Найти тему
Архивариус Кот

«Грешный я, ах, какой грешный человек!»

И.М.Смоктуновский в роли Каркунова
И.М.Смоктуновский в роли Каркунова

(«Сердце не камень»)

На мой взгляд, самый омерзительный персонаж комедии «Сердце не камень» - это Потап Потапыч Каркунов. Автор в списке действующих лиц подчеркнёт, что он «богатый купец, старик», а мы очень скоро узнаем, что состояние его исчисляется миллионами: по миллиону он обещает отписать в завещании жене и племяннику, а когда передаст запись «куму» («А вот тебе записочка, что у меня есть наличными и прочим имуществом»), тот сможет только сказать: «Ого! Сколько у тебя наличных-то!»

Из рассказов его жены нам известно, что, фактически купив её, муж запер супругу в золотой клетке, при этом не жалея для неё ни дорогих нарядов, ни драгоценностей (правда, надеть их куда-либо возможности у неё не было).

Однако после смерти мужа она должна остаться практически ни с чем: «Ни жене, ни племяннику ничего, так разве малость какую». За что же такая немилость? А всё очень просто: «На них надежда плоха, они не умолят». Ему же нужно, «чтобы молились», поэтому отдаётся приказ: «Всё на бедных, неимущих... Вот и распиши! Ты порядок-то знаешь: туда столько, в другое место столько, чтобы вечное поминовение, на вечные времена… на вечные..»

А чуть раньше будет Каркунов сетовать: «Грешный я, ах, какой грешный человек! что грехов, что грехов! что неправды на душе, что обиды людям, что всякого угнетения!.. Так надо, чтоб за мою душу много народу молилось; выкупать надо душу-то из аду кромешного».

Тема греха... Не нова и вообще и для Островского в частности. Вспомним незабвенного Артамона Власьича (он же Советник) из фонвизинского «Бригадира»: «Каждый человек имеет дух и тело. Дух хотя бодр, да плоть немощна. К тому же, несть греха, иже не может быти очищен покаянием... Согрешим и покаемся». Вспомним, теперь уже у Островского, знаменитое «Я буду грешить и буду каяться так, как вы». Чем отличается Каркунов от этих персонажей?

Осознавая свою «грешность», он ведь нисколько не пытается её уменьшить. Да, в Евангелии от Луки есть слова «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Но ведь Каркунов отнюдь не собирается ни по-настоящему каяться, ни как-то менять своё поведение.

Я уже приводила рассказ Веры Филипповны: «Ещё теперь, как Потап Потапыч стал здоровьем припадать, так иной день и дома просидит; а прежде по будням я его днём-то и не видала. Из городу в трактир либо в клуб, и жди его до трёх часов утра... А по праздникам: от поздней обедни за обед, потом отдохнёт часа три, проснётся, чаю напьётся: "Скучно, говорит, с тобой. Поеду в карты играть". И нет его до утра».

А где ему весело? Естественно, в трактирах. Собираясь составлять завещание, Каркунов скажет: «"Пиши", ишь ты! что я напишу, что я знаю! Как напьёмся хорошенько, так "мыслете" писать наше дело; а перо-то возьмёшь, так ведь надо, чтоб оно слушалось».

Направляясь в очередной «рейд», Константин объяснит Ерасту: «По трактирам, а то куда ж больше. Надоело им без проказ пьянствовать, так теперь придумывают что чудней: антиков разных разыскивают, да и тешатся. У кого сила, так бороться заставляют; у кого голос велик, так многолетие им кричи; кто пьёт много, так поят на пари».

В.А.Дубровский и В.И.Бочкарёв в ролях Халымова и Каркунова
В.А.Дубровский и В.И.Бочкарёв в ролях Халымова и Каркунова

Только что Каркунов указывал «куму», что писать в подлинном завещании: «И больше всё, чтобы по мелочам, в раздачу нищей братии, по гривне сто тысяч, по пятаку триста». Великолепно продолжение этого диалога: «Это хорошо, это по крайности целиком в казну поступит; казне деньги нужны». - «Как, кум, в казну?» - «Чрез акцизное управление. Питейные заведения заторгуют хорошо». - «Ну, что ж, пущай! Все-таки каждый перед стаканом-то помянет добрым словом». - «Перед первым помянет, а на другой не хватит денег, так тебя ж и обругает».

Только что прикидывал, как его «грешное тело предать земле по христианскому обряду»: каких певчих лучше позвать, «чудовских иль нешумовских», да какой покров на гроб выбрать...

А сейчас, объявив: «Ну, супруга любезная, ну, племянничек дорогой, и ты, Ераст! молитесь Богу, молитесь Богу! Всех, всех наградил, всю жизнь поминать будете» (а чем поминать, раз почти нищими оставляет?),- и напившись чаю, он уже готов продолжать свои «подвиги»: «Что ж, кум, загуляли, значит?.. А их [женщин] не возьмём, кум, не возьмём! Пущай дома сидят! Вот вы и знайте! Да! Мы в разгул, а вы дома сидите!»

И затем вернётся ночью, раньше, чем полагали домашние, из-за доноса Константина, но успев уже порядочно напиться...

То, что он ни в грош не ставит племянника и даже в фальшивом завещании даёт ему наследство с оговоркой («Только чтоб он вечно поминал меня, а свое пьянство и безобразие оставил»), понять можно. Но его отношение к жене...

Сам он вынужден признать: «Жена у меня душа ангельская, голубица чистая». На вопрос, честно ли она жила с ним, отвечает: «Честно, честно. Что тут говорить — святая!» Племяннику заявит: «Не надейся, дружок, не надейся. Уж ты тем виноват: как ты смел против тётки… что она и что ты?.. Ты спьяну-то забылся; ты забыл, что ты ничто, ты прах, тлен, последний гвоздь в каблуке сапога моего! А тётка твоя женщина благочестивая, богомольная… Да ведь она жена моя, жена моя… Как же ты смел? Как ты меня, братец, обидел, как обидел». И, тем не менее, после его смерти она должна получить «разве малость какую».

Л.А.Милюзина и В.И.Бочкарёв в ролях Веры Филипповны и Каркунова
Л.А.Милюзина и В.И.Бочкарёв в ролях Веры Филипповны и Каркунова

Кроме того, ревнивый Каркунов остаётся таковым до конца. Когда он «отписывает» Вере наследство в фальшивом завещании с пометкой «Любезной супруге моей, Вере Филипповне, коли не выйдет она замуж и не заведет любовника, миллион», можно подумать, что купец просто издевается, зная, что всё, сейчас продиктованное им, кум «захерит». Но ведь и в самом конце пьесы, практически прикованный к креслу, он об этом не забывает: «Только одно от меня требовал, чтоб я поклялась нейти замуж после его смерти».

И вспомним финал пьесы. После ухода Ераста «Вера Филипповна сидит у стола в задумчивости». Эта задумчивость вызывает у моих читателей самые разные мысли. Кто-то не видит здесь «никакого смятения чувств влюблённой женщины после общения с якобы предметом любви», кто-то считает, что «слова Ераста пробудили в ней мысли о возможном счастье и любви в принципе, а не конкретно к нему». Мне же кажется, что смятение было раньше, когда она судорожно решала, впустить его или нет. А сейчас думает она именно о нём (не случайно же в сцене прощания она так часто поправляла себя на полуслове!). Думает и принимает своё отчаянное решение (ни в коем случае не хочу навязывать свою точку зрения всем). И вот после этого она, раньше говорившая, что замужем ей не быть, открыто объявит: «Я вам откровенно скажу, я замуж пойду».

И вернёмся к Каркунову. Перед этими он говорил «дрожащим голосом»,не мог довести до конца фразы («Я вот сейчас… торжественно… потому, кум, кума, Аполлинария Панфиловна, вы знаете, как мои чувства, ежели насчёт души моей… как её устроить… значит, чтоб на вечное поминовение… я не могу сам; а всё она, всё она»), умилённо и униженно обращался к Вере («Теперь выгони ты меня, дурака, из дому-то! Всё твоё, всё… дарственная… Я гость у тебя, а ты хозяйка... нет… она меня не выгонит… Как она об душе моей хлопочет…»), а теперь откуда только силы взялись: «Как, как ты говоришь?.. Змея, змея!.. Она моей смерти ждёт, моей смерти радоваться будет». И готов на преступление: «Так не дождаться ей, не радоваться. (Быстро поднимается.) Я её убью. (Подымает палку.) Пусть умирает прежде меня... Прочь! Между мужем и женой посредников нет. (Подходя к Вере Филипповне.) Так ты моей смерти ждёшь? Гляди на меня! Гляди на меня!»

Эгоистом, собственником он останется до самого конца. Последние его слова указывают вроде бы на осознание своей неправоты («За пятнадцать-то лет любви, покоя, за всё её усердие убить хотел. Вот какой я добрый. А ещё умирать собираюсь»), на смирение («Нет, я не убью её, не убью и не свяжу… Пусть живёт, как ей угодно; как бы она ни жила, что бы она ни делала, она от добра не отстанет и о душе моей помнить будет») и даже полное примирение со всем («Владей всем, владей! Тебе и владеть! А я должен благодарить Бога, что нашёл человека, который знает, на что богатым людям деньги даны и как богатому человеку проживать их следует, чтоб непостыдно мог стать он перед последним судом»), но надолго ли это?

Е.А. Яковлева и И.М.Смоктуновский в ролях Веры Филипповны и Каркунова
Е.А. Яковлева и И.М.Смоктуновский в ролях Веры Филипповны и Каркунова

И что ещё Вере предстоит перенести?..

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь"

"Путеводитель" по пьесам Островского здесь