иное? Устройство мозга таково, что он старается сохранить энергию и, если можно получить удовольствие, потребляя контент – условно сериалы или видео, не перенасыщенные смыслом, то зачем идти искать кого-то, читать сложную литературу и т.д. В связи с этим может снижаться желание пытаться развивать диалог, преодолевать сложности, включать креатив. Например, знакомясь с новым человеком мы можем пытаться из этого общения взять многое, ведь опыт живых людей не менее, а в каких-то случаях и более ценен, чем сухой текст в интернете. Там мы не видим кто и как написал его, не знаем какая цель и мотивация у автора стоит за этим текстом. Это не спонтанное общение, а значит оно может быть продуманным, направленным, к примеру, на заработок.
В живом же общении мы можем считать множество невербальных сигналов, которые распознает наше подсознательное, создавая цельный образ от услышанного и увиденного. Поэтому для нас это ценный продукт - получить полезное через общение, удовлетворить познавательную потребность, снять информационный голод и получить в итоге удовольствие. Этот процесс влияет на общее состояние радости. Как и тот, если мы будем использовать мессенджеры и прочие кибер-стимуляторы.
Например, алкоголь и наркотики - это тоже стимуляторы наших нейромедиаторов, некие искусственные заменители истинной, природной радости и удовольствия. Настоящую радость можно получить если, например, освободиться от гаджетов, попасть в компанию людей и пойти в поход где не будет доступа к привычным соцсетям и мессенджерам, новостным каналам или ютубу. Тогда мы будем вынуждены учиться это делать заново: общаться, понимать, выслушивать на обычной скорости своего собеседника, замечать его мимику и настроение, как это делало старшее поколение. Оно никак не может привыкнуть к тому, что потомки все обсуждают с помощью мессенджеров, а не живого диалога. Это совсем другого рода удовольствие, оно не синтетическое, происходит, как и должно происходить по задумке природы, присутствуют все этапы: понимание мимики и жестов, обнаружение как именно в общении с данным человеком добыть важную для себя информацию или поделиться чем-то своим. То есть это индивидуальный и творческий процесс, совершенно не клиповый, не рафинированный, настоящий.
Чтобы приучить себя получать радость от общения, о которой идет речь, важно понимать: чем основательнее, привычка тем сложнее себя приучить к иному. А особенно когда и не очень нравилось общаться в живую. Но испытав радость и удовольствие в живом общении, творческом приспособлении в диалоге к другому, в наблюдении явных эмоций человека уже совершенно не захочется менять это на бездушные смайлики или голосовые сообщения на скорости 2.0.