Найти тему
Свет с Востока

ЛУЧШАЯ РОССИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ

Валерий Подмаско

Российская конституционная история началась 17 (30) октября 1905 года. В этот день Император и самодержец Всероссийский Николай II (годы правления: 1894-1917) издал Высочайший манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», известный как «Октябрьский манифест 1905 года». Октябрьский манифест 1905 года очень интересный и очень небольшой по своему объему акт, заслуживающий пристального внимания и изучения. Это – первая российская конституция. Кстати, для сомневающихся: основополагающий акт государства не обязательно должен называться именно «конституцией». Известно множество примеров других весьма убедительных и всем понятных названий.

Рис. 1. Фотопортрет Императора Николая II
Рис. 1. Фотопортрет Императора Николая II

Октябрьский манифест не разрабатывало и не утверждало Всероссийское учредительное собрание, его не одобряли подданные Империи на всероссийском конституционном референдуме. Октябрьский манифест – это конституция ограниченной монархии, конституция, которая была дарована Императором народу России. Такие конституции называются «октроированными», т.е. дарованными. История европейского конституционализма знает достаточно примеров того, как учредителями конституционной государственности выступали абсолютные монархи, причем, как правило, под давлением революций. Октябрьский манифест не является исключением из этого правила. Он – плод Первой русской революции.

Октябрьский манифест появился не случайно. Ему предшествовали два других манифеста, которые демонстрировали готовность Императора к серьезным политическим реформам. Я имею в виду Высочайший манифест от 6 (19) февраля 1903 года «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» и Высочайший манифест от 6 (19) августа 1905 года «Об учреждении законосовещательной Государственной думы». Будем называть их «Февральским манифестом 1903 года» и «Августовским манифестом 1905 года». Оба манифеста были актуальны для своего времени, но до конституционного уровня не дотягивали. И даже все, что в них хоть как-то заслуживало статуса конституционных положений, было перечеркнуто Октябрьским манифестом 1905 года, формулировки которого, несмотря на всю их краткость, были четче, полнее, шире и более отвечали классическим конституционным образцам. В результате Октябрьский манифест вытолкал своих предшественников на задворки истории, и об их существовании знают только историки или специалисты по истории государства и права Российской Империи.

Рис. 2. Высочайший манифест Императора Николая II от 17 (30) октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» в Ведомостях Санкт-Петербургского градоначальства от 18 (31) октября 1905 г.
Рис. 2. Высочайший манифест Императора Николая II от 17 (30) октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» в Ведомостях Санкт-Петербургского градоначальства от 18 (31) октября 1905 г.

Октябрьский манифест начинается пространной преамбулой, отражающей чаяния того смутного времени. Как и преамбула любого политического или нормативно-правового акта, преамбула Октябрьского манифеста является риторическим произведением. Но нас с вами интересует содержательная часть Манифеста, которая и представляет собой первую российскую конституцию. В ней всего три (!) пункта, которым предшествует вводная фраза: «На обязанность Правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной Нашей воли: …».

Вот эти пункты:

«1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку и

3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий постановленных от Нас властей.».

С пунктом 1, кажется, все ясно. По своему содержанию он заслуживает названия «Декларации прав человека».

С пунктом 2 чуть сложнее. Он содержит много неактуальной информации. Так он сообщает о том, что подготовка к выборам в Государственную думу 1-го созыва уже завершается, и привлечь к участию в них ту часть населения, которая до издания Октябрьского манифеста была лишена избирательных прав, очень сложно, но Император намерен ввести всеобщее избирательное право. Говоря современным конституционным языком, Император дарует всем своим совершеннолетним подданным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии и убеждений право избирать и посылать своих депутатов в Государственную думу. Но ничто в этом пункте не мешает нам расширить это право, дополнив его, как минимум, избранием гласных (т.е. депутатов) местного самоуправления. Таким образом, получается, что пункт 2 Октябрьского манифеста – это «Декларация всеобщего избирательного права».

И наконец пункт 3. Он состоит из двух подпунктов. Первый подпункт гласит о том, что ни один закон в Империи не может быть принят без участия Государственной думы. Второй подпункт провозглашает участие депутатского корпуса Государственной думы в контроле за деятельностью «постановленных от Нас властей», т.е., проще говоря, Правительства. Выше я писал об Августовском манифесте 1905 года, которым была учреждена «законосовещательная» Государственная дума. Так вот, провозглашая принцип «ни один закон в Империи не может быть принят без участия Государственной думы», Император отказался от «законосовещательной» Государственной думы в пользу законодательной Государственной думы, т.е. в пользу парламента. Итак, в силу своего содержания пункт 3 заслуживает названия «Декларации представительного правления» или даже «Декларации парламентского правления».

Рис. 3. Таврический дворец с Санкт-Петербурге – резиденция Государственной думы Российской Империи. Почтовая открытка начала XX века
Рис. 3. Таврический дворец с Санкт-Петербурге – резиденция Государственной думы Российской Империи. Почтовая открытка начала XX века

Таким образом, Конституция Империи 1905 года содержит всего три основных положения – три политические декларации:

1) Декларацию прав человека;

2) Декларацию всеобщего избирательного права и

3) Декларацию представительного (парламентского) правления.

Нам, привыкшим к объемным конституциям, трудно согласиться с тем, что Октябрьский манифест – это действительно «настоящая» конституция, а не ее скелет. Но главное содержание всякой конституции – это совокупность деклараций участия граждан и народа в целом в политике государства. Все остальное – это, как правило, нормы государственного права, т.е. правовые нормы, регулирующие порядок формирования и действия органов государственной власти. Во всех современных конституциях нормы государственного права преобладают. Отсюда их солидный объем и содержание, напоминающее устав акционерного общества. Но, если из какой-либо конституции убрать все нормы государственного права, то останутся те самые политические декларации, ради которых и существуют все конституции. С Октябрьским манифестом все было по-другому. В нем изначально не было норм государственного права. Он изначально состоял из деклараций «прав и свобод» подданных и населения Империи, которые призваны обеспечить их участие в политическом процессе.

В Российской Империи до 17 (30) октября 1905 года не было конституции, но развитое государственное право в ней было. Его источником являлось объемное государственное законодательство, отдельные акты которого регулировали структуру и деятельность буквально всех органов государственной власти в Империи. Все эти органы остались за «скобками» Октябрьского манифеста. Это и Правительство, на которое Император возлагал выполнение своей «непреклонной воли», и все то, что в Манифесте Император называет «постановленными от Нас властями». С изданием Октябрьского манифеста многое в государственном законодательстве Российской Империи подлежало ревизии и изменению, и то, как это происходило, тоже представляет большой интерес. Но начиная разговор о законодательстве Российской Империи, нужно знать о том, что оно обладало рядом характерных особенностей. Упомяну наиболее яркие из них.

Первая особенность: в Империи существовало множество видов законодательных актов. Этим Российская Империя резко отличалась от Российской Федерации, где существует всего три вида законодательных актов: федеральный конституционный закон, федеральный закон и кодекс Российской Федерации (федеральный кодекс). В Империи издавались: уложения, уставы, учреждения, грамоты, положения, наказы (инструкции), манифесты, указы, мнения Государственного Совета и доклады, «удостоенные Высочайшего утверждения». Понятно, каждый новый закон или дополнение к нему приобретали в Империи силу закона «не иначе, как за собственноручным Высочайшим подписанием».

Рис. 4. Титульный лист Тома I Полного собрания законов Российской Империи (законодательные акты, изданные с 1649 по 1675 гг.), 1830 года издания
Рис. 4. Титульный лист Тома I Полного собрания законов Российской Империи (законодательные акты, изданные с 1649 по 1675 гг.), 1830 года издания

Вторая особенность: помимо публикации в официальных и частных периодических печатных изданиях, все законы Империи обязательно публиковались в хронологическом порядке в Полном собрании законов Российской Империи (ПСЗ), которое включало все российские законодательные акты, изданные с 1649 по 1913 год. Работы по созданию ПСЗ были начаты в 1826 году по воле Императора Николая I (годы правления: 1825-1855). Руководил ими М.М. Сперанский (1772-1839 гг.). Первое собрание законов было готово в 1830 году. Оно состояло из 45 томов. В него вошли законодательные акты, изданные по 12 декабря 1825 года. Второе собрание состояло из 55 томов. В него вошли законодательные акты, изданные с 12 декабря 1825 года по 28 февраля 1881 года. Третье, последнее, собрание состояло из 33 томов (по два отделения в каждом томе), которые выходили ежегодно до 1916 года. В него вошли законодательные акты с 1 марта 1881 года до конца 1913 года. Каждому законодательному акту в ПСЗ присваивался свой порядковый номер. В каждом из трех изданий была своя единая нумерация. ПСЗ – это величайший памятник российского права. Если вас интересует какой-то законодательный акт Российской Империи, и вы знаете дату его издания, ничто не мешает вам найти его оригинал в ПСЗ, все тома которого доступны в сети Интернет. В ПСЗ вы можете найти и оригинал Октябрьского манифеста 1905 года (Собрание 3-е, Том XXV, 1905, Отделение первое, № 26803).

Рис. 5. Страница 754  Тома XXV (1905, Отделение первое) Собрания 3-его Полного собрания законов Российской Империи с началом Высочайшего манифеста Императора Николая II от 17 (30) октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» (№ 26803)
Рис. 5. Страница 754 Тома XXV (1905, Отделение первое) Собрания 3-его Полного собрания законов Российской Империи с началом Высочайшего манифеста Императора Николая II от 17 (30) октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» (№ 26803)

Третья особенность: большая часть законодательства Российской Империи было кодифицировано. Причем, в современной России действуют Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и т.д. В Российской Империи был всего один кодекс – «Свод законов Российской Империи». Он в свою очередь состоял из разного рода «сводов» и «уставов», т.е. из «кодексов» говоря языком современного российского права, но все эти «своды» и «уставы» были неотъемлемой частью всеобщей кодификации, т.е. Свода законов Российской Империи. Он был еще более уникальным явлением, чем Полное собрание законов Российской Империи. Свод законов Российской Империи тоже был создан по воле Императора Николая I под руководством М.М. Сперанского. Но сначала было составлено Полное собрание законов Российской Империи, а уже затем на его основе был составлен Свод законов Российской Империи (СЗ). 15 его томов были готовы 21 января 1830 года. Впервые они были опубликованы в 1832 году и СЗ вступил в действие 1 января 1835 года.

Рис. 6. Император Николай I награждает М.М. Сперанского за составление Свода законов Российской Империи. Картина А.Д. Кившенко
Рис. 6. Император Николай I награждает М.М. Сперанского за составление Свода законов Российской Империи. Картина А.Д. Кившенко

СЗ состоит из 8 книг. Каждая книга включает в себя кодексы (своды и уставы) отдельных отраслей законодательства. Например, книга V содержит «Законы гражданские и межевые», а книга VIII – «Законы уголовные». Каждая книга СЗ состоит из одного или нескольких томов. Работа над кодификацией права Российской Империи не прекращалась до самой Октябрьской революции 1917 года. Всего было издано 15 томов СЗ, и в 1885 году в качестве отдельного 16-го тома вышли Судебные уставы. После 1857 года Свод законов полностью не переиздавался, а выходили лишь отдельные его тома. В 1860 году был издан Алфавитный указатель к СЗ. Также издавались ежегодные и сводные (за несколько лет) «Продолжения» СЗ с указанием упраздненных и измененных статей. Всего, если не ошибаюсь, было издано 12 томов «продолжений».

Нас с вами интересует Книга I «Свод учреждений государственных и губернских» Том I «Основные законы и учреждения государственные». Том I содержит «Свод основных государственных законов» и «Свод учреждений государственных». Оба свода имеют сквозную нумерацию статей. Свод основных государственных законов в редакции 1832 года состоит из 203 статей, а Свод учреждений государственных в той же редакции – из 2 750 статей! Свод основных государственных законов полностью отвечал своему названию. Его ни в коем случае не следует рассматривать в качестве конституции Российской Империи. До издания Октябрьского манифеста Российская Империя была абсолютной монархией, и ее подданные не обладали никакими политическими правами. В Своде основных государственных законов в редакции 1832 года даже не было главы «О правах и обязанностях российских подданных». Она появилась только 1906 году.

Рис. 7. Структура Книги первой «Свод учреждений государственных и губернских» Свода законов Российской Империи. Особо выделены три главы Основных государственных законов с 8 по 10, которые, помимо норм государственного права, содержат еще и конституционные положения. Особое место в их ряду занимает глава 8 «О правах и обязанностях российских подданных»
Рис. 7. Структура Книги первой «Свод учреждений государственных и губернских» Свода законов Российской Империи. Особо выделены три главы Основных государственных законов с 8 по 10, которые, помимо норм государственного права, содержат еще и конституционные положения. Особое место в их ряду занимает глава 8 «О правах и обязанностях российских подданных»

Завершая обзор особенностей законодательства Российской Империи, я должен сказать, что теоретически любой закон Российской Империи, как бы он не назывался, после публикации в ПСЗ подлежал кодификации в СЗ. Понятно, что издание Октябрьского манифеста 1905 года требовало даже не внесения поправок в Свод основных государственных законов Российской Империи, а разработки новой его редакции, но реформы продолжались и после издания Октябрьского манифеста, и это откладывало время приведения законодательства Империи в соответствие с новыми политическими принципами, провозглашенными Императором. 20 февраля (5 марта) 1906 года Император издает Высочайший манифест «О изменении Учреждения Государственного совета и о пересмотре Учреждения Государственной Думы», который превращал Государственный совет в верхнюю палату парламента. Так в России появился не просто парламент, а двухпалатный парламент, в котором Государственная дума была его нижней палатой. Это был последний из серии реформаторских манифестов Императора Николая II, изданных в 1905-1906 гг. Он опубликован в ПСЗ (Собрание 3-е, Том XXVI, 1906, Отделение первое, № 27423).

Рис. 8. Мариинский дворец с Санкт-Петербурге – резиденция Государственного совета думы Российской Империи. Фото начала XX века
Рис. 8. Мариинский дворец с Санкт-Петербурге – резиденция Государственного совета думы Российской Империи. Фото начала XX века

23 апреля (6 мая) 1906 года Император издает в качестве отдельного законодательного акта «Основные государственные законы», которые учитывали все уже провозглашенные политические нововведения. Этот акт был издан в ПСЗ (Собрание 3-е, Том XXVI, 1906, Отделение первое, № 27808). Затем он был целиком включен в Часть первую (Том I) СЗ – в Свод основных государственных законов (Российской Империи) – в качестве новой редакции его Первого раздела. Второй раздел остался неизменным, т.к. касался только императорской фамилии. В итоге, в Российской Империи появилась новая редакция Свода основных государственных законов, которая рассматривалась и рассматривается как первая полноценная и полнообъемная конституция России. Эта редакция Свода основных государственных законов состоит из 223 статей, а его первый раздел «Основные государственные законы» состоит из 124 статей. Для сравнения: раздел первый действующей Конституции Российской Федерации состоит из 137 статей, а раздел второй – из 9 частей (пунктов).

Должен признать, что в ходе всех этих превращений «неотъемлемых прав и свобод» у подданных Империи прибавилось, но появились и обязанности, столь не любимые «прогрессивной» российской интеллигенцией. Одним словом, первая Конституция Российской Империи, впервые появившись на свет в Октябрьском манифесте в виде трех политических деклараций, выросла и набрала вес, превратившись в итоге в Свод основных государственных законов (Российской Империи). Однако не следует забывать, что вначале был именно Октябрьский манифест и три его политические декларации «прав и свобод» подданных и населения Империи, которых вполне достаточно для любой конституции. Размеры конституции на самом деле значения не имеют. Имеет значение лишь то, что в ней действительно исполняется, а этого всегда до слез мало.

Рис. 9. Конституция Российской Федерации. Современные издания
Рис. 9. Конституция Российской Федерации. Современные издания

Как знать, может быть Россия, устав от пустословия, еще вернется к началу своих конституционных мытарств и блужданий?

Все фотографии из общедоступных источников

Литература по теме:

Чистяков О.И., Кутьина Г.А. (сост.). Государственный строй Российской Империи накануне крушения: Сборник законодательных актов. – М., 1995

Высочайший манифест Императора и самодержца Всероссийского Николай II от 17 (30) октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», manifest_17_oktyabrya_1905_g;

Свод основных государственных законов (Российской Империи) в редакции от 23 апреля 1906 года из состава Части первой (Тома I) Свода законов Российской Империи http://www.virtus-et-gloria.com/Laws.aspx?text=Chapter01